Служебная дисциплина на государственной гражданской службе - Pravohelp24.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Служебная дисциплина на государственной гражданской службе

Служебная дисциплина на гражданской службе

Важную роль в обеспечении эффективности государственной службы играет служебная дисциплина. В целом социальная дисциплина рассматривается как строгое подчинение правилам поведения, порядку деятельности и отношений, установленных для какой-либо определенным образом организованной социальной группы (коллектива). Важное место среди них занимает государственная дисциплина, которая базируется на правовых нормах, установленных государством, вследствие чего она имеет юридическую природу. Одним из видов государственной дисциплины является служебная дисциплина на гражданской службе, которая выполняет роль организующего фактора, упорядочивает и охраняет систему отношений внутри коллектива служащих.

Понятие служебной дисциплины тесно связано с понятием законности. Однако полностью они не совпадают. Так, законность заключается в точном, неуклонном и единообразном исполнении (соблюдении) законов и других юридических норм всеми государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями и гражданами. Принцип законности закреплен в ст. 15 Конституции Российской Федерации, которая предусматривает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Служебная дисциплина распространяет свое действие только на государственные органы и определяется нормативными правовыми актами, регулирующими их деятельность. Кроме того, в отличие от законности, служебная дисциплина требует исполнения не только правовых норм, но и индивидуальных предписаний, технических норм и правил, в том числе не имеющих правового характера.

Следовательно, не всякое нарушение служебной дисциплины является нарушением законности (хотя они могут совпадать) и не всякое нарушение законности является нарушением дисциплины. Это относится, в частности, к нормам гражданского, семейного и иных отраслей законодательства.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебная дисциплина на гражданской службе — это обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.

Служебный распорядок государственного органа определяется нормативным актом государственного органа, регламентирующим режим службы (работы) и время отдыха. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

Таким образом, служебная дисциплина на гражданской службе существует в диалектическом единстве ее объективной и субъективной сторон. Объективная сторона находит свое выражение в правовых нормах, правилах дисциплины, закрепляющих требования, предъявляемые к гражданским служащим, и порядок их выполнения. Эти нормы и правила составляют содержание служебной дисциплины. Субъективная же ее сторона проявляется в фактическом соблюдении гражданскими служащими установленных требований.

Законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрены правовые средства укрепления дисциплины. К ним относятся:

— поощрения и награждения за гражданскую службу;

В работе по укреплению служебной дисциплины важную роль играет применение поощрений. В юридической литературе поощрение определяется как форма отличия государственных служащих за успешную службу. В соответствии с названным Федеральным законом за безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения:

1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;

2) награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;

3) иные виды поощрения и награждения государственного органа;

4) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;

5) поощрение Правительства Российской Федерации;

6) поощрение Президента Российской Федерации;

7) присвоение почетных званий Российской Федерации;

8) награждение знаками отличия Российской Федерации;

9) награждение орденами и медалями Российской Федерации.

Решения о поощрении или награждении в соответствии с п. 1-4 оформляются правовым актом государственного органа, а в соответствии с п. 5-9 — нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствующая запись о поощрении или награждении вносится в трудовую книжку и личное дело гражданского служащего.

Законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации устанавливаются только порядок и условия выплаты единовременного поощрения государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации с учетом положений федерального законодательства.

Среди мер укрепления служебной дисциплины важную роль играет применение дисциплинарных взысканий. Согласно закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» дисциплинарные взыскания применяются за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей. Представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п/п. «а»-«г» п. 3, п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 указанного Федерального закона. К таким основаниям относятся:

— прогул (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);

— появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

— разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;

— совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

— принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;

— однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Федеральным законом регламентированы порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки. При этом дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего проводится служебная проверка. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

— факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

— вина гражданского служащего;

— причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

— характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

— обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право: давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы; обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, а также ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения. В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются: факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки, а также предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания. Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.

При освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

24.Служебная дисциплина на гражданской службе (статья 56)

1. Служебная дисциплина на гражданской службе — обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.

Читайте также:  Как подтвердить непроживание по месту регистрации при отсутствии счетчиков

2. Представитель нанимателя в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом обязан создавать условия, необходимые для соблюдения гражданскими служащими служебной дисциплины.

3. Служебный распорядок государственного органа определяется нормативным актом государственного органа, регламентирующим режим службы (работы) и время отдыха.

4. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

Законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрены правовые средства укрепления дисциплины. К ним относятся:

— поощрения и награждения за гражданскую службу;

В соответствии с названным Федеральным законом за безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения:

1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;

2) награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;

3) иные виды поощрения и награждения государственного органа;

4) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;

5) поощрение Правительства Российской Федерации;

6) поощрение Президента Российской Федерации;

7) присвоение почетных званий Российской Федерации;

8) награждение знаками отличия Российской Федерации;

9) награждение орденами и медалями Российской Федерации.

Решения о поощрении или награждении в соответствии с п. 1-4 оформляются правовым актом государственного органа, а в соответствии с п. 5-9 — нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствующая запись о поощрении или награждении вносится в трудовую книжку и личное дело гражданского служащего. Законами устанавливаются только порядок и условия выплаты единовременного поощрения.

Среди мер укрепления служебной дисциплины важную роль играет применение дисциплинарных взысканий. Согласно закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» дисциплинарные взыскания применяются за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей.

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п/п. «а»-«г» п. 3, п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 указанного Федерального закона. К таким основаниям относятся:

— прогул (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);

— появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

— разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;

— совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

— принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;

— однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Особенности регулирования трудовой дисциплины государственных гражданских служащих

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2008, N 2

Особенности регулирования трудовой дисциплины государственных гражданских служащих

Сущность служебной дисциплины состоит, по нашему мнению, в том, что представитель работодателя (вышестоящий по должности чиновник) имеет право потребовать, а гражданский служащий обязан выполнять свои трудовые и служебные функции, обусловленные служебным контрактом и должностным регламентом.

При прохождении государственной гражданской службы государственный служащий обязан подчинять свое поведение определенным требованиям. В Законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» эти требования определены формулировкой: «Служебная дисциплина на гражданской службе» .

См.: Закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Глава 12 // Российская газета. 2004. N 162.

Вопросам регулирования дисциплины государственных служащих представители юридической науки уделяют значительное внимание как в прошлом, так и настоящее время .

См., например: Воробьев В.А. Дисциплинарная ответственность советских государственных служащих: Автореф. дисс. к. ю. н. — Л., 1954; Миронов В.К. Правовые формы борьбы за укрепление социалистической дисциплины труда: Автореф. дисс. к. ю. н. — М., 1954; Ямпольская И.Я., Шорина Е.В. Административно-правовые вопросы укрепления государственной дисциплины. — М.: Изд-во АН СССР, 1955; Васьков П.Т. Государственная дисциплина труда в СССР. — М.: Госполитиздат, 1960.

В конце прошлого века проблемы, связанные с дисциплиной труда работников (в том числе и государственных гражданских служащих), активно исследовались представителями философии , экономики , социологии , социальной психологии , педагогики и правовой науки .

Филатов М.А. Социально-экономические и технико-организационные факторы дисциплины труда: Автореф. дисс. к. ф. н. — Новосибирск, 1969; Корельский В.М. Демократия и дисциплина в развитом социалистическом обществе. — М.: Юрид. лит. 1977; Манешин В.С. Демократия и дисциплина. — М.: Изд-во МГУ, 1977 и др.

Василевский А.И. Трудовая дисциплина в системе кооперации труда: Автореф. дисс. к. э. н. — М., 1971; Знаковский М.М. Социалистическая дисциплина труда — категория политической экономии: Автореф. дисс. к. э. н. — М., 1973 и др.

Линчавичус Г.Г. Социальное планирование и проблемы укрепления дисциплины труда. — Вильнюс, 1977; Резников П.П. Дисциплина труда в плане социального развития. — Сб. научных трудов / Высш. школа профсоюзного движения ВЦСПС им. Н.М. Шверника, 1979, вып. 20; Калимуллин Г.Ф. Совершенствование трудовой дисциплины в плане социального развития города: Автореф. дисс. к. ф. н. — Новосибирск, 1978; Шкатулла В.И. Социологические аспекты дисциплины труда. — В кн.: Правовое регулирование общественных отношений. — М.: Юрид. лит. 1976. С. 92 — 104 и др.

См.: Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. — Л., 1967. С. 88 — 91.

См.: Макаренко А.С. Воспитание гражданина. — М., 1968. С. 263.

См.: Абрамова А.А. Дисциплина труда в СССР. — М.: Юрид лит., 1970; Михайленко Н.Т. Правовые проблемы дисциплины труда. — Фрунзе: Изд-во «Мектеп», 1973; Пятаков А.В. Укрепление трудовой дисциплины. — М.: Юрид. лит., 1979 и др.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 56) установил, что служебная дисциплина на гражданской службе — обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента. Такое расплывчатое и формальное определение служебной (трудовой) дисциплины госслужащего позволяет признать, что на сегодняшний день нет общепризнанного определенного понимания служебной (трудовой) дисциплины. При решении проблемы укрепления служебной дисциплины госслужащего сложился методологический стереотип, который, видимо, исчерпал свои возможности. Для того чтобы овладеть новейшими технологиями по управлению дисциплинарными отношениями, необходимо отвлечься от этих стереотипов. Эту мысль автор высказывал еще в середине восьмидесятых годов прошлого века .

См.: Седов В.И. Дисциплина труда и ее роль в повышении эффективности участия трудящихся в управлении производством в обществе развитого социализма: Автореф. дисс. к. ф. н. — Ярославль, 1984.

Дисциплина (служебная, трудовая) — атрибут любой социальной деятельности гражданина. По способу обеспечения дисциплина может рассматриваться как принудительная и добровольная. Служебная трудовая дисциплина в государственном органе — показатель нравственного здоровья в обществе, его сплоченности и организованности. По мнению ряда ученых, смена общественно-экономической формации в Российской Федерации и переход к обществу свободного предпринимательства приводят к существенному изменению содержания дисциплины труда и мотивов ее укрепления . Устраняется идеологическое воздействие на государственных гражданских служащих. При укреплении служебной дисциплины не говорится о преимуществах социалистического образа жизни, о приоритете социалистической собственности, о недопустимости эксплуатации человека человеком и т.п. Мотивы деятельности представителя нанимателя и государственного гражданского служащего в трудовых правоотношениях приобретают только экономический характер. Основным мотивом соблюдения служебной (трудовой) дисциплины для государственного гражданского служащего становится страх потерять должность на государственной службе, а с ней лишиться и всех привилегий, которые она устанавливает. Это обстоятельство не исключает других мотивов соблюдения служебной дисциплины госслужащим: нравственные критерии порядочности и добросовестного отношения к порученному делу, соблюдение сложившихся традиций, выполнение моральных норм субординации.

См.: Трудовое право России / под ред. Проф. А.С. Пашкова. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1993. С. 215 — 227.

Сущность служебной дисциплины состоит, по нашему мнению, в том, что представитель работодателя (вышестоящий по должности чиновник) имеет право потребовать, а гражданский служащий обязан выполнять свои трудовые и служебные функции, обусловленные служебным контрактом и должностным регламентом. В содержании служебной дисциплины возможно выделить две составляющие — объективную и субъективную стороны. Объективная сторона (не зависящая от воли и сознания субъектов служебного контракта) — это необходимый порядок, без которого невозможно функционирование государственного органа (учреждения). Этот порядок регулируется Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Трудовым кодексом РФ и является специфической частью правопорядка, приспособленной к условиям соответствующего государственного органа (учреждения). Субъективную сторону служебной дисциплины составляют выполнение служебных обязанностей каждым из участников служебного контракта — представителем нанимателя и государственным гражданским служащим.

Методы обеспечения и поддержания служебной дисциплины делятся на два вида: поощрение и принуждение.

В соответствии со ст. 55 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения:

— объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;

— награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;

— выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;

— поощрение Правительства Российской Федерации;

— поощрение Президента Российской Федерации;

— присвоение почетных званий Российской Федерации;

— награждение знаками отличия Российской Федерации;

— награждение орденами и медалями Российской Федерации;

— иные виды поощрения и награждения государственного органа.

По смыслу указанной нормы Закона о государственной службе представитель работодателя может применять любые другие виды поощрения, не указанные в Законе.

Второй метод соблюдения государственным служащим служебной дисциплины — принуждение, которое можно определить как воздействие, обеспечивающее совершение действий субъектом служебного контракта вопреки его воле. Это принуждение выражается в отрицательной оценке поведения государственного гражданского служащего и применяется в виде дисциплинарного взыскания (ст. 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Читайте также:  Расчет оплаты за работу в ночное время

За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

— предупреждение о неполном должностном соответствии;

— освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

— увольнение с гражданской службы.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки. Взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя. При освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.

При возникновении вопроса о привлечении госслужащего к дисциплинарной ответственности проводится служебная проверка.

Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

— факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

— вина гражданского служащего;

— причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

— характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

— обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения. Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

— давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

— обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;

— ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:

— факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;

— предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Служебная дисциплина государственных гражданских служащих

Наряду с сотрудниками в органах внутренних дел несут службу государственные гражданские служащие.

Государственная гражданская служба Российской Федерации — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Статья 56 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» дает определение служебной дисциплины.

Служебная дисциплина на гражданской службе — обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.

За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

увольнение с гражданской службы за:

-неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

— однократное грубое нарушение гражданским служащим должностных обязанностей:

а) прогул (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);

б) появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

в) разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;

г) совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

— принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;

— однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации.

До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

Особенности регулирования трудовой дисциплины государственных гражданских служащих

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2008, N 2

Особенности регулирования трудовой дисциплины государственных гражданских служащих

Сущность служебной дисциплины состоит, по нашему мнению, в том, что представитель работодателя (вышестоящий по должности чиновник) имеет право потребовать, а гражданский служащий обязан выполнять свои трудовые и служебные функции, обусловленные служебным контрактом и должностным регламентом.

При прохождении государственной гражданской службы государственный служащий обязан подчинять свое поведение определенным требованиям. В Законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» эти требования определены формулировкой: «Служебная дисциплина на гражданской службе» .

См.: Закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Глава 12 // Российская газета. 2004. N 162.

Вопросам регулирования дисциплины государственных служащих представители юридической науки уделяют значительное внимание как в прошлом, так и настоящее время .

См., например: Воробьев В.А. Дисциплинарная ответственность советских государственных служащих: Автореф. дисс. к. ю. н. — Л., 1954; Миронов В.К. Правовые формы борьбы за укрепление социалистической дисциплины труда: Автореф. дисс. к. ю. н. — М., 1954; Ямпольская И.Я., Шорина Е.В. Административно-правовые вопросы укрепления государственной дисциплины. — М.: Изд-во АН СССР, 1955; Васьков П.Т. Государственная дисциплина труда в СССР. — М.: Госполитиздат, 1960.

В конце прошлого века проблемы, связанные с дисциплиной труда работников (в том числе и государственных гражданских служащих), активно исследовались представителями философии , экономики , социологии , социальной психологии , педагогики и правовой науки .

Филатов М.А. Социально-экономические и технико-организационные факторы дисциплины труда: Автореф. дисс. к. ф. н. — Новосибирск, 1969; Корельский В.М. Демократия и дисциплина в развитом социалистическом обществе. — М.: Юрид. лит. 1977; Манешин В.С. Демократия и дисциплина. — М.: Изд-во МГУ, 1977 и др.

Читайте также:  Основания снятия генерального директора

Василевский А.И. Трудовая дисциплина в системе кооперации труда: Автореф. дисс. к. э. н. — М., 1971; Знаковский М.М. Социалистическая дисциплина труда — категория политической экономии: Автореф. дисс. к. э. н. — М., 1973 и др.

Линчавичус Г.Г. Социальное планирование и проблемы укрепления дисциплины труда. — Вильнюс, 1977; Резников П.П. Дисциплина труда в плане социального развития. — Сб. научных трудов / Высш. школа профсоюзного движения ВЦСПС им. Н.М. Шверника, 1979, вып. 20; Калимуллин Г.Ф. Совершенствование трудовой дисциплины в плане социального развития города: Автореф. дисс. к. ф. н. — Новосибирск, 1978; Шкатулла В.И. Социологические аспекты дисциплины труда. — В кн.: Правовое регулирование общественных отношений. — М.: Юрид. лит. 1976. С. 92 — 104 и др.

См.: Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. — Л., 1967. С. 88 — 91.

См.: Макаренко А.С. Воспитание гражданина. — М., 1968. С. 263.

См.: Абрамова А.А. Дисциплина труда в СССР. — М.: Юрид лит., 1970; Михайленко Н.Т. Правовые проблемы дисциплины труда. — Фрунзе: Изд-во «Мектеп», 1973; Пятаков А.В. Укрепление трудовой дисциплины. — М.: Юрид. лит., 1979 и др.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 56) установил, что служебная дисциплина на гражданской службе — обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента. Такое расплывчатое и формальное определение служебной (трудовой) дисциплины госслужащего позволяет признать, что на сегодняшний день нет общепризнанного определенного понимания служебной (трудовой) дисциплины. При решении проблемы укрепления служебной дисциплины госслужащего сложился методологический стереотип, который, видимо, исчерпал свои возможности. Для того чтобы овладеть новейшими технологиями по управлению дисциплинарными отношениями, необходимо отвлечься от этих стереотипов. Эту мысль автор высказывал еще в середине восьмидесятых годов прошлого века .

См.: Седов В.И. Дисциплина труда и ее роль в повышении эффективности участия трудящихся в управлении производством в обществе развитого социализма: Автореф. дисс. к. ф. н. — Ярославль, 1984.

Дисциплина (служебная, трудовая) — атрибут любой социальной деятельности гражданина. По способу обеспечения дисциплина может рассматриваться как принудительная и добровольная. Служебная трудовая дисциплина в государственном органе — показатель нравственного здоровья в обществе, его сплоченности и организованности. По мнению ряда ученых, смена общественно-экономической формации в Российской Федерации и переход к обществу свободного предпринимательства приводят к существенному изменению содержания дисциплины труда и мотивов ее укрепления . Устраняется идеологическое воздействие на государственных гражданских служащих. При укреплении служебной дисциплины не говорится о преимуществах социалистического образа жизни, о приоритете социалистической собственности, о недопустимости эксплуатации человека человеком и т.п. Мотивы деятельности представителя нанимателя и государственного гражданского служащего в трудовых правоотношениях приобретают только экономический характер. Основным мотивом соблюдения служебной (трудовой) дисциплины для государственного гражданского служащего становится страх потерять должность на государственной службе, а с ней лишиться и всех привилегий, которые она устанавливает. Это обстоятельство не исключает других мотивов соблюдения служебной дисциплины госслужащим: нравственные критерии порядочности и добросовестного отношения к порученному делу, соблюдение сложившихся традиций, выполнение моральных норм субординации.

См.: Трудовое право России / под ред. Проф. А.С. Пашкова. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1993. С. 215 — 227.

Сущность служебной дисциплины состоит, по нашему мнению, в том, что представитель работодателя (вышестоящий по должности чиновник) имеет право потребовать, а гражданский служащий обязан выполнять свои трудовые и служебные функции, обусловленные служебным контрактом и должностным регламентом. В содержании служебной дисциплины возможно выделить две составляющие — объективную и субъективную стороны. Объективная сторона (не зависящая от воли и сознания субъектов служебного контракта) — это необходимый порядок, без которого невозможно функционирование государственного органа (учреждения). Этот порядок регулируется Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Трудовым кодексом РФ и является специфической частью правопорядка, приспособленной к условиям соответствующего государственного органа (учреждения). Субъективную сторону служебной дисциплины составляют выполнение служебных обязанностей каждым из участников служебного контракта — представителем нанимателя и государственным гражданским служащим.

Методы обеспечения и поддержания служебной дисциплины делятся на два вида: поощрение и принуждение.

В соответствии со ст. 55 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения:

— объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;

— награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;

— выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;

— поощрение Правительства Российской Федерации;

— поощрение Президента Российской Федерации;

— присвоение почетных званий Российской Федерации;

— награждение знаками отличия Российской Федерации;

— награждение орденами и медалями Российской Федерации;

— иные виды поощрения и награждения государственного органа.

По смыслу указанной нормы Закона о государственной службе представитель работодателя может применять любые другие виды поощрения, не указанные в Законе.

Второй метод соблюдения государственным служащим служебной дисциплины — принуждение, которое можно определить как воздействие, обеспечивающее совершение действий субъектом служебного контракта вопреки его воле. Это принуждение выражается в отрицательной оценке поведения государственного гражданского служащего и применяется в виде дисциплинарного взыскания (ст. 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

— предупреждение о неполном должностном соответствии;

— освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

— увольнение с гражданской службы.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки. Взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя. При освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.

При возникновении вопроса о привлечении госслужащего к дисциплинарной ответственности проводится служебная проверка.

Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

— факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

— вина гражданского служащего;

— причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

— характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

— обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения. Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

— давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

— обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;

— ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:

— факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;

— предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector