Сколько процентов психологов в россии занимаются проблемами адаптации мигрантов - Pravohelp24.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Сколько процентов психологов в россии занимаются проблемами адаптации мигрантов

dtpstory.ru

В соответствии с Декларацией принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 году, толерантность определяется как ценность и норма гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различными всех индивидов гражданского общества; обеспечение устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям и верованиям. Психолог как ‘посредник’ должен работать одновременно на два фронта. Если он окажется не в силах помочь преодолеть мигрантофобию (страх перед мигрантами) коренным жителям, столкнувшимся с мигрантами страны, то риск роста социальной напряженности в стране возрастет.

Психологическая помощь мигрантам

Травматизация психики в прошлом, определяемая историей миграции, травматизация психики в новой социокультурной среде, вызванная требованиями адаптации и другими трудностями, возникающими после переезда ( в частности, мигрантофобией), — все это нередко превышает психофизиологические возможности человека и ставит перед ним проблему выживания. За словами ‘вынужденный мигрант’ стоит личная трагедия, социальное бесправие и психическая уязвимость, тяжелое бремя материальных проблем, постоянный страх за будущее, подорванное здоровье и повышенный риск заболеваний, конфликт с собой и другими, наконец, ощущение себя ‘чужаком’ и человеком ‘второго сорта’.
Переживание всего этого статуса определяет психопатологический статус мигранта.

Психологическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов к школе

В целом, работа по психологическому обеспечению детей-мигрантов должна быть одним из приоритетных направлений деятельности психолога образования и находить отражение в планах работы и аналитических отчетах. Общая структура психологического обеспечения детей-мигрантов может строиться следующим образом: 1.
идентификация детей-мигрантов, имеющих трудности в обучении и социально-психологической адаптации; 2. дифференциальная диагностика и оценка этнокультурной природы имеющихся трудностей; 3. проведение психолого-медико-педагогического консилиума по проблемам интеграции детей-мигрантов и выработка единой стратегии психолого-педагогического сопровождения этих детей и их семей; 4. реализация решений консилиума.

Социальная адаптация мигрантов

Под аккультурацией понимаются изменения, которые происходят в результате продолжительного непосредственного контакта представителей разных культур — это процесс изменения в культуре группы. В настоящее время этот феномен изучается психологами и на личностном уровне и называется психологической аккультурацией — это процесс изменения в психологии индивида.

Психологическая помощь мигрантам (стр. 1 из 5)

Миграция как пространственное движение населения характерна абсолютно всем человеческим обществам, а главной причиной миграции является экономическая: разница в уровне заработной платы, которая может быть получена за одинаковую работу в разных странах мира. Согласно цели и обстоятельств осуществления миграционной деятельности населением можно выделить экономическую, образовательную, религиозную (паломничество) и политическую миграцию Вообще, миграция – это переселение человека либо внутри страны, либо в другую страну.

А переселенцы при этом называются мигрантами. Существует ряд видов таких перемещений – это внешняя и внутренняя миграция. Внутренняя миграция – это переезд из одного региона в другой, либо из одного населенного пункта в другой.
Внешняя миграция – это переселение в другую страну, либо на другой континент. Людей выезжающих в другую страну, называют эмигрантами.

Адаптация мигрантов: понимание проблемы в контексте конструктивистского подхода

Самая важная часть изменений — культурные: другой язык, обычаи, традиции, ритуалы, нормы и ценности. В этом чуждом, непонятном мире невозможно не почувствовать себя лишним, никому не нужным скитальцем.

Вы точно человек?

Особенности социально-психологической адаптации мигрантов

Проблемы миграции Произошедшие за последние годы изменения во внутренней и внешней политике России, связанные с распадом огромного государства — СССР, определили высокую актуальность проблемы миграции. Цифра людей по разным причинам меняющих место жительства постоянно увеличивается, и значительную ее часть составляют вынужденные мигранты — беженцы и вынужденные переселенцы, покинувшие родину в результате этнических, религиозных и военных конфликтов.

Вынужденные мигранты в процессе болезненного переезда и адаптации на новом месте испытывают множество трудноразрешимых экономических, социальных и психологических проблем. Везде процесс адаптации мигрантов к новой культуре проходил с большими сложностями, причем проблемы возникали не только у мигрантов, но и у местных жителей.

Важными факторами, влияющими на процесс социокультурной адаптации, являются: сходства и различия между родной и новой культурами мигранта и продолжительность его пребывания в миграции. Изменения уровня социокультурной адаптации более предсказуемы: на начальных стадиях кросс-культурного перемещения адаптация осуществляется стремительными темпами, затем наступает стабилизация и кривая роста постепенно переходит в горизонтальную линию Психология.

Учебник для гуманитарных вузов под редакцией В. Н. Дружинина Издательство: Питер: 2001.. Психологическая и социокультурная адаптация представляют собой взаимодополняющие сферы межкультурной адаптации.

Правомерно говорить о взаимосвязи аспектов поведения, связанных с преодолением стресса, и социальных навыков. Способность справиться со стрессовыми обстоятельствами предполагает практический контроль ситуации, а также сохранение личностной целостности.

Социальная адаптация мигрантов — это деятельность, направленная на оптимизацию взаимоотношений человека с окружающей средой, с одной стороны, и изменением самой среды в целях приспособления ее к интересам жизнедеятельности человека на новом месте жительства — с другой. Адаптация протекает более или менее легко в том случае, если социальные нормы, предъявляемые личности, не сильно отличаются от уже освоенных ею.
Если же нормы и правила существенно отличаются, то процесс адаптации затягивается и сопровождается психологическим дискомфортом, нервными срывами, низкой социальной активностью. В контексте миграционных процессов социальная адаптация предстает еще и как особый тип социального процесса, направленного на то, чтобы включить в обычную жизнь общества группу (категорию) людей, которая была искусственно вырвана из этой жизни в результате каких-либо экстремальных условий.

Сколько процентов психологов в россии занимаются проблемами адаптации мигрантов

Конечный результат аккультурации — достигнутая долговременная адаптация, которая характеризуется относительно стабильными изменениями в индивидуальном или групповом сознании в ответ на требования среды. Адаптация может привести или не привести к взаимному соответствию индивидов и среды, она может включать в себя не только приспособление, но и сопротивление, и попытки изменить среду или измениться взаимно. В этом смысле адаптация — необязательно позитивный результат. В современных подходах используется двойной смысл понятия адаптации: она может быть крайне разнообразна и представляет собой определенный переход от позитивных значений к негативным — от ситуации, в которой индивиды справляются со своей новой жизненной ситуацией очень успешно, до той, в которой они не способны вписаться в новое общество Солдатова Г.У. Психология беженцев и вынужденных переселенцев. — М.: Смысл, 2001..

Сколько процентов психологов в россии занимаются проблемами адаптации мигрантов

Не утихают обсуждения сокращения трудовых ресурсов и поиска путей их восполнения, нелицеприятными историями про взаимоотношения мигрантов с нашими гражданами изобилуют социальные сети. Об этих и других актуальных вопросах нам рассказала Эмма Ларина, кандидат психологических наук, эксперт сферы межнациональных отношений, разработчик программ и проектов в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов. Майским указом Президента Российской Федерации перед правительством и обществом поставлена задача социально-экономического прорыва. Один из обязательных факторов ее достижения — естественный рост численности населения России.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: ОПАСНЫЕ ОШИБКИ ПСИХОЛОГОВ. Какие ошибки часто совершают психологи? — Популярная психология

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Вы точно человек?

Не утихают обсуждения сокращения трудовых ресурсов и поиска путей их восполнения, нелицеприятными историями про взаимоотношения мигрантов с нашими гражданами изобилуют социальные сети. Об этих и других актуальных вопросах нам рассказала Эмма Ларина, кандидат психологических наук, эксперт сферы межнациональных отношений, разработчик программ и проектов в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов.

Майским указом Президента Российской Федерации перед правительством и обществом поставлена задача социально-экономического прорыва. Один из обязательных факторов ее достижения — естественный рост численности населения России. Однако прогнозная оценка Росстата в этом отношении неутешительна: наше население ежегодно продолжает убывать, и к концу этого года по официальным данным мы потеряем около ,3 тысяч человек. При столь неблагоприятной демографической ситуации да еще и постоянном усугублении диспропорции в соотношении численности трудоспособного и нетрудоспособного населения одной из главных задач становится поиск источников восполнения трудовых ресурсов.

Но применяя механизмы стимулирования притока иностранных граждан, мы провоцируем другой комплекс проблем, нуждающийся в не меньшей, если не в большей регуляции — социальная и культурная адаптация, а затем, при необходимости, и интеграция прибывающих иностранных граждан в российское общество.

Кстати, регулирование процессов, связанных с взаимоотношением мигрантов и принимающего общества, — наиболее сложная область миграционной политики в мировой практике, а не только в России. Прибывающими из-за рубежа иностранными гражданами надо целенаправленно заниматься. В противном случае мы будем постепенно терять контроль над собственной локальной средой обитания, что приводит к естественному возрастанию мигрантофобии в обществе со всем вытекающим. Способствуют этому и сами граждане других государств.

Для специалистов не секрет, что состав миграционных потоков год от года изменяется. Если еще 15 лет назад большая часть прибывающих из стран бывшего Советского Союза а самые многочисленные страны исхода граждан в Россию, по-прежнему, Таджикистан , Узбекистан , Казахстан и так далее владели русским языком, знали о нашей культуре, то сейчас большинство мигрантов — молодежь из инокультурной среды, совсем не знающая языка, с низким уровнем образования, не имеющая ни малейшего представления о нашей стране.

Конечно, они становятся легкой добычей для всякого рода деструктивных влияний. Чтобы не превратить реальный ресурс развития в мину замедленного действия, а такие примеры в мировой практике есть, и государству, и обществу нужно объединять усилия по созданию действенных механизмов на всех уровнях управления от общероссийского до муниципального. И все это необходимо поставить на прочный законодательный фундамент. А что по факту мы имеем сегодня? Можно с уверенностью сказать, что мы в самом начале пути.

Даже понятия социальной и культурной адаптации и интеграции на данный момент никак не закреплены в правовом поле, отсутствуют нормативные правовые акты, раскрывающие конкретные меры, необходимые в этой сфере. Правда, полномочия по социальной и культурной адаптации и интеграции, ранее не закрепленные ни за одним федеральным министерством и ведомством, еще в середине прошлого года по поручению Президента были возложены на Федеральное агентство по делам национальностей.

Как и задача по разработке федерального закона, призванного стать мощным фундаментом для соответствующей деятельности. Но процесс принятия столь ожидаемого и социально значимого законопроекта затягивается, а иных ресурсов для полноценной деятельности у уполномоченного ведомства нет.

Получается, фактически социальной и культурной адаптацией иностранных граждан должны заниматься субъекты. Но разве могут они самостоятельно справится с регулированием такой сложной сферы? Ответ, по-моему, очевиден: не могут, да многие и не пытаются я не имею в виду единичные примеры, например, Москвы , Санкт- Петербурга и некоторых других. И что могут сделать редкие общественные энтузиасты, взваливающие на свои плечи колоссальный труд и сталкивающиеся с огромным количеством препятствий в виду отсутствия необходимой государственной поддержки, достаточной компетенции и дефицита кадров?

Чтобы ситуацию изменить, прежде всего необходимо восполнить пробелы в законодательстве. Параллельно разрабатывать единые меры регулирования, единые правила игры на этом поле, которые будут адаптированы каждым субъектом под конкретную миграционную ситуацию. Нужно выстраивать четкую структуру реализации комплекса мер, в котором будут задействованы и органы власти федерального уровня, и субъекты, и муниципальные образования, и общественные организации на местах.

Читайте также:  Кс 11 в строительстве

Нужно работать системно и с принимающим обществом. Необходимо закрепить законодательно социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов: принять комплекс мер с четкими критериями оценки их эффективности; разработать методические рекомендации для регионов; создавать единые межведомственные площадки для выработки и принятия соответствующих решений, а также для обмена лучшими практиками на уровне субъектов и муниципальных образований; повышать компетенции и аккумулировать пул некоммерческих организаций, имеющих соответствующий опыт работы, которым бы государство могло делегировать ряд своих функций и верифицировать их деятельность.

Какими критериями может измеряться эффективность такой деятельности? Разными, но результатом совершенно точно должно стать снижение конфликтов с участием мигрантов, успешная легализация в месте пребывания — то есть своевременная постановка на миграционный учет, наличие трудового договора, патента, налоговые отчисления работодателя и многое другое.

О положительной деятельности в сфере интеграции иностранных граждан свидетельствует, например, количество заявок, поданных на ВНЖ, на гражданство, что выражает намерение иностранного гражданина интегрироваться; количество человек, успешно прошедших процедуру получения гражданства от общего количества поданных заявлений; реальное повышение уровня знания иностранным гражданином русского языка.

Системная работа по социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, а также эффективная работа по гармонизации отношений между иностранными гражданами и российским обществом, с одной стороны, и четкое государственное регулирование этих процессов с другой, способны сделать миграцию по-настоящему одной из движущих сил социально-экономического развития страны.

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:. Мобильные приложения: iPad iPhone Android. Электронные книги. Закрыть меню Тут все рубрики сайта. Комсомольская правда.

Изменить размер текста: A A. Где взять кадры для прорыва? Миграционные потоки и мигрантофобия Прибывающими из-за рубежа иностранными гражданами надо целенаправленно заниматься. Уполномочены, но не обеспечены Правда, полномочия по социальной и культурной адаптации и интеграции, ранее не закрепленные ни за одним федеральным министерством и ведомством, еще в середине прошлого года по поручению Президента были возложены на Федеральное агентство по делам национальностей.

Законодательство прежде всего Чтобы ситуацию изменить, прежде всего необходимо восполнить пробелы в законодательстве. Измеряем эффективность Какими критериями может измеряться эффективность такой деятельности? Двигатель развития Системная работа по социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, а также эффективная работа по гармонизации отношений между иностранными гражданами и российским обществом, с одной стороны, и четкое государственное регулирование этих процессов с другой, способны сделать миграцию по-настоящему одной из движущих сил социально-экономического развития страны.

Подпишитесь на новости:. Нашли ошибку в тексте? Понравился материал? Читайте также. Улыбнись, страна, тебя снимают! Кинофестиваль в Ессентуках раздал награды. В Ессентуках появилась Аллея звезд. На проходящем в Ставропольском крае кинофестивале пройдут съемки шести короткометражек. Вся России в объективе. Откуда взялся хоровод. Есть такая традиция Они и многие другие отмечены за вклад в развитие дружбы между народами и укрепление мира.

С любовью о каждом народе. Многонациональность России — ее главное богатство. Об этом наш корреспондент поговорила с участниками фестиваля, организованного Федеральным агентством по делам национальностей. В этом году он пройдет на Поклонной горе. Есть такая традиция — Родину любить.

Имя обладателя гран-при национального телевизионного вокального конкурса назовут в День России. Мобильные приложения: iPad iPhone Android Электронные книги. Выбор региона. Результаты поиска. Какой то текст который мы выделяем и смотрим его тут. Вы выделили слишком много. Максимальное количество — 60 символов. Попробуйте снова. Сообщение отправлено. Мы скоро все исправим.

Вы точно человек?

В этом году среди выпускников московской школы N примерно половину составляли дети мигрантов. В основном азербайджанцы. Почти все они поступили на платные отделения вузов.

Москва, 27—28 октября г. Умняшова, И. Материалы сборника могут быть интересны специалистам психологических службы вузов, административным и педагогическим работникам образовательных организаций, а также всем заинтересованным в развитии психологической службы вузов специалистам. Материалы публикуются в авторской редакции.

Миграция – мина замедленного действия или источник социально-экономического развития?

В республике официально проживает порядка цыган. Диаспоре удается решать вопросы их социальной интеграции, многие знают коми язык. Большинство учится или работает, в центры занятости обращаются крайне редко. Об этом шла речь на круглом столе, приуроченном ко Дню цыганской культуры в Коми. Министерство национальной политики региона организовало круглый стол по вопросам социальной интеграции цыган, куда пригласили общественников, сотрудников Минтруда Коми, администраций Сыктывкара и Сыктывдинского района. Подробнее — см. В Доме дружбы народов состоялся семинар, организованный Министерством национальной политики Республики Коми. Как сообщает пресс-служба ведомства, участие в нем приняли представители Управления по вопросам миграции МВД по Республике Коми, аппарата Антитеррористической комиссии в Республике Коми, сотрудники Центров адаптации и интеграции мигрантов в Сыктывкаре и Печоре, Дома дружбы народов Республики Коми и Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина.

Психологическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов к школе

Дата публикации: 17.02.2015 2015-02-17

Статья просмотрена: 2621 раз

Библиографическое описание:

Миронова Т. А. Психологическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов к школе // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 659-662. — URL https://moluch.ru/archive/84/15691/ (дата обращения: 06.01.2020).

В последние годы в связи с происходящими по всему миру социальными изменениями усиливаются процессы миграции населения. Миграция в относительно небольшие временные промежутки меняет исторический социальный и этнокультурный облик государств, обостряет этнокультурные противоречия между различными группами населения, вызывает социальные напряжения. Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом в другую страну или регион, где иные культурные традиции, другой язык, приводит к дезориентации как взрослого, так и ребенка из семьи мигрантов. В этнически новом жизненном пространстве дети сталкиваются со стереотипами, обычаями, особенностями поведения и языком, отличными от привычных, т. е. попадают в ситуацию так называемого «культурного шока». Особенно это заметно в период адаптации детей мигрантов к условиям общеобразовательной школы. Эти дети имеют неравные возможности и условия социализации и получения социального опыта, формирования развитой и ответственной личности, чаще остальных имеют проблемы с социальной адаптацией и интеграцией в общество.

Актуальность проблемы обусловлена также и тем, что до настоящего времени недостаточно изучены учебно-образовательные аспекты адаптации мигрантов, в том числе, интеграция детей-мигрантов в российскую систему образования на всех его ступенях.

Эффективное решение задач психологического сопровождения детей-мигрантов требует особого подхода к организации взаимодействия участников образовательного процесса, разработки программы комплексной психолого-педагогической поддержки детей-мигрантов, направленной на повышение социальной зрелости в поликультурной среде. Важная роль в решении данной проблемы принадлежит психологу и педагогам.

Процесс психологического сопровождения представляет собой не только непосредственное участие в образовательном процессе. При возникновении у ребенка психологических, учебных, социальных трудностей, наличие рядом с ним соответствующего специалиста службы психологического сопровождения поможет решить возникшую проблему [1, с.35]. Специалист службы сопровождения координирует деятельность ребенка, педагогов и родителей в решении проблем ребенка.

На комплексный подход специалистов к решению проблем ребенка указывают В. Иванова, Т. Голубева, специалисты Управлений по образованию Санкт-Петербурга, указывая, что самая важная задача службы сопровождения — комплексность охвата проблемы.

Деятельность службы психологического сопровождения направлена на создание комплекса условий, обеспечивающих самореализацию личности каждого ребенка и адаптацию к быстроменяющимся социальным условиям. Принципами психологического сопровождения является положение гуманистической психологии о сопровождении процесса развития ребенка, направлении его развития, а не навязывании ему цели и пути, правильного с точки зрения педагога [5, с.143]. Служба сопровождения объединяет работу всех участников образовательного процесса, обеспечивая необходимую вовлеченность их в решение определенных задач.

В психологическом сопровождении выделяют следующие направления:

1. Организация среды: материальной, методической, психологической;

2. Помощь непосредственно ученику;

3. Помощь преподавателям;

4. Работа с родителями;

5. Сбор и анализ информации, необходимой для реализации обозначенных направлений.

По М. Битяновой, смысл сопровождающей деятельности школьного психолога заключается в создании таких условий, в которых ребенок смог бы увидеть, пережить, примерить на себя различные варианты поведения, решения своих проблем, различные пути самореализации и утверждения себя в мире [3, с.75].

По данным Всероссийского мониторинга службы практической психологии образования за 2009 г. 49 % психологов общеобразовательных школ ни разу не решали проблемы адаптации ребенка-мигранта. При этом только 7 % психологов занимаются этим вопросом хотя бы с какой-нибудь регулярностью (от нескольких раз в месяц до «каждый день»). Оставшаяся часть (46 %) решает вопросы адаптации ребенка-мигранта несколько раз в год [4].

Ориентируясь на средние показатели, можно сказать, что, в целом по системе образования, психологи занимаются адаптацией ребенка мигранта от «ни разу» до «несколько раз в год», что естественно не может решить задач интеграции мигрантов в образовательное пространство. Приведенные выше цифры, безусловно, не говорят о том, что психологи совсем не занимаются проблемами детей-мигрантов. Но фактически эта деятельность проходит локально и бессистемно и в целом не приносит масштабных социально-психологических результатов. Деятельность психологов в меньшей степени связана с «объективными» показателями академической успеваемости, ГИА, ЕГЭ и пр. Поэтому они могут рассматривать детей-мигрантов не как «препятствие» для достижения «хороших» показателей, а как целевую группу для психологической поддержки. Основываясь на этом тезисе, предложены следующие стратегические задачи в работе с учащимися мигрантами в системе начального, среднего и профессионального образования, требующими специального психологического обеспечения:

1. полноценное включение учащихся мигрантов в социокультурную среду образовательного учреждения;

2. адаптация социокультурной среды образовательного учреждения к мигрантам (обеспечение ее инклюзивности);

3. создание условий для позитивного межкультурного общения в образовательном учреждении;

4. содействие проявлению позитивного влияния учащихся мигрантов на развитие образовательного учреждения.

Для адекватного решения этих задач, педагог-психолог должен обладать следующими профессионально значимыми компетенциями:

а) знание и понимание: базовых культурных особенностей и характеристик детско-родительских отношений в культурно-этнических группах, представители которых посещают образовательное учреждение; специфики процессов социально-психологической адаптации к школе у детей-мигрантов; сущности основных социально-психологических феноменов, с которыми сталкиваются дети-мигранты (аккультурация, культурный шок и т. п.);

б) умение: дифференцировать значимость этнокультурного фактора при оценке учебной успешности и социально-психологической адаптированности ребенка; разрабатывать стратегию психологического сопровождения с учетом этнокультурных особенностей ребенка-мигранта и его семьи; варьировать формы и содержание своей профессиональной деятельности с учетом фактора этнокультурной принадлежности учащихся и их родителей;

в) владение: технологиями оценки межкультурной компетентности педагогов; приемами диагностики культурной включенности ребенка и его семьи; технологиями индивидуальной коррекционной и развивающей работы с ребенком-мигрантом.

В целом, работа по психологическому обеспечению детей-мигрантов должна быть одним из приоритетных направлений деятельности психолога образования и находить отражение в планах работы и аналитических отчетах.

Общая структура психологического обеспечения детей-мигрантов может строиться следующим образом:

1. идентификация детей-мигрантов, имеющих трудности в обучении и социально-психологической адаптации;

2. дифференциальная диагностика и оценка этнокультурной природы имеющихся трудностей;

3. проведение психолого-медико-педагогического консилиума по проблемам интеграции детей-мигрантов и выработка единой стратегии психолого-педагогического сопровождения этих детей и их семей;

4. реализация решений консилиума.

Конкретная стратегия психологического обеспечения детей-мигрантов должна определяться не формальными (например: общее количество детей-мигрантов и уж конечно не «процентом детей иной национальности»), а содержательными характеристиками (итоги мониторинга, запрос со стороны педагогов и т. п.).

Содержательно работа педагогов-психологов образовательных учреждений, направленная на интеграцию мигрантов, может включать в себя следующие составляющие:

Читайте также:  Территориальные органы фмс

а) работа с учащимися: углубленная индивидуальная диагностика; организация индивидуальных занятий для детей-мигрантов; организация групповых занятий для детей-мигрантов; организация групповых занятий для поликультурных классов;

б) работа с педагогами: организация групповых занятий, направленных на повышение психолого-педагогической компетентности педагогов; индивидуальное консультирование педагогов по проблемам взаимодействия с детьми-мигрантами; экспертиза программ психолого-педагогического сопровождения интеграции детей-мигрантов;

в) работа с родителями: индивидуальное консультирование родителей детей-мигрантов; групповое консультирование родителей детей-мигрантов; индивидуальная и групповая работа с родителями детей, обучающихся в поликультурных классах.

Выполняя задачу по интеграции мигрантов, педагоги-психологи образовательных учреждений должны находиться в тесном взаимодействии с окружными Психолого-медико-социальными центрами (ПМСЦ), в структуре многопрофильной психологической службы которых необходимо иметь социального психолога с дополнительной подготовкой в области психологического обеспечения интеграции детей-мигрантов [2, с.153].

Внимательное отношение к проблеме адаптации подрастающего поколения, организация им своевременной поддержки и помощи со стороны взрослых будут способствовать профилактике отклоняющегося поведения, развитию адаптационного потенциала молодежи, их коммуникативной компетентности и способности понять и принять другого, «непохожего».

1. Баева И. А. Тренинги психологической безопасности в образовании. — СПб, 2012–251 с.

2. Гриценко В. В., Шустова Н. Е. Социально-психологиическая адаптация детей из семей мигрантов. Изд: Форум, 2011–224 с.

3. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 2010. — 229 с.

4. Рубцов В. В. Аналитический отчет по результатам Всероссийского мониторинга службы практической психологии образования «Содержание и ресурсное обеспечение профессиональной деятельности педагогов-психологов в системе образования Российской Федерации» — М.: МГППУ, 2009.

5. Татарко А. Н., Лебедева Н. М. Методы этнической и кросскультурной психологи. Учебно-методическое пособие. Издательский дом Высшей школы экономики. Москва, 2011. 245 с.

Сколько процентов психологов в россии занимаются проблемами адаптации мигрантов

Нужны профессиональные специалисты в области межэтнических и межнациональных отношений, а также единый орган по адаптации мигрантов, считает он. Кроме того, необходима поддержка профильных НКО.

Существует три вида адаптации. Адаптация к социально-демографической среде – приобретаются новые знакомства, тем самым старые социальные связи ослабевают. Социально адаптироваться мигранту легче тогда, когда рядом есть люди, на которых он может положиться. Это могут быть родственники или друзья, которые дольше его живут в России. К этому виду адаптации можно отнести адаптацию детей в школе, семей в быту. Второй вид адаптации возникает при миграции из села в город. Например, гражданин какого-нибудь аула в Средней Азии приезжает жить и работать в Москву. Ему приходится привыкать к новым вещам и новому быту. Вопросы социальной адаптации стоят сегодня достаточно остро. Все убыстряющий темп изменений (политических, экономических, культурных, социальных и т.д.) требует от индивида совершенного владения стратегиями адаптации. В свою очередь, динамика развития общества сегодня такова, что миграционные процессы получают все более широкое значение с каждым днем во всем мире и, в частности, в России.

Сущность и общекультурные аспекты адаптации мигрантов

Де-факто приводят к массовым нарушениям прав человека, закрепленных в Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод. Благодаря совершенствованию теории и все более последовательному изучению миграционных перемещений ученые пришли к признанию того, что психологическое благополучие и удовлетворенность, а также эффективные взаимоотношения с представителями новой культуры, являются важными составляющими адаптации для тех, кто совершил перемещение Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития. Сборник тезисов научно-практической конференции 16-17.03.2007 /ред.

Моросанова В.И., Нестерова А.А., Суслова Т.Ф. Факторы позитивной адаптации мигрантов: анализ теоретических подходов // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 5.
Социальная адаптация на личностном уровне отображает генетическую связь с общебиологическими и социально-психологическими процессами, которые формируются в процессе жизнедеятельности. Социальная адаптация на институциональном уровне характеризует моменты, связанные с государственной потребностью в развитии индивида и общества, жизнедеятельности, самосохранении.

Стратегия была утверждена почти четыре года назад. «За это время создано Федеральное агентство по делам национальностей. Власти на местах наделены соответствующими полномочиями в сфере межэтнических отношений. Работает федеральная целевая программа, направленная на укрепление национального единства и этнокультурное развитие», — перечислил глава государства. Травматизация психики в прошлом, определяемая историей миграции, травматизация психики в новой социокультурной среде, вызванная требованиями адаптации и другими трудностями, возникающими после переезда ( в частности, мигрантофобией), — все это нередко превышает психофизиологические возможности человека и ставит перед ним проблему выживания.

Миграционные потоки вынужденных переселенцев из других стран в Россию в последнее десятилетие только растет. Люди бегут от кризиса в родной стране, от отсутствия работы, по политическим и религиозным несогласиям. На территории новой страны их ждут новые испытания – проблемы адаптации мигрантов. Особенно важной обязанностью принимающего мигрантов государства является социально-культурная адаптация мигрантов и членов их семей.
Все это в ситуации миграции имеет свою специфику и воздействует на человека как одно целое, создавая тем самым сложности в мобилизации внешних и внутренних ресурсов человека для достижения разнообразных целей жизнедеятельности, проявления активности и жизнеспособного поведения[3]. Наша психологическая практика показала эффективность использования технологий в оказании помощи мигрантам, разработанных в рамках конструктивистского подхода, к примеру, авторской виртуально-когнитивной технологии «Коммуникативно-культурный ассимилятор».

Как происходит адаптация мигрантов и их семей в России

Узнайте, как и где происходит социально-культурная и психологическая адаптация мигрантов в РФ? Процесс адаптации семей мигрантов и их детей в школе, и в чем заключаются проблемы адаптации мигрантов — ответы специалистов. Петрова И.Э. Конструктивистский подход в социальной работе // Социология и социальная работа. Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. – 2007. № 1 (6).

Основной способ адаптации мигрантов – принятие ценностей и норм новой социальной группы, устоявшихся форм социального взаимодействия.
В целом, работа по психологическому обеспечению детей-мигрантов должна быть одним из приоритетных направлений деятельности психолога образования и находить отражение в планах работы и аналитических отчетах. Общая структура психологического обеспечения детей-мигрантов может строиться следующим образом: 1.

И такие подходы предусмотрены в Стратегии государственной национальной политики. Во многом благодаря ее реализации Россия успешно противостоит глобальным угрозам: это экстремизм и терроризм, подчеркнул президент. «Огромное значение имеет также предупреждение и предотвращение этнических и религиозных конфликтов», — добавил он.
Россия, на сегодняшний момент стоящая на втором месте по числу гастарбайтеров (после США), пока не имеет объективных социально-экономических условий для цивилизованного приема мигрантов. Институт миграции, существовавший в советский период, оказался неадекватным тем миграционным процессам, которые произошли после распада СССР. В СССР поток нерегулируемой миграции был очень небольшим. Существовала практика распределения специалистов, институт прописки, очень жесткая, можно даже сказать запретительная, политика по отношению к внешней миграции. Поэтому послеперестроечная либерализация и демократизация общества, процессы обособления и самоопределения в бывших советских республиках вызвали к жизни новые, непривычные в «доперестроечной» стране виды миграционных процессов.
В связи с этим возникает ряд социальных проблем, от решения которых зависит возможность достижения социального согласия в российском обществе, перспектива его устойчивого развития.
Проблемы, связанные с миграцией населения, в последнее время все более остро встают перед российским обществом. С одной стороны, отечественная экономика ощущает нехватку трудовых ресурсов, которая восполняется, прежде всего, за счет мигрантов. С другой стороны, мигранты являются одной из проблемных групп населения, для которых затруднен доступ к получению многих социальных услуг и права которых оказываются ущемлены.

Проблемы адаптации мигрантов в РФ

Существует множество определений понятия миграция. В Энциклопедическом словаре «Народонаселение» и в Демографическом энциклопедическом словаре под миграцией населения понимается перемещение людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время.

В Астрахани президент России Владимир Путин провел заседание Совета по межнациональным отношениям. Участники обсудили вопросы реализации Стратегии государственной национальной политики РФ. Глава государства обратил внимание на размывание традиционных ценностей в мире и призвал противостоять этим разрушительным тенденциям.

Социальная адаптация мигрантов – процесс, протекающий одновременно на личностном и институциональном уровнях. Уровни не совпадают по содержанию, но имеют общие черты относительно личности. Адаптация мигрантов в России – одно из главных направлений миграционной политики государства. Иностранные граждане, прибывшие в Россию для трудоустройства или на постоянное проживание, нуждаются в помощи. Они должны приспосабливаться к языку, традициям, быту. Ученые считают, что процесс адаптации проходит менее болезненно для людей молодого возраста.

1.1 Правовые основы регулирования миграционных отношений в Российской Федерации

Социальная адаптация в общем виде представляет собой деятельность, направленную на упорядочение взаимоотношений индивида с окружающей средой, включающую оценку ситуации, проведенную на ее основе коррекцию поведения человека и социальной среды, которая его окружает.

Романова Л.А. Теория социального конструирования и композитные перформативы // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Серия 2. Языкознание. – 2009. № 2 (10).

Россия на всем пути своего исторического развития характеризовалась, пожалуй, самыми активными в мире миграционными процессами. Сколько было массовых перемещений людей на ее огромной территории – не сосчитать! Еще в древние времена земли России знали нашествия различных племен и народов. Вспомним скифов и сарматов, татар и монголов, аланов и гунн, половцев и хазар…. А войны с поляками и шведами, французами и немцами, финнами и японцами, которые сопровождались массами беженцев и переселенцев? А освоение россиянами новых земель на Юге и на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке? А депортация народов?

На российском рынке труда иммигранты занимают в основном низко квалифицированные рабочие места, на которые редко претендует местное население, что является серьезным фактором дезадаптации.

ЗАЩИТНО-КОМПЕНСАТОРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Сейчас происходит становление института миграции нового времени, поэтому актуальность исследования проблем, связанных с миграцией, достаточно очевидна. Формирующаяся ситуация отторжения, неприятия, изоляции приводит к росту социальной напряженности и преступности в принимающем обществе, нивелирует социально-экономические и демографические эффекты миграции.

Под аккультурацией понимаются изменения, которые происходят в результате продолжительного непосредственного контакта представителей разных культур — это процесс изменения в культуре группы. В настоящее время этот феномен изучается психологами и на личностном уровне и называется психологической аккультурацией — это процесс изменения в психологии индивида. Автор24 — это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Третий вид адаптации описывает миграцию при смене географических и климатических условий. Дискомфорт испытывают люди, жившие всю жизнь в горах и приехавшие в степной район. Или же при переезде из страны, где почти весь год лето в более северные регионы РФ.

За словами ‘вынужденный мигрант’ стоит личная трагедия, социальное бесправие и психическая уязвимость, тяжелое бремя материальных проблем, постоянный страх за будущее, подорванное здоровье и повышенный риск заболеваний, конфликт с собой и другими, наконец, ощущение себя ‘чужаком’ и человеком ‘второго сорта’.

Суслова Т.Ф. Адаптация пожилых мигрантов к условиям принимающей страны // Горизонты зрелости. Сборник тезисов участников V Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. – М.: ГБОУ ВПО МППГУ, 2015.

В результате почти 80 процентов граждан считают отношения между людьми разных национальностей доброжелательными или нормальными, привел статистику Путин. Несколько лет назад такую оценку давали только 55 процентов. «Но это не повод для снижения внимания к вопросам профилактики экстремизма и межнациональной напряженности», — убежден глава государства. «Тем более что в современном мире нарастают тенденции размывания традиционных ценностей и разжигаются межэтнические и межрелигиозные розни, противоречия», — отметил он.

Читайте также:  Надо ли учитывать переработку в табеле учета рабочего времени

Сколько процентов психологов в россии занимаются проблемами адаптации мигрантов

Whatsapp Viber icon

Тарасова Л.Е. (Саратов, Россия) Этническая идентичность детей-мигрантов как одно из условий адаптации их личности при вхождении в новую культуру.

Травматизация психики в прошлом, определяемая историей миграции, травматизация психики в новой социокультурной среде, вызванная требованиями адаптации и другими трудностями, возникающими после переезда ( в частности, мигрантофобией), — все это нередко превышает психофизиологические возможности человека и ставит перед ним проблему выживания.
Представлены результаты многолетних исследований в области социально- психологической адаптации вынужденных мигрантов. Выявлены их основные проблемы, а также определены направления психологической помощи беженцам и вынужденным переселенцам — одной из самых уязвимых категорий населения в российском обществе.

Социальная адаптация мигрантов

Первый — предадаптационный период начинается с момента принятия будущим мигрантом решения о переезде в иную страну и является периодом психологической подготовки. Второй — период собственной адаптации делится на две стадии: ориентировочную и оценочную. Первая стадия направлена на знакомство с новой средой, выработку ориентации в ее предметно-вещных элементах. Оценочная стадия характеризуется интенсивной познавательно-критической отборочной деятельностью. Третий — период долговременной адаптации.
Почему России нужны тысячи подобных центров, как сейчас работают с иностранцами и их детьми некоммерческие организации и каких специалистов остро не хватает для этой работы, читайте в материале «Известий».

Специалист обратил внимание и на пробел в Концепции, касаемо социальной адаптации. Область здравоохранения, по его словам, вообще выпала из плана, хотя для мигрантов — это очень острый вопрос, поскольку они сильно изнашивают свое здоровье на заработках.
Для сравнения, американское правительство и власти штатов, а также неправительственные и некоммерческие структуры (НКО) прилагают много усилий по социализации и адаптации мигрантов. Максимально быстрое встраивание мигрантов в американское общество и превращение их в законопослушных граждан является фактором национальной безопасности США. Именно американское государство и конкретные его учреждения были и остаются важнейшей структурой по социализации и адаптации иностранных мигрантов. Одним из ключевых государственных учреждений, в полномочия которого входит гражданская интеграция новых мигрантов, является Служба гражданства и иммиграции США (USCIS). Данная структура осуществляет помощь постоянным жителям в процессе получения американского гражданства путем натурализации.

Адаптация мигрантов: понимание проблемы в контексте конструктивистского подхода

Кудабаева Н.С., ТасбулатоваЖ.С., КошановаМ.Т. (Кокшетау, Казахстан) Социально — психологические аспекты адаптации и профессиональной социализации личности студентов в условиях реформирования системы образования.

Конечный результат аккультурации — достигнутая долговременная адаптация, которая характеризуется относительно стабильными изменениями в индивидуальном или групповом сознании в ответ на требования среды.

Под аккультурацией понимаются изменения, которые происходят в результате продолжительного непосредственного контакта представителей разных культур — это процесс изменения в культуре группы. В настоящее время этот феномен изучается психологами и на личностном уровне и называется психологической аккультурацией — это процесс изменения в психологии индивида. Есть ли там гиды на таджикском или кыргызском языке или хотя бы аудиогид? Нет, а нужны. Переводчики могут потребоваться и в поликлинике. Здесь на помощь как раз-таки могут прийти на помощь НПО, финансируемые правительством», — считает Полетаев.

Психологическая помощь мигрантам

В соответствии с Декларацией принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 году, толерантность определяется как ценность и норма гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различными всех индивидов гражданского общества; обеспечение устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям и верованиям. Психолог как ‘посредник’ должен работать одновременно на два фронта. Таким образом, например, в случае беременности они не имеют права наблюдаться бесплатно. Соответственно прекрасный пол начинает экономить, не ходит к врачу и рискует своим здоровьем и здоровьем будущего ребенка», — рассказал он.

Совместный подход к решению общих проблем позволяет данным городам максимизировать имеющиеся интеллектуальные и технические ресурсы. Консультативный комитет работает с руководителями предприятий и фирм, борясь с нетерпимостью и дискриминацией на рабочих местах, поддерживает проекты по занятости для представителей разных этнических, религиозных, культурных сообществ, помогает компаниям разрабатывать этические коды и информирует об изменениях в законодательстве.
В современных подходах используется двойной смысл понятия адаптации: она может быть крайне разнообразна и представляет собой определенный переход от позитивных значений к негативным — от ситуации, в которой индивиды справляются со своей новой жизненной ситуацией очень успешно, до той, в которой они не способны вписаться в новое общество Солдатова Г.У. Психология беженцев и вынужденных переселенцев. — М.: Смысл, 2001..

По ту сторону баррикад -Мигранты

В конце XX столетия миграционные процессы во всем мире, в том числе и в России, достигли небывалого размаха. Человечество пережило массовое переселение, которого никогда прежде не видела история. Попадая в условия новой культурной среды, мигранты неизбежно сталкиваются не только с экономическими проблемами, но и с новым языком и традициями, неприятием со стороны основной и большей группы населения, путаницей ролей, ценностей и чувств, ощущением безнадежности и безрезультатности взаимодействия с неизвестной им ранее культурой. Пораженческие настроения, чувство тупика и опасности особенно выражены у вынужденных мигрантов -переселенцев и беженцев. Большинство из них поменяли место жительства в результате трагических событий на родине, оставивших глубокий след в их душах.

Как показало углубленное изучение проблемы вынужденной миграции, на динамику миграционных процессов в постсоветской России серьезное влияние оказывают два основных блока факторов. Это, прежде всего, сложившиеся за прошлые годы тенденции движения населения, превратившие Россию из республики, отдающей население, в государство, его принимающее. Второй блок вопросов — это новые факторы, особенно остро проявившие себя после распада СССР: различного рода деструктивные этнополитические и социально-экономические процессы, вызывающие вынужденные миграции; а также позитивные — развитие рыночных отношений и демократизация России, что ведет к облегчению перемещений людей. Социальная адаптация вынужденных переселенцев и беженцев к иной социокультурной среде представляет собой процесс вхождения вынужденных мигрантов в иную социальную среду, сопровождающийся овладением навыками, умениями взаимодействовать с окружающей средой, усвоением норм, установок, ценностей и принятием их для создания собственной линии поведения в новой сфере. Этот процесс является, с одной стороны, самостоятельной деятельностью со своей логикой, а с другой стороны, сопутствующим результатом деятельности, направленной на реализацию главной цели.

Психологическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов к школе

В отличие от добровольной миграции, целью которой является улучшение жизненных условий, вынужденная миграция — один из видов перемещений людей, при котором «люди, спасаясь от угрозы для жизни и иных преследований, вынужденно покидают места своего постоянного жительства и ищут убежища на других территориях — в границах государства своей гражданской принадлежности или за его пределами» [3, с. 3]. В последние годы вынужденная миграция на территорию России осуществляется из всех стран ближнего зарубежья, из «горячих точек» самой России и дальнего зарубежья. Следовательно, «вынужденные мигранты» — обобщающее понятие для обозначения таких категорий, как вынужденные переселенцы, беженцы и лица, ищущие убежища.
Dr. Rashmi Singla (Roskilde University, Denmark) Psychosocial Aspects of Young Migrants life — Diasporic Identity Processes among South Asian Young adults in Scandinavia.

Под адаптацией понимают приспособление мигрантов к принимающему сообществу (часто довольно поверхностное), знание и поведение с учетом традиций и норм, принятых местным населением. Интеграция представляет собой процесс встречного движения культур принимающего социума и культур мигрантов, смешение культурных норм и ценностей, изначально функционировавших сепаратно и, возможно, противоречащих друг другу. Если он окажется не в силах помочь преодолеть мигрантофобию (страх перед мигрантами) коренным жителям, столкнувшимся с мигрантами страны, то риск роста социальной напряженности в стране возрастет.

Особенности социально-психологической адаптации мигрантов

В США для решения проблемы социализации и адаптации мигрантов в ряде регионов и крупных городах созданы специальные структуры по типу консорциумов. Например, консорциум организаций, занимающихся гуманитарными вопросами, обеспечивает сотрудничество между администрациями городов, школ и организаций гражданского общества, находящимися в разных городах округа Лос-Анджелес, для обеспечения взаимообмена ресурсами и технологиями эффективной борьбы с проявлениями нетерпимости и сохранения толерантного сосуществования. Представители городов, входящих в это объединение, регулярно встречаются и делятся наработками в данной сфере, проходят совместные тренинги и получают информацию об источниках финансирования. Кроме того, адаптация и интеграция иностранных граждан, на его взгляд, должны осуществляться дифференцированно, для разных групп мигрантов, потому что приезжие бывают очень разные: одни — из села, другие — из города, третьи приезжают с семьей, а некоторые — в одиночку.

Появление на территории будущей Российской Федерации в конце 80-х — начале 90-х гг. первых вынужденных мигрантов поставило перед российским обществом проблему комплексной адаптации этих групп людей, пополнивших самые обездоленные и уязвимые слои населения.

Являясь многосторонним, многоуровневым, многоэтапным процессом, социальная адаптация включает в себя адаптацию социально-психологическую, профессиональную и культурную. Структура этого процесса представляет собой взаимодействие социокультурной адаптивной ситуации и социокультурной адаптивной потребности. Учитывая результаты исследования новых этнических групп, прибывших в Россию из стран СНГ, предлагается вариант периодизации изучаемого процесса, более точно соответствующий действительности.

Тем не менее, в ряде исследований западных ученых еще в 80-е гг. было показано, что на психическое здоровье вынужденных мигрантов значительно большее воздействие оказывают не события, ставшие причиной переселения, а первые годы пребывания в новой стране [35, 59]. Род деятельности, формы организации переселенческих групп создают условия межэтнического общения, которые способствуют разным механизмам взаимовосприятия (межгрупповому или межличностному).

Власти регионов один за другим обещают создать центры адаптации мигрантов. Централизованной схемы по интеграции иностранных граждан до сих пор нет, хотя проблем у них более чем достаточно, говорит глава профсоюза трудящихся мигрантов.
В связи с ростом миграции в РФ возникают проблемы четкого осознания новых вызовов, сопряженных с притоком выходцев из иных социумов, с иными традициями и культурой межэтнических взаимодействий.

Психологическая помощь мигрантам (стр. 1 из 5)

В целом, работа по психологическому обеспечению детей-мигрантов должна быть одним из приоритетных направлений деятельности психолога образования и находить отражение в планах работы и аналитических отчетах.
Адаптация может привести или не привести к взаимному соответствию индивидов и среды, она может включать в себя не только приспособление, но и сопротивление, и попытки изменить среду или измениться взаимно. В этом смысле адаптация — необязательно позитивный результат.

Возникновение этнических анклавов и сегрегация миграционных сообществ, по мнению эксперта, могут быть в будущем напрямую связаны с рынком жилья в России. Пензенский государственный педагогический университет имени В.Г. Белинского Главный федеральный инспектор по Пензенской области Кокшетауский государственный университет имени Ш. Уалиханова (Казахстан) Управление Федеральной Миграционной Службы по Пензенской области Материалы Международной научно-практической конференции СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ МИГРАНТОВ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 24-25 февраля 2012 года Пенза — 2012 1 Печатается по решению редакционно-издательского совета Пензенского государственного педагогического университета имени В. Г. Белинского УДК 15 ББК 88.5 С 86 Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире: Материалы Международной научно-практической конференции / Отв. ред. В. В. Константинов – Пенза: ПГПУ им. В. Г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector