Участники административного судопроизводства - Pravohelp24.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Участники административного судопроизводства

Тема 10. УЧАСТНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА.

Вопросы для обсуждения по теме:

1. Административный процесс как разновидность управленческой деятельности.

2. Полномочия органов и должностных лиц по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

3. Правовой статус участников административного процесса.

4. Доказательства в административном процессе.

Основные понятия:

Административный процесс– урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность по рассмотрению и разрешению индивидуальных конкретных дел в сфере государственного управления уполномоченными на то субъектами административно-процессуальных отношений в целях обеспечения законности и укрепления правопорядка (юридическое понимание).

Принципы административного процесса– законность, объективность (материальная истина), гласность, равенство гражданина перед законом и органом, разрешающим дело, экономичность и эффективность, безвозмезд-ность процесса, ответственность за нарушение правил процесса и за принятой решение.

Субъекты административного процесса– носители административно-процессуальных прав и обязанностей (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, государственные органы, предприятия, учреждения, организ-ации, государственные служащие).

Граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, составляющие многочисленную группу субъектов административного процесса, могут участвовать в нем в качестве заявителя, посредством подачи жалобы или заявления; стороны в административном споре, которой заявителем предъяв-лено требование о восстановлении нарушенного или оспариваемого права; третьего лица, как заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, так и не заявляющего таких требований; лица, привлекаемого к администра-тивной ответственности; потерпевшего; представителя; свидетеля, переводчика, эксперта; лица, от собственного имени защищающего права и интересы других лиц.

Государственные органы, государственные служащие, предприятия, учреждения, организации могут участвовать в процессе в качестве стороны административно-правового спора; субъекта, возбудившего административное дело; субъекта, рассматривающего и разрешающего дело; субъекта, защищающего права и законные интересы других лиц; представителя; государственный служащий также может выступать в качестве лица, привлекаемого к административной ответственности.

Субъекты административного процесса должны обладать административно-процессуальной право- и дееспособностью.

Административно-процессуальная правоспособность – способность иметь административно-процессуальные права и обязанности. Она признается за всеми участниками процесса.

Административно-процессуальная дееспособность – реальная возможность осуществлять свои права и выполнять обязанности, а также поручать ведение дела представителю в административном процессе. Если иное не предусмотрено законодательством, у граждан она возникает при достижении ими 12-летнего возраста, у государственных служащих – с момента вступления в должность, у государственных органов, предприятий, учреждений, организаций – с момента их образования в установленном законом порядке.

Участники административного процесса– судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, лицо, в отношении которого ведется административный процесс, защитник, потерпевший, законный предс-тавитель, представитель, секретарь судебного заседания, свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой.

Государственная пошлина– установленный нормативными правовыми актами обязательный и действующий на территории Республики Беларусь платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

Законные представители– лица, правомочные выступать в защиту прав и законных интересов других граждан, которые в силу своего физического состояний, являясь дееспособными, не могут лично осуществлять свои права и обязанности (несовершеннолетние), либо по своему физическому или психическому состоянию лишены возможности самостоятельно реализовать свои права.

Законные представители граждан по делам об административных правонарушениях могут выступать в интересах всего лишь двух участников процесса. К ним законодатель относит лицо, привлекаемого к административной ответственности, а также потерпевшего.

Понятой– в административном процессе физическое лицо, присутствующее при осуществлении определенных юридических действий процессуального характера и удостоверяющее факт совершения, содержание и результаты указанных действий. В соответствии со ст. 4.10 ПИКоАП понятой является участником административного процесса.

Потерпевший– в административном процессе физическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, иму-щественный или моральный вред, а также юридическое лицо, которому причинен имущественный вред или вред деловой репутации.

Задания:

1. Подготовьте доклад (составьте проект Регламента) деятельности коллегиального органа, рассматривающего дела об административных правонарушениях.

2. Составьте таблицу сравнительного анализа процессуального статуса эксперта и специалиста.

3. Подготовьте доклад с анализом полномочий органов внутренних дел, связанных с рассмотрением дел об административных правонарушениях.

4. Напишите эссе, в котором отразите особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в судебном порядке.

Задачи и ситуации:

1. Нумизмату Портному было назначено производство экспертизы, связанной с исследованием монет, обнаруженных у пассажира во время таможенного контроля в аэропорту «Минск-2». Портному был задан ряд вопросов: когда были изготовлены монеты; где были изготовлены; из какого металла или сплава; какую ценность они представляют (историческую, культурную или археологическую). Однако он отказался от дачи заключения.

Чем, на Ваш взгляд, Портной мог аргументировать свой отказ?

2. Усенок (до замужества Коледа) была вызвана в суд для дачи свидетельских показаний в отношении правонарушения, совершенного ее братом Коледой. Однако отвечать на вопросы она отказалась, заявив, что имеет право не давать показаний против своего близкого родственника. Судья возразил, отметив, что, согласно имеющимся в деле документам, Коледа прихо-дится ей сводным братом, будучи сыном второй жены ее отца.

Определите, имела ли Усенок право отказаться от дачи показаний против Коледы?

Какими правами обладает свидетель по делу об административном правонарушении?

Кого ПИКоАП относит к числу близких родственников?

3. Сотрудник таможенного поста аэропорта «Минск-2» обнаружил нарушение таможенных правил гражданином Республики Беларусь Недвецким, прилетевшим из США. По этому факту был составлен протокол.

Какие должностные лица могут рассмотреть дело и вынести постанов-ление?

4. Шариков выступал в качестве защитника по доверенности от имени своего родного брата, в отношении которого было возбуждено администра-тивное дело по ст. 17.1. В суде ему был заявлен отвод, поскольку он является сотрудником милиции. Шариков по этому поводу пояснил, что, он во-первых, он выступает защитником бескорыстно; во-вторых, он выступает не как сотрудник милиции, а как частное лицо и, в-третьих, он не является сотрудником милиции отдела, где было возбуждено дело против его брата.

Определите, имел ли Шариков право выступать в качестве защитника по делу?

Изменилась бы ситуация, если бы Шариков являлся сотрудником отдела, возбудившего дело?

Какие обстоятельства исключают возможность участия защитника в административном процессе?

5. Пассажир электрички «Минск–Пуховичи» Тищенко, находясь в нетрезвом состоянии, самовольно и без надобности сорвал стоп-кран и остановил поезд.

Должностные лица каких государственных органов вправе рассмотреть дело о правонарушении?

6. При составлении протокола об административном правонарушении в отношении гражданина Монголии Байрама было отмечено, что он не владеет русским языком. С учетом этого обстоятельства судья привлек в качестве переводчика преподавателя филологического факультета БГУ, но он не явился в суд. Поэтому судья принял решение привлечь в качестве переводчика сына Байрама, находившегося вместе с ним. Сотрудник милиции Веренич, возбудивший дело, заявил отвод, указав на родственную связь. Судья отвод отклонил, мотивируя тем, что согласно статье 11.2 ПИКоАП дело о право-нарушении, совершение которого влечет административный арест, должно быть рассмотрено в день получения протокола. Поскольку привлечь независимого переводчика не представилось возможным, эти функции в связи процессуальной необходимостью, по мнению судьи, должны быть возложены на любое лицо, владеющее соответствующим иностранным языком.

Проведите правовой анализ ситуации.

Правомерна ли неявка в суд переводчика?

Правомерен ли отвод, заявленный Вереничем?

Правомерно ли решение судьи об отклонении отвода и рассмотрении дела с участием сына Байрама?

7. Водитель Щербаков был командирован в сельскую местность на уборку урожая. За нарушение правил дорожного движения (превышение скорости) он был подвергнут штрафу участковым инспектором милиции, обслуживающим данный населенный пункт. Щербаков обжаловал это решение начальнику РОВД, который его отменил.

Почему начальник РОВД счел необходимым отменить постановление о наложении взыскания.

8. В проведении осмотра места дорожно-транспортного происшествия в качестве специалиста участвовал эксперт-криминалист РОВД Жук. В процессе рассмотрения дела возникла необходимость проведения второй авто-технической экспертизы. Поскольку второй эксперт Сергеев находился в отпуске, а привлекаемый для производства подобных экспертиз доцент института Губарев был болен, экспертиза была назначена единственному в данный момент специалисту – автотехнику Жуку.

В чем отличие специалиста от эксперта?

Допустимо ли, чтобы одно и то же лицо участвовало в деле как специалист и как эксперт?

Как бы Вы поступили на месте лица, назначившего экспертизу?

Нормативные правовые акты:

· Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. № 194-З. — Мн.: Амалфея, 2007.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10839 — | 7391 — или читать все.

95.47.253.202 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Участники административного судопроизводства в суде общей юрисдикции

Субъекты административного судопроизводства — это участники возникающих при рассмотрении и разрешении дел административного судопроизводства процессуальных отношений.

Субъекты административного судопроизводства в зависимости от степени влияния на исход дела, характера заинтересованности имеют разное процессуальное положение. Поэтому субъекты административного, как и гражданского, судопроизводства подразделяются на три группы:

2) лица, участвующие в деле;

3) лица, содействующие осуществлению правосудия.

2. Суд как субъект административного судопроизводства. Понятие суда охватывает суды первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. При этом полномочия судов осуществляют назначенные в установленном законом порядке судьи.

Правовое положение суда в административном судопроизводстве характеризуется соединением в его лице двух качеств: с одной стороны, суд — участник процессуальных отношений, с другой — суд выступает в качестве органа, наделенного правомочием разрешать все вопросы, которые могут возникнуть в связи с рассмотрением конкретного дела. Суд для участия в судебном административном процессе наделяется самыми разнообразными властными полномочиями, образующими в совокупности его компетенцию. Компетенция как основание участия суда отражает властное начало судейской деятельности и его правовой статус.

3. Лица, участвующие в деле.К числу указанных лиц согласно ст. 37 КАС относятся стороны; заинтересованные лица; прокурор; органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц. Правовое положение лиц, участвующих в деле, характеризует прежде всего наличие юридической заинтересованности в исходе административного дела. Кроме того, лица, участвующие в деле, наделены с целью защиты их прав и охраняемых законом интересов возможностью принимать активное участие в административном судопроизводстве при рассмотрении судом всех материально-правовых и процессуально-правовых вопросов по делу. Лица, участвующие в деле, могут активно влиять на развитие судебного административного процесса по конкретному делу, вправе высказывать и обосновывать свои суждения в ходе судебного заседания по всем вопросам, возникающим в ходе процесса, в том числе путем подачи жалоб.

4. Права и обязанности лиц, участвующих в деле.Сообразно правовому статусу лиц, участвующих в деле, с учетом их заинтересованности в исходе дела в административном процессуальном законодательстве закреплен широкий круг их правомочий. В соответствии со ст. 45 КАС лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами административного дела, делать выписки из них и снимать с них копии; заявлять отводы; представлять доказательства, до начала судебного разбирательства знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в этом деле, и с доказательствами, истребованными в том числе по инициативе суда, участвовать в исследовании доказательств; задавать вопросы другим участникам судебного процесса; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств, знакомиться с протоколом судебного заседания, результатами аудио- и (или) видеопротоколирования хода судебного заседания, если такое протоколирование осуществлялось, и представлять письменные замечания к протоколу и в отношении результатов аудио- и (или) видеопротоколирования; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам; возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле; знать о жалобах, поданных другими лицами, участвующими в деле, о принятых по данному административному делу судебных актах и получать копии судебных актов, принимаемых в виде отдельного документа; знакомиться с особым мнением судьи по административному делу; обжаловать судебные акты в части, касающейся их прав, свобод и законных интересов; пользоваться другими процессуальными правами, предоставленными КАС.

Читайте также:  Узнать готовность документов рвп одинцово

В частности, лица, участвующие в деле, вправе направлять в суд заявления, ходатайства, иные документы, связанные с рассмотрением административного дела, в электронном виде, заполнять формы документов, размещенных на официальном сайте суда в сети Интернет в порядке, установленном ВС РФ, представлять в суд сведения в виде электронных документов, изготовленных ими либо иными лицами, органами, организациями. Они также вправе по их ходатайству получать с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет, копии судебных актов, извещений, вызовов в суд и иных документов (за исключением документов, содержащих информацию, доступ к которой в соответствии с законодательством ограничен) в виде электронных документов, подписанных судьей усиленной квалифицированной электронной подписью.

Важно подчеркнуть, что лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Недобросовестное заявление неосновательного административного иска, противодействие, в том числе систематическое, лиц, участвующих в деле, правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административного дела, а также злоупотребление процессуальными правами в иных формах влекут за собой наступление для этих лиц последствий, предусмотренных КАС.

Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, предусмотренные КАС, а также обязанности, возложенные на них судом в соответствии с КАС. Неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой наступление для этих лиц последствий, предусмотренных КАС.

5. Краткая характеристика лиц, участвующих в деле.Указанные лица представляют собой сложную по составу группу субъектов административного судопроизводства. При характеристике сторонважно обратить внимание на то, что административный истец и административный ответчик являются основными участниками процесса по конкретному делу. В связи со спором между ними возникает судебный административный процесс, и перед судом стоит задача разрешить его. Стороны полностью равноправны в своем правовом положении, их интересы одинаково защищаются административным процессуальным законодательством.

Заинтересованные лица— это лица, права и обязанности которых могут быть затронуты при разрешении административного дела. Они вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда. Они схожи по своему статусу с третьими лицами в гражданском судопроизводстве по ГПК и АПК. Однако КАС прямо не выделяет третьих лиц как участников административного судопроизводства.Особое место в административном судопроизводстве занимает прокурор. Он вправе участвовать в судебном административном процессе путем подачи административного искового заявления, возбуждая дело либо вступая в уже начатый процесс для дачи заключения по административному делу. Своеобразие процессуального положения органов, организаций и лиц, обращающихся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц, заключается в защите ими в суде интересов не собственных, а других лиц, неопределенного круга лиц либо группы лиц. Судебные представителизащищают в административном судопроизводстве интересы представляемых ими лиц.

Более подробно характеристика правового статуса отдельных категорий лиц, участвующих в деле, излагается в последующих параграфах данной главы учебника.

6. Лица, содействующие осуществлению правосудия (ст. 48 КАС).В судебном административном процессе наряду с лицами, участвующими в деле, могут участвовать лица, содействующие осуществлению правосудия, в том числе эксперт, специалист, свидетель, переводчик, секретарь судебного заседания. Какими-либо существенными правами лица, содействующие осуществлению правосудия, не наделены. В первую очередь их правовой статус в судебном административном процессе определяется выполнением возложенных на них процессуальных обязанностей. Например, свидетель обязан правдиво сообщить суду известную ему информацию по вопросам, имеющим значение для дела. Эксперт обязан подготовить экспертное заключение по вопросам, поставленным перед ним судом. Отдельные лица, содействующие осуществлению правосудия, имеют и определенные процессуальные права, наделение их которыми связано с созданием условий для более успешного выполнения возложенных на них обязанностей. Например, эксперт, поскольку это необходимо для дачи заключения, имеет право знакомиться с материалами административного дела, относящимися к объекту исследования.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Участники административного судопроизводства

§ 1. Понятие и особенности состава участников дел
административного судопроизводства

1. Понятие и классификация субъектов административного судопроизводства. Рассмотрение административного дела невозможно без привлечения самого разного круга его участников, каждый из которых сообразно своему процессуальному положению наделяется определенным кругом прав и обязанностей, обладает возможностью либо не имеет возможности влиять на динамику административного судопроизводства.
Таким образом, субъекты административного судопроизводства — это участники возникающих при рассмотрении и разрешении дел административного судопроизводства процессуальных отношений.
Субъекты административного судопроизводства в зависимости от степени влияния на исход дела, характера заинтересованности имеют разное процессуальное положение. Поэтому субъекты административного, как и гражданского, судопроизводства подразделяются на три группы:
1) суды;
2) лица, участвующие в деле;
3) лица, содействующие осуществлению правосудия.
2. Суд как субъект административного судопроизводства. Суд занимает особое положение в процессуальных отношениях. Понятие суда охватывает суды первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. При этом полномочия судов осуществляют назначенные в установленном законом порядке судьи.
Правовое положение суда в административном судопроизводстве характеризуется соединением в его лице двух качеств: с одной стороны, суд — участник процессуальных отношений, с другой — суд выступает в качестве органа, наделенного правомочием разрешать все вопросы, которые могут возникнуть в связи с рассмотрением конкретного дела . Суд для участия в судебном административном процессе наделяется самыми разнообразными властными полномочиями, образующими в совокупности его компетенцию. Компетенция как основание участия суда отражает властное начало судейской деятельности и его правовой статус.
———————————
См.: Комиссаров К.И. Применение норм гражданского процессуального права // Проблемы применения норм гражданского процессуального права. Свердловск, 1976. С. 15.

3. Лица, участвующие в деле. К числу указанных лиц согласно ст. 37 КАС относятся стороны; заинтересованные лица; прокурор; органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц. Правовое положение лиц, участвующих в деле, характеризует прежде всего наличие юридической заинтересованности в исходе административного дела. Кроме того, лица, участвующие в деле, наделены с целью защиты их прав и охраняемых законом интересов возможностью принимать активное участие в административном судопроизводстве при рассмотрении судом всех материально-правовых и процессуально-правовых вопросов по делу. Лица, участвующие в деле, могут активно влиять на развитие судебного административного процесса по конкретному делу, вправе высказывать и обосновывать свои суждения в ходе судебного заседания по всем вопросам, возникающим в ходе процесса, в том числе путем подачи жалоб.
4. Права и обязанности лиц, участвующих в деле. Сообразно правовому статусу лиц, участвующих в деле, с учетом их заинтересованности в исходе дела в административном процессуальном законодательстве закреплен широкий круг их правомочий. В соответствии со ст. 45 КАС лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами административного дела, делать выписки из них и снимать с них копии; заявлять отводы; представлять доказательства, до начала судебного разбирательства знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в этом деле, и с доказательствами, истребованными в том числе по инициативе суда, участвовать в исследовании доказательств; задавать вопросы другим участникам судебного процесса; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств, знакомиться с протоколом судебного заседания, результатами аудио- и (или) видеопротоколирования хода судебного заседания, если такое протоколирование осуществлялось, и представлять письменные замечания к протоколу и в отношении результатов аудио- и (или) видеопротоколирования; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам; возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле; знать о жалобах, поданных другими лицами, участвующими в деле, о принятых по данному административному делу судебных актах и получать копии судебных актов, принимаемых в виде отдельного документа; знакомиться с особым мнением судьи по административному делу; обжаловать судебные акты в части, касающейся их прав, свобод и законных интересов; пользоваться другими процессуальными правами, предоставленными КАС.
В частности, лица, участвующие в деле, вправе направлять в суд заявления, ходатайства, иные документы, связанные с рассмотрением административного дела, в электронном виде, заполнять формы документов, размещенных на официальном сайте суда в сети Интернет в порядке, установленном ВС РФ, представлять в суд сведения в виде электронных документов, изготовленных ими либо иными лицами, органами, организациями. Они также вправе по их ходатайству получать с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет, копии судебных актов, извещений, вызовов в суд и иных документов (за исключением документов, содержащих информацию, доступ к которой в соответствии с законодательством ограничен) в виде электронных документов, подписанных судьей усиленной квалифицированной электронной подписью.
Важно подчеркнуть, что лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Недобросовестное заявление неосновательного административного иска, противодействие, в том числе систематическое, лиц, участвующих в деле, правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административного дела, а также злоупотребление процессуальными правами в иных формах влекут за собой наступление для этих лиц последствий, предусмотренных КАС.
Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, предусмотренные КАС, а также обязанности, возложенные на них судом в соответствии с КАС. Неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой наступление для этих лиц последствий, предусмотренных КАС.
5. Краткая характеристика лиц, участвующих в деле. Указанные лица представляют собой сложную по составу группу субъектов административного судопроизводства. При характеристике сторон важно обратить внимание на то, что административный истец и административный ответчик являются основными участниками процесса по конкретному делу. В связи со спором между ними возникает судебный административный процесс, и перед судом стоит задача разрешить его. Стороны полностью равноправны в своем правовом положении, их интересы одинаково защищаются административным процессуальным законодательством.
Заинтересованные лица — это лица, права и обязанности которых могут быть затронуты при разрешении административного дела. Они вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда. Они схожи по своему статусу с третьими лицами в гражданском судопроизводстве по ГПК и АПК. Однако КАС прямо не выделяет третьих лиц как участников административного судопроизводства.
Особое место в административном судопроизводстве занимает прокурор. Он вправе участвовать в судебном административном процессе путем подачи административного искового заявления, возбуждая дело либо вступая в уже начатый процесс для дачи заключения по административному делу. Своеобразие процессуального положения органов, организаций и лиц, обращающихся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц, заключается в защите ими в суде интересов не собственных, а других лиц, неопределенного круга лиц либо группы лиц. Судебные представители защищают в административном судопроизводстве интересы представляемых ими лиц.
Более подробно характеристика правового статуса отдельных категорий лиц, участвующих в деле, излагается в последующих параграфах данной главы учебника.
6. Лица, содействующие осуществлению правосудия (ст. 48 КАС). В судебном административном процессе наряду с лицами, участвующими в деле, могут участвовать лица, содействующие осуществлению правосудия, в том числе эксперт, специалист, свидетель, переводчик, секретарь судебного заседания. Какими-либо существенными правами лица, содействующие осуществлению правосудия, не наделены. В первую очередь их правовой статус в судебном административном процессе определяется выполнением возложенных на них процессуальных обязанностей. Например, свидетель обязан правдиво сообщить суду известную ему информацию по вопросам, имеющим значение для дела. Эксперт обязан подготовить экспертное заключение по вопросам, поставленным перед ним судом. Отдельные лица, содействующие осуществлению правосудия, имеют и определенные процессуальные права, наделение их которыми связано с созданием условий для более успешного выполнения возложенных на них обязанностей. Например, эксперт, поскольку это необходимо для дачи заключения, имеет право знакомиться с материалами административного дела, относящимися к объекту исследования.
7. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность. Согласно ст. 5 КАС способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами, органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, общественными объединениями, религиозными и иными организациями, в том числе некоммерческими, а также общественными объединениями и религиозными организациями, не являющимися юридическими лицами, если они согласно КАС и другим федеральным законам обладают правом на судебную защиту своих прав, свобод и законных интересов в публичной сфере.
Способность своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение административного дела представителю, и исполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная дееспособность) принадлежит:
1) гражданам, достигшим возраста 18 лет и не признанным недееспособными;
2) несовершеннолетним гражданам в возрасте от 16 до 18 лет и гражданам, ограниченным в дееспособности, — по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых указанные граждане согласно закону могут участвовать самостоятельно. В случае необходимости суд может привлечь к участию в рассмотрении административного дела законных представителей этих граждан;
3) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, избирательным комиссиям, комиссиям референдума, общественным объединениям, религиозным и иным организациям, в том числе некоммерческим;
4) общественным объединениям и религиозным организациям, не являющимся юридическими лицами, — по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых эти объединения и организации согласно законодательству могут участвовать.
Права, свободы и законные интересы граждан, которые не достигли возраста 18 лет, граждан, которые ограничены в дееспособности и не могут согласно законодательству самостоятельно участвовать в административных делах, возникающих из спорных административных и иных публичных правоотношений, защищают в судебном процессе их законные представители. В случае необходимости суд может привлечь этих граждан к участию в рассмотрении административного дела.
Права, свободы и законные интересы граждан, признанных недееспособными, защищают в судебном процессе их законные представители.
Следует подчеркнуть, что для признания административной процессуальной правоспособности и дееспособности (правосубъектности) за организациями нет необходимости в наличии статуса юридического лица, поскольку последний является основанием для участия в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Правовое положение организаций в административных и иных публичных правоотношениях определяется их статусом как субъектов публичного права. Статус же юридического лица предоставляется, например, государственным органам для материально-технического обеспечения их деятельности и не связан с наделением административной процессуальной правосубъектностью.
Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом, международным договором этой страны с Российской Федерацией и законодательством, регулирующим вопросы участия этих лиц в спорных административных и иных публичных правоотношениях. Личным законом иностранного гражданина считается право страны, гражданство которой гражданин имеет. В случае если гражданин наряду с гражданством Российской Федерации имеет гражданство иностранного государства, его личным законом считается российское право. При наличии у иностранного гражданина гражданства нескольких иностранных государств его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства. В случае если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом считается российское право. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.
Лицо, не обладающее процессуальной дееспособностью в соответствии с личным законом, может быть признано на территории Российской Федерации обладающим административной процессуальной дееспособностью в соответствии с российским правом.
Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность иностранных организаций (административная процессуальная правосубъектность) определяются правом страны, в которой соответствующая организация учреждена, международным договором этой страны с Российской Федерацией и законодательством, регулирующим вопросы участия таких организаций в спорных административных и иных публичных правоотношениях.
Иностранная организация, не обладающая процессуальной правосубъектностью в соответствии с правом страны, в которой организация учреждена, может быть признана на территории Российской Федерации обладающей административной процессуальной правосубъектностью в соответствии с российским правом.
Административная процессуальная правосубъектность международной организации устанавливается на основе международного договора, в соответствии с которым она создана, ее учредительных документов или соглашения с компетентным органом Российской Федерации.

Читайте также:  Последовательность продажи автомобиля

Участники административного судопроизводства: предмет и стороны процесса

Участники административного судопроизводства – круг лиц, которые в рамках обозначенного процесса наделены перечнем определенных прав и списком обязанностей. Каждый из участников выполняет конкретные законные функции, и несет ответственность за свои действия.

Участники административного судопроизводства

Отличия административных судопроизводств от аналогичных процессов

При сравнительном анализе можно указать ряд существенных отличий, выделяющий судопроизводства административной направленности от:

  • конституционных;
  • уголовных;
  • гражданских;
  • арбитражных и т.д.

Такой нюанс, как определение участников административного судопроизводства, как и многие другие, регулируется специализированным документом — Кодексом Административного судопроизводства нашей страны

Одним из таких отличий выступает обязательное определение перечня граждан, участвующих в рассмотрении дела. В частности, в каждом случае производится непеременное обозначение так называемых сторон процесса – участников, противоборствующих друг другу в рамках судопроизводства.

Выступать в роли главных членов спора, разрешаемого при помощи суда в рамках правовых норм в области административного права и публичной морали, могут:

  • заявители (выше обозначенные стороны спора);
  • лица, заинтересованные в результатах процесса.

Таким образом, можно подытожить, что участие в делах административного судопроизводства любые лица принимают для того, чтобы защитить присущие им права, коими они наделены, будучи гражданами нашей страны.

Что такое административное производство: определение

Административное расследование – это комплекс установленных законом действий по установлению возникших обстоятельств, приведших к административному правонарушению. Как и любое другое расследование, этот процесс требует определенного времени. Чтобы разобраться, о чем пойдет речь в рассмотрении процесса административного расследования, необходимо знать, какие действия относятся к административным нарушениям. О них и поговорим в специальной статье.

Предмет судопроизводства административного характера

Что касается предмета производственного процесса, проходящего в рамках судебного разбирательства, необходимо указать определенные позиции, сформировавшиеся относительно него на сегодняшний день. О каких позициях идет речь, смотрите далее в таблице.

Таблица 1. Предмет судопроизводственного процесса административного характера

ХарактеристикаОписание
Дела данной категории подразумевают отсутствие спора о правеВвиду обозначенной особенности, административное судопроизводство можно отнести к явлениям уникального характера, так как в нем:
  • отсутствуют спорящие стороны;
  • имеются только участники, в чем-либо заинтересованные.
  • Рассмотрение споров определенной категорииВторой важный нюанс состоит в том, что в ходе судопроизводства интересующего нас типа, производится рассмотрение споров:
  • административного;
  • публично-правового характера.
  • Исполнение роли судебного контроляАдминистративный судебно-производственный процесс выступает своего рода инструментом отслеживания законности действий, предпринимаемых органами государства и муниципальных образований.

    Главными сторонами процесса будут выступать противники — истец и ответчик

    Стороны-участницы административного судопроизводства

    Исходя их всего вышеперечисленного, нужно сказать, что такие участники судопроизводства административного характера, как стороны, могут быть представлены административными:

    Чтобы стать стороной интересующего нас процесса, лицо должно обладать правоспособностью и дееспособностью, определяемыми в разрезе ролей, которые будут ими исполняться в суде.

    Следует упомянуть, что перечень граждан, которые могут стать истцами по административному делу, намного превышает аналогичный список для производств, проводимых согласно положениям:

    • Гражданско-процессуального Кодекса;
    • Арбитражно-процессуального Кодекса.

    Кодекс административного судопроизводства РФ, Статья 38. Стороны

    Иные участники и заинтересованные в процессе лица

    В качестве заявителя, подающего иск, и в роли ответчика также могут выступать специализированные избирательные комиссии, являющиеся в рамках рассматриваемого в статье процесса одним из важнейших его субъектов.

    Помимо сторон участниками в деле могут стать также граждане или организации, заинтересованные относительно его результатов, или имеют к нему какое-либо иное отношение.

    Одним из самостоятельных членов разбирательств будет являться такое лицо, как прокурор.

    Также принимают участие в подобных рассмотрениях судебных дел:

    • государственные и иные органы;
    • различного типа образования;
    • обычные граждане.

    КАС РФ Статья 47. Заинтересованные лица

    Представители обозначенных категорий в рамках административного судопроизводства обращаются в судебную инстанцию ради того, чтобы:

    • защитить законные интересы иных конкретных граждан;
    • отстоять интересы и права неопределенного перечня человек.

    Помните, что при условии подачи искового заявления от одного из представителей обозначенных категорий, оно должно изменяться под соответствующие требования, касающиеся оформления бумаги.

    Целью инициирования административных производств является желание защитить права, законные свободы и личные интересы граждан страны и различных образований, расположенных на ее территории

    Правила отказа от исковых заявлений участниками административного судопроизводства

    В отличие от процессов, рассматривающийся в рамках гражданско-правовых норм, судебное производство административного типа предполагает наличие особенных правил, которые нужно соблюдать, изъявляя отказ от ранее заявленных ими в суде требований.

    Так, если иск отзывают государственные инстанции, какие-либо организации или граждане, изначальной целью которых была защита законных прав и свободы неопределенного перечня человек, выступающих субъектами правоотношений публичного характера, то по существу в этом случае процесс все равно продолжает рассматриваться.

    Если же отзыв иска связан с непосредственным выполнением ответчиком всех предъявляемых требований, то суд с радостью данный отказ примет, и производство по делу будет прекращено на все сто процентов.

    Процессуальные гарантии прав участников административного процесса

    Заключение

    Участниками административного судопроизводства могут стать как люди, так и организации, если целью оных является защита естественных прав, законных свобод и интересов населения нашей страны. Существуют важные нюансы по данному вопросу, которые необходимо изучить. Советуем вам отнестись к ним со всей внимательностью.

    Видео – Кодекс административного судопроизводства

    Тема 10. УЧАСТНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА.

    Вопросы для обсуждения по теме:

    1. Административный процесс как разновидность управленческой деятельности.

    2. Полномочия органов и должностных лиц по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

    3. Правовой статус участников административного процесса.

    4. Доказательства в административном процессе.

    Основные понятия:

    Административный процесс– урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность по рассмотрению и разрешению индивидуальных конкретных дел в сфере государственного управления уполномоченными на то субъектами административно-процессуальных отношений в целях обеспечения законности и укрепления правопорядка (юридическое понимание).

    Принципы административного процесса– законность, объективность (материальная истина), гласность, равенство гражданина перед законом и органом, разрешающим дело, экономичность и эффективность, безвозмезд-ность процесса, ответственность за нарушение правил процесса и за принятой решение.

    Субъекты административного процесса– носители административно-процессуальных прав и обязанностей (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, государственные органы, предприятия, учреждения, организ-ации, государственные служащие).

    Граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, составляющие многочисленную группу субъектов административного процесса, могут участвовать в нем в качестве заявителя, посредством подачи жалобы или заявления; стороны в административном споре, которой заявителем предъяв-лено требование о восстановлении нарушенного или оспариваемого права; третьего лица, как заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, так и не заявляющего таких требований; лица, привлекаемого к администра-тивной ответственности; потерпевшего; представителя; свидетеля, переводчика, эксперта; лица, от собственного имени защищающего права и интересы других лиц.

    Государственные органы, государственные служащие, предприятия, учреждения, организации могут участвовать в процессе в качестве стороны административно-правового спора; субъекта, возбудившего административное дело; субъекта, рассматривающего и разрешающего дело; субъекта, защищающего права и законные интересы других лиц; представителя; государственный служащий также может выступать в качестве лица, привлекаемого к административной ответственности.

    Субъекты административного процесса должны обладать административно-процессуальной право- и дееспособностью.

    Административно-процессуальная правоспособность – способность иметь административно-процессуальные права и обязанности. Она признается за всеми участниками процесса.

    Административно-процессуальная дееспособность – реальная возможность осуществлять свои права и выполнять обязанности, а также поручать ведение дела представителю в административном процессе. Если иное не предусмотрено законодательством, у граждан она возникает при достижении ими 12-летнего возраста, у государственных служащих – с момента вступления в должность, у государственных органов, предприятий, учреждений, организаций – с момента их образования в установленном законом порядке.

    Участники административного процесса– судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, лицо, в отношении которого ведется административный процесс, защитник, потерпевший, законный предс-тавитель, представитель, секретарь судебного заседания, свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой.

    Государственная пошлина– установленный нормативными правовыми актами обязательный и действующий на территории Республики Беларусь платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

    Законные представители– лица, правомочные выступать в защиту прав и законных интересов других граждан, которые в силу своего физического состояний, являясь дееспособными, не могут лично осуществлять свои права и обязанности (несовершеннолетние), либо по своему физическому или психическому состоянию лишены возможности самостоятельно реализовать свои права.

    Законные представители граждан по делам об административных правонарушениях могут выступать в интересах всего лишь двух участников процесса. К ним законодатель относит лицо, привлекаемого к административной ответственности, а также потерпевшего.

    Понятой– в административном процессе физическое лицо, присутствующее при осуществлении определенных юридических действий процессуального характера и удостоверяющее факт совершения, содержание и результаты указанных действий. В соответствии со ст. 4.10 ПИКоАП понятой является участником административного процесса.

    Потерпевший– в административном процессе физическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, иму-щественный или моральный вред, а также юридическое лицо, которому причинен имущественный вред или вред деловой репутации.

    Задания:

    1. Подготовьте доклад (составьте проект Регламента) деятельности коллегиального органа, рассматривающего дела об административных правонарушениях.

    2. Составьте таблицу сравнительного анализа процессуального статуса эксперта и специалиста.

    3. Подготовьте доклад с анализом полномочий органов внутренних дел, связанных с рассмотрением дел об административных правонарушениях.

    4. Напишите эссе, в котором отразите особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в судебном порядке.

    Задачи и ситуации:

    1. Нумизмату Портному было назначено производство экспертизы, связанной с исследованием монет, обнаруженных у пассажира во время таможенного контроля в аэропорту «Минск-2». Портному был задан ряд вопросов: когда были изготовлены монеты; где были изготовлены; из какого металла или сплава; какую ценность они представляют (историческую, культурную или археологическую). Однако он отказался от дачи заключения.

    Чем, на Ваш взгляд, Портной мог аргументировать свой отказ?

    2. Усенок (до замужества Коледа) была вызвана в суд для дачи свидетельских показаний в отношении правонарушения, совершенного ее братом Коледой. Однако отвечать на вопросы она отказалась, заявив, что имеет право не давать показаний против своего близкого родственника. Судья возразил, отметив, что, согласно имеющимся в деле документам, Коледа прихо-дится ей сводным братом, будучи сыном второй жены ее отца.

    Определите, имела ли Усенок право отказаться от дачи показаний против Коледы?

    Какими правами обладает свидетель по делу об административном правонарушении?

    Кого ПИКоАП относит к числу близких родственников?

    3. Сотрудник таможенного поста аэропорта «Минск-2» обнаружил нарушение таможенных правил гражданином Республики Беларусь Недвецким, прилетевшим из США. По этому факту был составлен протокол.

    Какие должностные лица могут рассмотреть дело и вынести постанов-ление?

    4. Шариков выступал в качестве защитника по доверенности от имени своего родного брата, в отношении которого было возбуждено администра-тивное дело по ст. 17.1. В суде ему был заявлен отвод, поскольку он является сотрудником милиции. Шариков по этому поводу пояснил, что, он во-первых, он выступает защитником бескорыстно; во-вторых, он выступает не как сотрудник милиции, а как частное лицо и, в-третьих, он не является сотрудником милиции отдела, где было возбуждено дело против его брата.

    Определите, имел ли Шариков право выступать в качестве защитника по делу?

    Изменилась бы ситуация, если бы Шариков являлся сотрудником отдела, возбудившего дело?

    Какие обстоятельства исключают возможность участия защитника в административном процессе?

    5. Пассажир электрички «Минск–Пуховичи» Тищенко, находясь в нетрезвом состоянии, самовольно и без надобности сорвал стоп-кран и остановил поезд.

    Должностные лица каких государственных органов вправе рассмотреть дело о правонарушении?

    6. При составлении протокола об административном правонарушении в отношении гражданина Монголии Байрама было отмечено, что он не владеет русским языком. С учетом этого обстоятельства судья привлек в качестве переводчика преподавателя филологического факультета БГУ, но он не явился в суд. Поэтому судья принял решение привлечь в качестве переводчика сына Байрама, находившегося вместе с ним. Сотрудник милиции Веренич, возбудивший дело, заявил отвод, указав на родственную связь. Судья отвод отклонил, мотивируя тем, что согласно статье 11.2 ПИКоАП дело о право-нарушении, совершение которого влечет административный арест, должно быть рассмотрено в день получения протокола. Поскольку привлечь независимого переводчика не представилось возможным, эти функции в связи процессуальной необходимостью, по мнению судьи, должны быть возложены на любое лицо, владеющее соответствующим иностранным языком.

    Проведите правовой анализ ситуации.

    Правомерна ли неявка в суд переводчика?

    Правомерен ли отвод, заявленный Вереничем?

    Правомерно ли решение судьи об отклонении отвода и рассмотрении дела с участием сына Байрама?

    7. Водитель Щербаков был командирован в сельскую местность на уборку урожая. За нарушение правил дорожного движения (превышение скорости) он был подвергнут штрафу участковым инспектором милиции, обслуживающим данный населенный пункт. Щербаков обжаловал это решение начальнику РОВД, который его отменил.

    Почему начальник РОВД счел необходимым отменить постановление о наложении взыскания.

    8. В проведении осмотра места дорожно-транспортного происшествия в качестве специалиста участвовал эксперт-криминалист РОВД Жук. В процессе рассмотрения дела возникла необходимость проведения второй авто-технической экспертизы. Поскольку второй эксперт Сергеев находился в отпуске, а привлекаемый для производства подобных экспертиз доцент института Губарев был болен, экспертиза была назначена единственному в данный момент специалисту – автотехнику Жуку.

    В чем отличие специалиста от эксперта?

    Допустимо ли, чтобы одно и то же лицо участвовало в деле как специалист и как эксперт?

    Как бы Вы поступили на месте лица, назначившего экспертизу?

    Нормативные правовые акты:

    · Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. № 194-З. — Мн.: Амалфея, 2007.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9647 — | 7528 — или читать все.

    95.47.253.202 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector