Права ребенка на образование и мед помощь - Pravohelp24.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Права ребенка на образование и мед помощь

Права ребенка — все о правах детей

Жителям благополучного 21 века трудно поверить, что еще столетие назад не было документа фиксировавшего права ребенка. Малыши и подростки полностью принадлежали своим родителям и только те решали, как сложится их жизнь: где они будут жить, получат ли образование и когда начнут работать.

Права несовершеннолетних детей

Невзирая на незрелость (психологическую и физическую), в отношении имеющихся прав несовершеннолетний мало чем отличается от взрослого: должен иметь имя и фамилию, получать образование, медицинскую помощь и уход. Самые важные права ребенка дают ему возможность расти гармоничной личностью вне зависимости от социального и финансового статуса родителей, расы и места проживания.

Гражданские права ребенка

Права ребенка-человека-гражданина начинают свое действие с первой же секунды жизни. С первым вздохом младенец становится гражданином государства, причем в некоторых странах для этого хватает самого факта рождения на ее территории, а в других необходимо, чтобы гражданство имел кто-то из родителей. Итак, какими же правами обладает новоиспеченный гражданин:

  1. На имя. При этом при достижении подросткового возраста несовершеннолетний получает возможность сменить имя (фамилию) по собственному желанию, которая до 14 лет реализуется его родителями (представителями).
  2. На жизнь, личную неприкосновенность и свободу. Никто (включая и родителей) не в праве причинять несовершеннолетнему вред, проводить с ним незаконные медицинские манипуляции, лишать его свободы и т.д.
  3. На беспрепятственное выражение собственного мнения, которое берется во внимание с учетом возраста. Согласие на те или иные перемены в жизни (усыновление, смену имени, проживание с мамой или папой)начинают спрашивать после 10-летия. С 14-летней отметки подросток имеет возможность самостоятельного обращения в суд и правозащитные организации.
  4. На свободу выбора религии.
  5. На уход и материальное содержание. Если несовершеннолетний вынужден жить не в семье, его обязаны содержать опекуны или государственные органы.
  6. На заботу и обеспечение потребностей.
  7. На образование и посещение различных учреждений.
  8. На защиту от насилия и вовлечения в прием наркотических веществ.

Политические права ребенка

Было бы ошибкой думать, что ввиду нежного возраста политические права детишкам не нужны. Но это не так. Каждый ребенок имеет право состоять в различных детских (с 8 лет) и юношеских (с 14 лет) общественных организациях, ориентированных на организацию досуга, развитие творческих и спортивных способностей. Государство (на различных уровнях) должно всячески способствовать деятельности подобных организаций, организовывая рекламные кампании, давая им налоговые льготы и муниципальные помещения в пользование, поощряя привлечение спонсоров и меценатов для улучшения материальной базы.

Экономические права ребенка

Независимо от места появления на свет, национальности и цвета кожи ребенок имеет право быть защищенным от непосильного труда – законодательными актами фиксируются минимальный возраст приема на работу, особые условия труда и оплаты. Кроме этого, несовершеннолетние граждане подлежат и социальной защите, то есть им положены пособия, оздоровление и т.д. Есть у них и законная возможность совершать бытовые сделки мелкого масштаба. Подростки (с 14 лет) получают возможность свободно пользоваться своими финансами: подарками, стипендиями.

Социальные права ребенка

Главная задача взрослых – создать условия, в которых ребятишки могут расти здоровыми и всесторонне развитыми. В определенный законами срок родители или законные представители должны реализовать право ребенка на образование, то есть отдать его в подходящий под их требования детский сад, школу или организовать домашнее обучение. Кроме школы и сада можно заниматься в кружках и секциях, посещать спортивные, художественные и музыкальные школы. При этом администрация основного места учебы не правомочна препятствовать получению дополнительного образования.

Права ребенка в семье

Первые годы жизнь малыша полностью зависит от родителей или тех людей, которые их заменяют. Рассмотрим подробнее, какие права у ребенка в семье:

  1. Личные неимущественные:
    • на информацию о родителях — права ребенка на знакомство с кровными родителями особенно важны в случае усыновления или лишения последних родительских прав;
    • на проживание и беспрепятственное общение с родственниками — без существенных причин, оговоренных в законах, никто не может забрать малыша у родителей или запретить с ними общаться, это же право распространяется и на других родственников;
    • на получение заботы от обоих родителей — и отец, и мать обязаны воспитывать свое дитя и обеспечивать ему всестороннее развитие.
  2. Имущественные — подразумевают получение от родителей (опекунов) материального содержания, необходимого для жизни и развития: жилого пространства, одежды, обуви, питания и т.д. Кроме того, малолетним может принадлежать имущество или денежные средства, полученные по наследству или в качестве подарка. Распоряжаться этим в полной мере они могут лишь с момента совершеннолетия, а до этого времени задача представлять их интересы ложится на плечи родителей (опекунов).

Права ребенка в обществе

С определенного возраста малыш становится полноценным участником общественной жизни – идет в детский сад, а затем в школу. И если до недавнего времени любые действия воспитателей или учителей было принято рассматривать как часть воспитательного метода, то сейчас идет тенденция к защите права ребенка на психологический комфорт в обществе:

  1. Права ребенка в детском саду:
    • на безопасность, неприкосновенность и уважение к личности – воспитатели не имеют права кричать на малыша, воспитывать его силой, к чему-либо принуждать или оскорблять.
    • на развитие способностей – воспитатели должны проводить занятия по развитию речи, творческих и физических возможностей.
    • на медицинское обслуживание – в случае необходимости воспитанник должен получить медицинскую помощь.
  2. В школе:
    • на обучение по общим или индивидуальным планам;
    • на пользование библиотекой и столовой;
    • на комфортные и безопасные условия обучения – помещения школы должны соответствовать санитарным нормам и не нести опасность для здоровья;
    • на посещение дополнительных занятий (как платных, так и бесплатных);
    • на помощь психолога и учителя;
    • на медицинскую помощь.
  3. На улице:
    • на свободу перемещения;
    • на безопасность;
    • на пользование детскими площадками, парками и т.д.

Защита прав ребенка

До четырнадцатилетнего возраста люди ни физически, ни психологически не способны отстаивать свои интересы. Защита прав несовершеннолетних детей возлагается на плечи родителей (опекунов), которые обращаются с соответствующими заявлениями в суд и прокуратуру. В случаях когда несовершеннолетним нужна защита от их же родителей (побои, жестокое обращение, насилие или невыполнение родительских обязанностей) все мероприятия выполняются органами опеки и попечительства.

Документы о правах ребенка

Вопрос защиты детей от насилия различного рода острейшим образом возник в 1924 году. Тогда и была создана Декларация прав ребенка, ставшая основой для подписанной в 1989 Международной конвенции. Почему вопрос о правах ребенка провозглашается в отдельном документе? Ответ очевиден. Потому что он слабее взрослых, не может сам себя защитить и первым попадает под удар в случае военных катаклизмов и экономических кризисов.

Общественные организации по защите прав детей

Чтобы нормы и параграфы Конвенции про права ребенка не оставались лишь строчками на бумаге, в каждой стране, подписавшей этот документ, осуществляется строгий контроль за его выполнением. Какая организация защищает права детей? Основная нагрузка приходится на Уполномоченного по защите прав ребенка или омбудсмена. Кроме этого существует множество общественных организаций, помогающих трудным подросткам, брошенным детям и одиноким матерям.

Права ребенка на образование и мед помощь

О правах ребенка на бесплатную медицинскую помощь.

Согласно законодательству Российской Федерации дети, являющиеся гражданами РФ, имеют право на бесплатную медицинскую помощь и льготное лекарственное обеспечение. Ниже приведен перечень документов, устанавливающих и подтверждающих эти права.

Главной целью Национальной стратегии является определение основных направлений и задач государственной политики в интересах детей и ключевых механизмов ее реализации, базирующихся на общепризнанных принципах и нормах международного права. В указе говорится о создании системы защиты и обеспечения прав и интересов детей, о создании равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства о здоровом образе жизни. Выделены основные задачи, меры и ожидаемые результаты.

В Статье 7. Данного закона сказано, что Государство признает охрану здоровья как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития ребенка. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

В «Конвенции о правах ребенка» (одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) Части 1. Статьи 1.сказано, что ребенком является каждый человек, не достигший 18 летнего возраста.

Согласно Части 1. Статьи 23. Любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества. В Части 1. Статьи 24. указано Право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Беременные женщины и молодые мамы также имеют право на медицинское обслуживание.

Согласно постановлению детям, относящимся к отдельным группам населения, а именно:

  • Дети первых трех лет жизни, а также дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет
  • Дети-инвалиды
  • дети и подростки, получившие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы или заболевание, обусловленное генетическими последствиями радиоактивного облучения их родителей
  • Дети и подростки, проживающие на территории зоны проживания с льготным социально — экономическим статусом
  • Дети с заболеваниями, перечисленными в Приложении №1к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890

имеют право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств государственного или муниципального бюджета.

В приказе, в Приложении №1 указан перечень бесплатных осмотров и исследований при проведении диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а именно:

Читайте также:  Должностная инструкция гардеробщика в библиотеке

1. Осмотры врачами:

2. Клинический анализ крови.

3. Клинический анализ мочи.

4. Исследование уровня глюкозы в крови.

6. Флюорография (с возраста 15 лет).

7. Ультразвуковое исследование органов брюшной полости, сердца, щитовидной железы, органов репродуктивной сферы и тазобедренных суставов.

Данным приказом устанавливается порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, перечислены виды медицинской помощи, оказываемые специалистами профильных отделений по группам заболеваний и состояний.

В документе указаны:

1. Порядок проведения профилактических осмотров

2. Порядок проведения предварительных осмотров

3. Порядок проведения периодических осмотров

Также в приложении дается полный перечень исследований при проведении медицинских осмотров несовершеннолетних, указаны правила комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних, правила определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой.

Данный документ устанавливает правила прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, согласно ему диспансерное наблюдение осуществляется в отношении:

1) несовершеннолетних, страдающих хроническими неинфекционными заболеваниями, а также имеющих основные факторы риска развития таких заболеваний (отягощенная наследственность по сердечно-сосудистым заболеваниям, сахарному диабету, онкологическим заболеваниям, курение табака, избыточная масса тела или гипотрофия, низкая физическая активность, нерациональное питание, повышенное артериальное давление, высокий уровень стресса)

2) несовершеннолетних, страдающих хроническими инфекционными заболеваниями, в том числе включенными в перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 , а также являющихся носителями возбудителей инфекционных заболеваний и перенесших инфекционные заболевания.

3) несовершеннолетних, находящихся в восстановительном периоде после перенесенных тяжелых острых заболеваний (состояний, в том числе травм и отравлений).

Диспансерный прием (осмотр, консультация) медицинского работника, указанного в пункте 7 настоящего Порядка, включает:

1) оценку состояния несовершеннолетнего, сбор жалоб и анамнеза, физикальное обследование;

2) назначение и оценку лабораторных, инструментальных и иных исследований;

3) установление или уточнение диагноза заболевания (состояния);

4) проведение краткого профилактического консультирования;

5) назначение по медицинским показаниям профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий, включая направление несовершеннолетнего в медицинскую организацию, оказывающую специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь, на санаторно-курортное лечение, в центр здоровья для детей для проведения углубленного индивидуального профилактического консультирования и группового профилактического консультирования.

6) разъяснение несовершеннолетнему с высоким риском развития угрожающего жизни заболевания (состояния) или его осложнения, а также его законному представителю правил действий при их развитии и необходимости своевременного вызова скорой медицинской помощи.

В документе установлены:

1. Инструкция об организации работы отделения (кабинета) медико-социальной помощи детского амбулаторно-поликлинического учреждения.

2. Инструкция об организации амбулаторно-поликлинической помощи детям подросткового возраста.

3. Инструкция о порядке передачи ребенка по достижении им возраста 18 лет под наблюдение амбулаторно-поликлинического учреждения общей сети.

Согласно документу в оздоровительные учреждения направляются дети, в том числе с функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями в стадии стойкой ремиссии, не нуждающиеся в специальных коррекционно-терапевтических условиях, не имеющие следующих медицинских противопоказаний для активного отдыха:

  • заболевания в острой и подострой стадии, в том числе острые инфекционные заболевания до окончания срока изоляции;
  • хронические заболевания в стадии обострения;
  • бактерионосительство инфекционных заболеваний;
  • заразные болезни глаз и кожи, паразитарные заболевания;
  • туберкулез любой локализации в активной стадии;
  • злокачественные новообразования, требующие лечения, в том числе проведения химиотерапии;
  • эпилепсия с текущими приступами, в том числе резистентная к проводимому лечению;
  • эпилепсия с клинической ремиссией менее 6 месяцев;
  • психические расстройства и расстройства поведения в состоянии обострения и представляющие опасность для больного и окружающих;
  • психические расстройства, сопровождающиеся нарушениями настроения, поведения и социальной адаптации (при отсутствии сопровождения ребенка законным представителем ребенка или иным лицом на основании доверенности, заверенной в установленном порядке);
  • психические расстройства и расстройства поведения, вызванные употреблением психоактивных веществ.

Оказание медицинской помощи детям в период оздоровления и организованного отдыха включает в себя два основных этапа: первый- проведение организационно-подготовительной работы (перед выездом детей в учреждение), второй — период пребывания детей в учреждении.

Также в приложении к документу указаны: рекомендуемый стандарт оснащения медицинского пункта оздоровительного учреждения и рекомендуемые штатные нормативы медицинского персонала медицинского пункта оздоровительного учреждения

Главной целью Национальной стратегии является определение основных направлений и задач государственной политики в интересах детей и ключевых механизмов ее реализации, базирующихся на общепризнанных принципах и нормах международного права. В указе говорится о создании системы защиты и обеспечения прав и интересов детей, о создании равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства, о здоровом образе жизни. Выделены основные задачи, меры и ожидаемые результаты.

Подробнее о правах ребенка на бесплатную медицинскую помощь и льготное лекарственное обеспечение можно узнать в оригиналах документов.

Социальная защита прав детей-инвалидов в РФ

Преференции для ребенка-инвалида и его семьи предлагаются в различных сферах: медицинской, жилищной, социокультурной, трудовой. Гарантии государства призваны облегчить жизнь, поддержать и защитить права детей и их близких.

Права детей-инвалидов

Присвоение инвалидности ребенку осуществляется экспертной комиссией. В результате медицинского освидетельствования родителям выдается заключение, образец которого изображен на фото.

  • На лечение;
  • На воспитание и образование;
  • На материальную помощь и льготы;
  • На социальное обслуживание;
  • На приемлемые условия проживания;
  • На участие в культурных и общественных мероприятиях;
  • На труд.

На медицинскую помощь и охрану здоровья

Медицинское обслуживание, лечение и реабилитация положены детям-инвалидам бесплатно (статья 13 ФЗ №181) на основании ИПРА. Образец первого листа документа изображен на фото.

  • Консультации в поликлинике, лечение в стационаре, реабилитационных центрах;
  • Обеспечение лекарствами из списка, установленного законом. Согласно Постановлению Правительства № 890, для детей до 6 лет все медсредства бесплатны;
  • Предоставление ТСР (технических средств реабилитации), медикаментов, протезирование;
  • Путевка на санаторно-курортное лечение и проезд ребенку и сопроводителю, ухаживающему за ним. На это период родитель (опекун) получает лист временной нетрудоспособности.

К приспособлениям для реабилитации относятся не только инструменты для передвижения. Сюда входят литература, другие информационные носители для родителей, средства для детей с проблемами со слухом, зрением (например, таблички со шрифтом Брайля) и так далее.

Использование реабилитационной техники, протезов, протезно-ортопедических приспособлений регламентируется Приказом № 215н. Детальное описание ТСР приведено в Приказе Министерства труда №374н от 18.07.2016 года.

В зависимости от тяжести функциональных нарушений, обстоятельств болезни, группы инвалидности, ребенок частично или полностью освобождается от оплаты протезно-ортопедических изделий. Дети, пребывающие на попечительстве государства, получают их бесплатно. Ремонт также оплачивается за счет бюджетных средств.

Для реализации права законный представитель ребенка обращается с заявлением в соответствующую инстанцию (например, в Фонд социального страхования).

Жилищные

Обязанность государства — обеспечить человека с ограниченными возможностями оптимальными условиями проживания.

  • Первоочередное право на жилье;
  • Предоставление дополнительной площади (10 кв. метров) или отдельной комнаты для ребенка. Эти квадратные метры не считаются излишними, плата за них начисляется не более, чем в одинарном размере с учетом льгот.

Право на жилье имеют семьи с несовершеннолетними инвалидами, длительно пребывающие в арендованной, коммунальной квартире или общежитии.

На жилищный учет ставят ребенка, который имеет заболевание из списка, установленного законодательством: ВИЧ, кожные, психические патологии и так далее. Помещение дается вне очереди.

С 2005 года при подаче заявления законных представителей в органы местного самоуправления квартира положена не в собственность, а по договору социального найма (семья ставится в общую очередь). При постановке на учет до 2005 года дается первоочередное право на выделение жилья.

Государством также контролируются условия жизни детей. Меры по обустройству жилплощади с учетом потребностей инвалидов отражены в Постановлении Правительства РФ № 649 от 09.07.2016.

  • Строительство;
  • Садоводство;
  • Фермерское хозяйство.

На образование

Ребенок с проблемами по здоровью имеет внеочередное право зачисления в детский сад, посещение его бесплатно.

  • Обучение ребенка в обычных общеобразовательных учреждениях, если допускает его состояние (например, при аутизме);
  • Прохождение специализированных программ в коррекционных заведениях — для глухих, слепых, слабовидящих, слабослышащих, с легкой умственной отсталостью, с ДЦП. Часто такие школы имеют статус интерната;
  • Образование на дому — для перевода на такую форму необходимо заключение ПМПК о том (психолого-медико педагогической комиссии), что ребенок не может учиться в группе или спецучреждении. Учитель регулярно приходит к ученику, например, проводя 3 урока по полчаса 3 раза в неделю;
  • Дистанционное обучение — относится к надомному, но преподаватель проводит занятия через Интернет по расписанию. Компьютер и иные средства для учебы положены бесплатно;
  • Обучение законным представителем — закон об образовании 2010 года позволил родителям самостоятельно учить детей в любой форме. Ежегодно проводятся проверки знаний, по окончании курса — экзамены.

При сдаче ребенком ЕГЭ предусмотрен щадящий режим. При получении хороших результатов он получает приоритетное право зачисления в среднее или высшее образовательное учреждение. Однако у ребенка не должно быть медицинских противопоказаний для учебы.

На социальную реабилитацию

  • Помощь в устройстве в специализированное заведение, выборе программы обучения;
  • Создание подходящих бытовых и жилищных условий;
  • Духовное и физическое развитие, психологическую поддержку ребенка и его окружения;
  • Организацию развлечений, досуга;
  • Содействие в проявлении творческих способностей, самовыражения;
  • Обучение ребенка навыкам контакта и взаимодействия с внешним миром, самообслуживания, бытовой ориентации;
  • Работу с родителями — формирование правильного понимания и восприятия ситуации, психологическую и поведенческую коррекции.
Читайте также:  Как проверить задолженность на капремонт по коду

Социокультурные

Права ребенка рассмотрены в в Приказе Министерства культуры РФ № 3019 от 10.12.2016 года.

  • Доступ инвалидов к объектам и услугам;
  • Приемлемые условия для посещения культурных мест;
  • Информирование детей и родителей о программе.

Эти меры позволяют инвалидам посещать выставки, музеи, театры, реабилитационные кружки и секции, участвовать в экскурсиях.

На жизнь в безбарьерной среде

Право предполагает доступ инвалидов к различным объектам наравне со здоровыми людьми.

  • Пандусами;
  • Удобными подъездами;
  • Лифтами;
  • Кнопками вызова помощи;
  • Санитарными комнатами и так далее.
  • Светофорами со сигнализацией;
  • Информацией в звуковом или ярком световом формате;
  • Средствами связи и так далее.

На юридическую помощь и информирование

  • Юридические консультации с пояснениями норм и положений;
  • Помощь в поиске статей, разработке стратегии для разрешения сложной ситуации;
  • Составление и оформление документов, запросов в госструктуры;
  • Представление ребенка и его семьи в органах власти, суде.

Обращаются за помощью юристов в бюро, к адвокатам, работающим по госпрограмме.

На получение алиментов

По Семейному кодексу РФ сумма алиментов на ребенка-инвалида рассчитывается стандартно. Платежи составляют 25% дохода родителя, при выплате на 2 детей — 33%, на большее число — 50%.

Если ребенку нужна платная медицинская помощь, уход, реабилитация, алиментоплательщик обязан вносить финансовый вклад на покрытие расходов (статья 86 СК).

На трудовую деятельность

Право инвалидов на труд реализуется путем создания на предприятиях специализированных рабочих мест.

  • Предоставления льгот организациям, имеющим таких сотрудников;
  • Установления квот для приема инвалидов и минимального числа мест для них;
  • Резервирования вакансий, ориентированных на трудоустройство людей с ограниченными возможностями;
  • Создания дополнительных мест за счет бюджетных средств и условий для предпринимательства инвалидов.

Государство гарантирует человеку с проблемами со здоровьем комфортные и специально оборудованные рабочие места. Сотруднику-инвалиду положены упрощенные условия труда и приемлемый график.

На материальную помощь

  • Социальная пенсия. Выплаты назначают на основании свидетельства об инвалидности. Максимальная сумма составляет 12432,44 рубля (с 01.04.2019 года). В разных регионах страны сумма несколько отличается;
  • Пособие по уходу за инвалидом. Для его оформления родитель должен не иметь дохода (зарплаты, других пособий, пенсии). Пособие выплачивают любому ухаживающему лицу, невзирая на степень родства. Его размер для родителей в 2020 году составляет 5500 рублей (в планах увеличение до 10 тысяч рублей с 1.07.2019 года), для иных лиц — 1200 рублей;
  • Ежемесячная выплата. С 1.02.2019 максимальная сумма начисления – 2701,2 рублей.

Выплаты и льготы

Выплата или льготаРазмер
Скидка на оплату жилья госфонда50%
Льгота на коммунальные услуги (даже если помещение не в собственности)50%
Скидка на топливо при отсутствии центрального отопления50%
Получение наследстваРебенку положена доля, даже если его нет в завещании. Ее размер — ½ части, которая могла перейти к инвалиду по закону.
Транспортные льготыБесплатный проезд до места лечения и обратно ребенка и сопровождающего.

Скидка 50% на междугородние рейсы.Налоговый вычет родителямРодителю (усыновителю) — 12 тысяч рублей;

Опекуну — 6 тысяч рублей.

Возможные трудности при реализации прав

Проблемой при исполнении прав и свобод, предусмотренных для инвалидов, выступает несовершенство законодательства. Многоуровневая система реализации — причина длительного и неполноценного выполнения гарантий.

  • Трудности образования. Коррекционных учреждений мало, в них часто не хватает мест или они значительно удалены от места проживания инвалида. Обычные школы, колледжи, вузы не располагают необходимым оборудованием и специально обученными педагогами;
  • Недостаточность материального обеспечения таких семей, медицинских льгот. Большинство процедур, лекарств для ребенка родители оплачивают сами, чтобы не упустить время. Бесплатный план реабилитации часто недостаточен и требует дополнений;
  • Необустроенность сооружений, территорий. Это создает сложности при передвижении, лишает человека с ограниченными возможностями самостоятельности;
  • Слабая профессиональная подготовка и проблемы с трудоустройством;
  • Проблема адаптации в обществе. Сохранение негативного восприятия инвалида, как неполноценного и бесполезного человека.

Для комфортной жизни и счастливого детства ребенку-инвалиду требуется совместная помощь родителей, медицинских работников, учителей, общества. Совершенствуя законодательство о правах таких детей, государство создает благоприятную среду для их физического и духовного развития. Всесторонняя поддержка позволит избавить ребенка и его семью от большинства ограничений и изоляции от общества.

Права ребенка — все о правах детей

Жителям благополучного 21 века трудно поверить, что еще столетие назад не было документа фиксировавшего права ребенка. Малыши и подростки полностью принадлежали своим родителям и только те решали, как сложится их жизнь: где они будут жить, получат ли образование и когда начнут работать.

Права несовершеннолетних детей

Невзирая на незрелость (психологическую и физическую), в отношении имеющихся прав несовершеннолетний мало чем отличается от взрослого: должен иметь имя и фамилию, получать образование, медицинскую помощь и уход. Самые важные права ребенка дают ему возможность расти гармоничной личностью вне зависимости от социального и финансового статуса родителей, расы и места проживания.

Гражданские права ребенка

Права ребенка-человека-гражданина начинают свое действие с первой же секунды жизни. С первым вздохом младенец становится гражданином государства, причем в некоторых странах для этого хватает самого факта рождения на ее территории, а в других необходимо, чтобы гражданство имел кто-то из родителей. Итак, какими же правами обладает новоиспеченный гражданин:

  1. На имя. При этом при достижении подросткового возраста несовершеннолетний получает возможность сменить имя (фамилию) по собственному желанию, которая до 14 лет реализуется его родителями (представителями).
  2. На жизнь, личную неприкосновенность и свободу. Никто (включая и родителей) не в праве причинять несовершеннолетнему вред, проводить с ним незаконные медицинские манипуляции, лишать его свободы и т.д.
  3. На беспрепятственное выражение собственного мнения, которое берется во внимание с учетом возраста. Согласие на те или иные перемены в жизни (усыновление, смену имени, проживание с мамой или папой)начинают спрашивать после 10-летия. С 14-летней отметки подросток имеет возможность самостоятельного обращения в суд и правозащитные организации.
  4. На свободу выбора религии.
  5. На уход и материальное содержание. Если несовершеннолетний вынужден жить не в семье, его обязаны содержать опекуны или государственные органы.
  6. На заботу и обеспечение потребностей.
  7. На образование и посещение различных учреждений.
  8. На защиту от насилия и вовлечения в прием наркотических веществ.

Политические права ребенка

Было бы ошибкой думать, что ввиду нежного возраста политические права детишкам не нужны. Но это не так. Каждый ребенок имеет право состоять в различных детских (с 8 лет) и юношеских (с 14 лет) общественных организациях, ориентированных на организацию досуга, развитие творческих и спортивных способностей. Государство (на различных уровнях) должно всячески способствовать деятельности подобных организаций, организовывая рекламные кампании, давая им налоговые льготы и муниципальные помещения в пользование, поощряя привлечение спонсоров и меценатов для улучшения материальной базы.

Экономические права ребенка

Независимо от места появления на свет, национальности и цвета кожи ребенок имеет право быть защищенным от непосильного труда – законодательными актами фиксируются минимальный возраст приема на работу, особые условия труда и оплаты. Кроме этого, несовершеннолетние граждане подлежат и социальной защите, то есть им положены пособия, оздоровление и т.д. Есть у них и законная возможность совершать бытовые сделки мелкого масштаба. Подростки (с 14 лет) получают возможность свободно пользоваться своими финансами: подарками, стипендиями.

Социальные права ребенка

Главная задача взрослых – создать условия, в которых ребятишки могут расти здоровыми и всесторонне развитыми. В определенный законами срок родители или законные представители должны реализовать право ребенка на образование, то есть отдать его в подходящий под их требования детский сад, школу или организовать домашнее обучение. Кроме школы и сада можно заниматься в кружках и секциях, посещать спортивные, художественные и музыкальные школы. При этом администрация основного места учебы не правомочна препятствовать получению дополнительного образования.

Права ребенка в семье

Первые годы жизнь малыша полностью зависит от родителей или тех людей, которые их заменяют. Рассмотрим подробнее, какие права у ребенка в семье:

  1. Личные неимущественные:
    • на информацию о родителях — права ребенка на знакомство с кровными родителями особенно важны в случае усыновления или лишения последних родительских прав;
    • на проживание и беспрепятственное общение с родственниками — без существенных причин, оговоренных в законах, никто не может забрать малыша у родителей или запретить с ними общаться, это же право распространяется и на других родственников;
    • на получение заботы от обоих родителей — и отец, и мать обязаны воспитывать свое дитя и обеспечивать ему всестороннее развитие.
  2. Имущественные — подразумевают получение от родителей (опекунов) материального содержания, необходимого для жизни и развития: жилого пространства, одежды, обуви, питания и т.д. Кроме того, малолетним может принадлежать имущество или денежные средства, полученные по наследству или в качестве подарка. Распоряжаться этим в полной мере они могут лишь с момента совершеннолетия, а до этого времени задача представлять их интересы ложится на плечи родителей (опекунов).

Права ребенка в обществе

С определенного возраста малыш становится полноценным участником общественной жизни – идет в детский сад, а затем в школу. И если до недавнего времени любые действия воспитателей или учителей было принято рассматривать как часть воспитательного метода, то сейчас идет тенденция к защите права ребенка на психологический комфорт в обществе:

  1. Права ребенка в детском саду:
    • на безопасность, неприкосновенность и уважение к личности – воспитатели не имеют права кричать на малыша, воспитывать его силой, к чему-либо принуждать или оскорблять.
    • на развитие способностей – воспитатели должны проводить занятия по развитию речи, творческих и физических возможностей.
    • на медицинское обслуживание – в случае необходимости воспитанник должен получить медицинскую помощь.
  2. В школе:
    • на обучение по общим или индивидуальным планам;
    • на пользование библиотекой и столовой;
    • на комфортные и безопасные условия обучения – помещения школы должны соответствовать санитарным нормам и не нести опасность для здоровья;
    • на посещение дополнительных занятий (как платных, так и бесплатных);
    • на помощь психолога и учителя;
    • на медицинскую помощь.
  3. На улице:
    • на свободу перемещения;
    • на безопасность;
    • на пользование детскими площадками, парками и т.д.

Защита прав ребенка

До четырнадцатилетнего возраста люди ни физически, ни психологически не способны отстаивать свои интересы. Защита прав несовершеннолетних детей возлагается на плечи родителей (опекунов), которые обращаются с соответствующими заявлениями в суд и прокуратуру. В случаях когда несовершеннолетним нужна защита от их же родителей (побои, жестокое обращение, насилие или невыполнение родительских обязанностей) все мероприятия выполняются органами опеки и попечительства.

Документы о правах ребенка

Вопрос защиты детей от насилия различного рода острейшим образом возник в 1924 году. Тогда и была создана Декларация прав ребенка, ставшая основой для подписанной в 1989 Международной конвенции. Почему вопрос о правах ребенка провозглашается в отдельном документе? Ответ очевиден. Потому что он слабее взрослых, не может сам себя защитить и первым попадает под удар в случае военных катаклизмов и экономических кризисов.

Общественные организации по защите прав детей

Чтобы нормы и параграфы Конвенции про права ребенка не оставались лишь строчками на бумаге, в каждой стране, подписавшей этот документ, осуществляется строгий контроль за его выполнением. Какая организация защищает права детей? Основная нагрузка приходится на Уполномоченного по защите прав ребенка или омбудсмена. Кроме этого существует множество общественных организаций, помогающих трудным подросткам, брошенным детям и одиноким матерям.

Права детей на охрану здоровья

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Нормативно-правовое обеспечение образования

Права детей на охрану здоровья

Возникновение Декларации и Конвенции прав ребенка

Отношение к детям в разных странах и в разные исторические периоды было разным. Однако, уже к середине 50-х годов нашего столетия стало очевидным, что человечеству необходимы единые нормы, в которых бы предусматривались права собственно детей. И в 1959 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка . В этом международно-правовом документе утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Именно в этом документе получили закрепление такие права детей, как право на имя и гражданство; право пользования благами социального обеспечения и право на здоровый рост и развитие; право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях; право на первоочередную защиту и помощь Принятие Декларациии имело огромное значение в деле защиты детей. Однако, нужно знать, что любая декларация имеет лишь рекомендательный характер, а, следовательно, ее нормы вовсе не обязательны для исполнения.

В этой связи огромное значение для защиты детей во всем мире имело принятие 20 ноября 1989 года Конвенции о правах ребенка. Конвенция была принята Генеральной Ассамблеей ООН и через год ратифицирована нашей страной. Следовательно, Россия взяла на себя обязательство неукоснительно исполнять все положения данной Конвенции, которая является наиболее полным документом о правах ребенка.

В соответствии со статьей 1 Конвенции ребенком является человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Всего же Конвенция содержит 47 статей, которые для удобства изложения можно объединить в отдельные группы по общности рассматриваемых в них вопросов.

К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право

на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав.

Ко второй группе относится право ребенка на семейное благополучие .

К третьей группе относятся права ребенка на свободное развитие его личности (например, ст. 13 Конвенции закрепляет право ребенка свободно выражать свое мнение, а ст. 14 — право ребенка на свободу мысли, совести и религии).

Четвертая группа призвана обеспечить право на здоровье детей (ст. 24 закрепляет право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья).

Пятая г р уппа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).

И шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы и т.п.

В связи с подписанием Россией данной Конвенции, у нее появилась обязанность реализовать положения Конвенции в нормативных актах, регулирующих отношения между детьми и взрослыми в основных сферах их совместной жизнедеятельности. Безусловно, что и в Конституции РФ, и в других федеральных законах, уже нашли свое воплощение многие права ребенка, закрепленные в Конвенции. Однако, процесс приведения в соответствие с положениями Конвенции о правах ребенка Российского законодательства не является завершенным и требует своего продолжения.

Право детей на охрану здоровья

Согласно 41 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов,других поступлений. Дети — граждане России, соответственно они имеют право на бесплатное медицинское обслуживание.

Перечень видов бесплатной медицинской помощи детям:

скорая медицинская помощь , при состояниях, угрожающих жизни или здоровью детей, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями;

амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике, диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому:

первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная;

консультации, диагностика и лечение у специалистов, стоматологическая помощь;

консультации, диагностика и лечение у специалистов детей в возрасте до 18 лет в центрах и кабинетах планирования семьи и репродукции человека;

прививки (согласно национальному календарю прививок и по эпидемиологическим показаниям);

профилактические осмотры детей в возрасте до 18 лет;

целевые медицинские осмотры;

диспансерное наблюдение здоровых детей, занимающихся физической культурой и спортом;

стационарная помощь при:

острых заболеваниях, обострениях хронических заболеваний, травмах, ожогах и отравлениях, требующих госпитального режима, интенсивной терапии и круглосуточного наблюдения;

инфекционных заболеваниях, требующих госпитализации и изоляции по эпидемиологическим показаниям;

плановой госпитализации и реабилитации при заболеваниях, требующих круглосуточного наблюдения и лечения в условиях стационара (в т.ч. в детских и специализированных санаториях);

помещение в дневные стационары при проведении профилактических, диагностических, лечебных мероприятий больным, не требующим госпитального режима и круглосуточного врачебного наблюдения в стационаре и палате интенсивной терапии;

Перечисленные виды медицинской помощи оказываются специалистами профильных отделений (коек) по группам заболеваний и состояний:

• ВИЧ — инфицированные, больные СПИДом при наличии другой патологи получают медицинскую помощь в любом профильном отделении;

• проведение реабилитационного и восстановительного лечения детей и подростков до 18 лет осуществляется в любом профильном отделении на койках восстановительного лечения.

Итак, на протяжении всей истории человечества отношение к детям претерпело значительные изменения. В настоящее время ребенок из полностью бесправного существа, принадлежавшего своим родителям, превратился в субъект права. Но, несмотря на явный прогресс, достигнутый в этой области, дети опять-таки выступают в роли жертв экономических, социальных реформ, несовершенства законодательства. При этом дети практически не способны самостоятельно защищать свои права и отстаивать собственные интересы, а, следовательно, нуждаются в особенной, усиленной защите.

Обязательства государств мира, в том числе России, в области обеспечения и защиты прав ребенка закреплены во многих международных документах, включая Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и др.

Однако ключевым документом в этой области является Конвенция ООН о правах ребенка, закрепляющая различные права ребенка, — гражданские, политические, экономические, социальные и культурные, ранее никогда не объединявшиеся в одном документе. Этот международный договор не только определяет ребенка как лицо, наделенное конкретными правами, но предусматривает для него защиту прав с помощью национальных судебных или административных процедур.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990 года. Тем самым она взяла на себя обязательство уважать, обеспечивать и защищать все права ребенка, предусмотренные этим международным договором. Дополнительно, 15 февраля 2001 года, Россия подписала Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, вновь подтвердив свои обязательства в области защиты прав ребенка.

За время, прошедшее с момента ратификации Россией Конвенции, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства, прямо или косвенно относящегося к правам ребенка и их защите, в соответствие с Конвенцией. В развитие положения Конституции РФ о защите государством материнства, детства и семьи (ст. 38), гражданское, уголовное, административное и другие отрасли законодательства содержат нормы о защите прав ребенка. Закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» фактически дублирует все положения Конвенции о правах ребенка ООН.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector