Последний закон о защите прав инвалидов - Pravohelp24.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Последний закон о защите прав инвалидов

ФЗ 181 об инвалидах с последними поправками

Согласно официальным данным, предоставленным Федеральной службой государственной статистики, на период ноября 2017 года на территории Российской Федерации зарегистрировано 12,7 миллионов граждан с инвалидностью. Из них:

  • 1 группы — 1 400 000 человек;
  • 2 группы — 6 300 000;
  • 3 группы — 4 600 000.

Данные граждане относятся к социально уязвимым слоям населения. По причине этой уязвимости перед социумом им требуется особая защита со стороны государства. С этой целью был разработан и принят Федеральный закон № 181. Но что представляет собой этот нормативный акт? Каковы права людей с ограниченными возможностями по ФЗ 181? Каковы существенные модификации рассматриваемого закона, привнесённые в него в течение 2017 года? В какие статьи были внесены данные поправки? Поговорим об этом в статье.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ был принят Госдумой в официальном третьем чтении 20 июля 1995 года. Одобрение Совета Федерации изучаемый нормативный акт получил 15 ноября того же года. Подписание рассматриваемого Федерального закона Президентом Российской Федерации и официальная публикация данного документа осуществлены 25 ноября 1905 года.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» состоит из 6 глав и 36 статей. Структура изучаемого нормативного акта такова:

  • Глава 1 — Общие и вступительные положения (ст. 1-6);
  • Глава 2 — Принципы медицинской и социальной экспертизы (ст. 7-8);
  • Глава 3 — Реабилитационные средства для граждан с ограниченными возможностями (ст. 9-12);
  • Глава 4 — Проблемы обеспечения жизнедеятельности инвалидов (ст. 13-32);
  • Глава 5 — Нормативы настоящего Федерального закона по созданию общественных объединений людей с ограниченными возможностями (ст. 33-34);
  • Глава 6 — Завершающие положения рассматриваемого Федерального закона (35-36).

Закон о социальной защите инвалидов на обеспечении правового равенства граждан Российской Федерации вне зависимости от состояния здоровья таковых. Федеральный закон № 181 содержит положения, обеспечивающие людям с ограниченными возможностями доступ к деятельности в сфере экономики, политики и социальных взаимоотношений. Положения изучаемого нормативного акта обеспечивают право инвалидов на медицинскую помощь, а также на реабилитационные мероприятия.

Как и другие Федеральные законы РФ, ФЗ 181 регулярно претерпевает внесение существенных поправок. В последний раз текст изучаемого нормативного акта обновлялся 30 октября 2017 года.

Права инвалидов по ФЗ 181

Права инвалидов, согласно настоящему закону ФЗ 181, являются следующими:

  • На социальные льготы;
  • На обеспечение специализированной медицинской помощи;
  • На предоставление средств для реабилитации и поддержания жизнедеятельности;
  • На дополнительные квоты по трудоустройству;
  • На получение образования по общей или специальной системе (в зависимости от состояния здоровья);
  • На ежемесячную финансовую помощь со стороны государства;
  • На беспрепятственный доступ к источникам информации;
  • На помощь в быту;
  • На создание сообществ людей с ограниченными возможностями;
  • На социальную и экономическую поддержку со стороны государственных органов.

Согласно регламенту статьи 32 изучаемого Федерального закона, физическое или юридическое лицо, нарушившее права инвалидов, призывается к административной или уголовной ответственности в зависимости от тяжести совершённого преступления. Все споры в отношении нарушения нормативов ФЗ 181 решаются в суде.

Какие были внесены изменения?

Любой нормативно-правовой акт регулярно претерпевает процедуру актуализации собственного текста. Данная процедура необходима для обеспечения легитимности документа в постоянно меняющихся социально-правовых условиях в современной России.

Последние изменения в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ были внесены 30 октября 2017 года. Изменяющим документом стал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Регламент статьи 3 ФЗ 181 привносит поправки в пункт 13 статьи 17 Федерального закона № 181. Текст рассматриваемой статьи в новой редакции гласит, что при предоставлении жилья инвалидам льготы на предоставление тепловой энергии упразднены.

Стоит обратить внимание на следующие существенные поправки, привнесённые в регламент рассматриваемого нормативного акта в разное время:

  • Ст. 11, последние поправки внесены 1 декабря 2012 года. В рассматриваемой статье идёт речь о предоставлении индивидуальной программы реабилитации / абилитации лиц с особыми потребностями. Согласно внесённым поправкам, предоставление реабилитационного оборудования и иных средств является прямой обязанностью органов местного самоуправления. Если подобные услуги не предоставляются инвалиду, или он оплатил процедуры или лекарства за свой счёт, ему выплачивается соответствующая компенсация;
  • Ст. 15, последняя редакция — 01 декабря 2014 года. Текст изучаемой части Федерального закона №181 с привнесёнными в него изменениями гласит, что для граждан с инвалидностью не должно создаваться препятствий в плане доступа к инфраструктурам социального, инженерного и транспортного назначения. В этих целях должны устанавливаться вспомогательные средства (такие, как пандус и светофор с дополнительным звуковым сопровождением);
  • Ст. 23, поправки внесены 09 июня 2001 года. Согласно регламенту данной статьи, для людей с инвалидностью должны создаваться особые условия работы. Таким образом, продолжительность рабочего времени для человека с инвалидностью 1 или 2 группы составляет не более 35 часов в неделю. Полная оплата труда при этом сохраняется. Согласно рассматриваемому Федеральному закону, инвалидам полагается ежегодный отпуск продолжительностью не менее 30 дней. Если специфика должности не предполагает усиленного физического труда, инвалидность не является легитимной причиной для отказа в принятии сотрудника на работу.
  • Ст. 28,с поправками от 7 марта 2017 года. Данная статья в изучаемой редакции содержит нормативы социально-бытового обслуживания людей с инвалидностью. Согласно внесённым изменениям, порядок предоставления людям с инвалидностью технических вспомогательных средств определяется Правительством Российской Федерации.

Внесение следующих поправок в изучаемый нормативный акт намечено на декабрь 2017 года.

Скачать действующую редакцию закона

Лицам, заинтересованным в более детальном изучении рассматриваемого акта, рекомендуется ознакомиться с текстом Федерального закона о социальной защите инвалидов в последней редакции. Скачать ФЗ 181 с изменениями, актуальными на период ноября 2017 года, можно по следующей ссылке:

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января, 23 октября 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г., 18 октября, 1 ноября, 1 декабря 2007 г., 1 марта, 14, 23 июля 2008 г., 28 апреля, 24 июля 2009 г., 9 декабря 2010 г., 1, 19 июля, 6, 16, 30 ноября 2011 г., 10, 20 июля, 30 декабря 2012 г., 23 февраля, 7 мая, 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 28 июня, 21 июля, 1 декабря 2014 г., 6 апреля, 29 июня, 28 ноября, 14, 29 декабря 2015 г., 19 декабря 2016 г., 7 марта, 1, 7 июня, 29 июля, 30 октября, 5, 29 декабря 2017 г., 7 марта, 29 июля 2018 г., 18 июля, 2 декабря 2019 г.

Принят Государственной Думой 20 июля 1995 года

Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

24 ноября 1995 года

Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ и закрепляет систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Положениями закона четко установлена компетенция федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в области социальной защиты инвалидов, определены основы финансирования реабилитационных мероприятий.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей, для которых установлены иные сроки вступления в силу

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 2 декабря 1995 г. N 234, в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. N 48 ст. 4563

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 408-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 184-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 июля 2019 г. и с 1 июля 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 47-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 марта 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 477-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 января 2018 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 392-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 марта 2018 г.

Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 июня 2017 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 марта 2017 г. N 30-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 461-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 444-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части семнадцатой статьи 11.1 и части 4 статьи 28.1 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 399-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 371-ФЗ)

Читайте также:  Описание физических страданий

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части семнадцатой статьи 11.1 и части 4 статьи 28.1 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие части семнадцатой статьи 11.1 и части 4 статьи 28.1 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 394-ФЗ)

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 312-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 183-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 168-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 11-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 296-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 124-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 355-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2012 г.

Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. N 299-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 9 декабря 2010 г. N 351-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2011 г.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2009 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2009 г.

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2008 г.

Федеральный закон от 1 марта 2008 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2008 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 ноября 2007 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2008 г.

Федеральным законом от 1 марта 2008 г. N 18-ФЗ настоящие изменения исключены с 1 апреля 2008 г.

Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., за исключением положений, для которых статьей 155 установлены иные сроки вступления в силу

Федеральный закон от 23 октября 2003 г. N 132-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ

Изменения, распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2001 г. N 188-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 123-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 июня 2001 г. N 74-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 мая 2000 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 172-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2000 г.

Федеральный закон от 4 января 1999 г. N 5-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ

Изменения вступают в силу одновременно с вступлением в силу положений федерального закона, устанавливающего страховые тарифы, необходимые для формирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Россия изменяет законодательство для защиты прав инвалидов

Конвенция ООН о защите прав инвалидов была ратифицирована более двух лет назад. И лишь теперь вносятся весомые изменения в законодательство страны. Но это лишь начало пути. Об этом рассказывает председатель Владимирского регионального отделения ВОИ Михаил Геннадьевич ОСОКИН.

«Конвенция о правах инвалидов» была принята Генеральной Ассамблей ООН в декабре 2006 г. Конвенция была подписана Россией в сентябре 2008 г. К документу присоединились 110 стран.

Конвенция направлена на защиту прав инвалидов, борьбу с их дискриминацией и обеспечение полного участия людей с ограниченными возможностями здоровья в жизни общества. В этом документе особо оговорены права женщин-инвалидов и детей-инвалидов, как наиболее уязвимых и нуждающихся в социальной поддержке категорий населения.

— Михаил Геннадьевич, какие же изменения внесены в законодательство и что они реально изменяют? На сайте ВОИ говорится лишь об изменениях в федеральном Законе о социальной защите инвалидов…

— Это не совсем так. На самом деле, принятый в минувшем декабре закон затронул множество нормативных актов. Произошла масса существенных изменений. Еще больше будет в ближайшей перспективе.

Изменения в Закон о социальной защите инвалидов внесены, приводят его в соответствие с требованиями конвенции. Появились изменения и в сфере оказания социальных услуг. Теперь социальные услуги имеют право предоставлять не только государственные учреждения, но и общественные, и коммерческие организации.

— Почему так долго «запрягали»?

— Действительно, Конвенция ООН о правах инвалидов была ратифицирована в мае 2012 года. Изначально прозвучало, что в нашей стране законодательство столь в целом продвинуто, что менять в нем в принципе ничего не стоит. Но все оказалось не так просто.

Всех тонкостей, которые нужно было учесть, изначально никто не мог даже предположить.

Социальная защита инвалидов — комплексная вещь. Ведь кроме федеральных законов, нужно было изменить массу подзаконных актов, связанных с ними. Это очень большой и сложный массив работы. Поэтому изменения коснулись не только федерального Закона о социальной защите инвалидов, а даже тех законов, которые к инвалидам, казалось бы, не имеют прямого отношения. Например, Градостроительный кодекс или законодательство по транспорту.

После того, как проанализировали всё до деталей, выяснилось, что в законы и подзаконные акты необходимо внести более двух тысяч изменений. Кропотливая и сложная работа по их подготовке продолжалась практически два года. В ней приняли участие органы соци-альной защиты, общественные организации, органы юстиции.

Львиная доля изменений уже внесена. Другие вступят в силу позже. Мы стоим на пороге реального исполнения Конвенции на территории России.

— Итак, по порядку. Расскажите, пожалуйста, о тех изменениях, которые уже происходят.

— Во-первых, у нас скоро появится Единый реестр инвалидов Российской Федерации. К сожалению, до сегодняшнего момента в стране неизвестно, сколько у нас инвалидов и каковы их потребности. Существует несколько таких баз данных в различных ведомствах, которые между собой практически не связаны. Передача необходимой информации от ведомства к ведомству сопряжена с массой проблем. Нередко чиновники предпочитали обращаться в общественные организации, чтобы получить определенную информацию. К примеру, сколько у нас инвалидов-колясочников. Это не праздный интерес, потому что эти данные должны лежать в основе управленческих решений. А значит, должны планироваться финансовые расходы бюджетов. База, конечно же, не будет общедоступной, но заинтересованные ведомства получат достоверную информацию о реальном положении дел.

Важно, что с нововведениями принципиально меняется подход к доступности социальной инфраструктуры. До сегодняшнего дня под этим понималось наличие тех же пандусов, других технических приспособлений. На самом деле важно, чтобы человек, попадающий в учреждение, смог получить услугу, которая ему необходима.

Это обуславливается рядом обстоятельств: физической доступностью учреждения, информационной доступностью — человек должен знать, что именно здесь он сможет ее получить, а также доступностью с точки зрения управления. Последнее означает, что в учреждении должны быть специалисты, умеющие общаться с инвалидами различных категорий. К 2016 году этот подход должен начать действовать.

Соответственно, и изменяется подход к оценке доступности. Допустим, подъезжает колясочник к аптеке, расположенной в старинном здании, охраняемом государством. Понятно, что переделать его, чтобы здание было доступно для малоподвижных категорий населения, нельзя. Зато можно предусмотреть возможность доставки лекарств на дом, вариант интернет-аптеки и так далее. Если в таком учреждении отказывают в продаже лекарства, можно будет заявлять о факте дискриминации. В качестве резюме: теперь все учреждения — государственные или частные, неважно, обязаны продумать, как оказывать услуги инвалидам.

Другой пример. Представьте гостиницу, в которой есть номер для инвалидов. Если колясочник туда заселился, узнал, к примеру, о том, что для всех постояльцев в качестве бесплатной услуги предоставляется сауна. Но на самом деле она не приспособлена для таких инвалидов, потому ему отказывают в ее посещении. А значит, этот человек будет иметь право для обращения в суд по поводу уменьшения стоимости номера и возмещения морального вреда. Уверен, это будет одной из самых действенных мер обеспечения доступности инфраструктуры и услуг. Всероссийское общество инвалидов выступило с инициативой о проведении собственниками учреждений так называемой добровольной сертификации доступности услуг. ВОИ уже зарегистрировало эту систему, имеет право на ее проведение. Надеюсь, что в области в течение нынешнего года подготовим достаточное число специалистов и сможем проводить сертификацию.

Читайте также:  Сколько стоит нотариальное обязательство о выделении долей

Принято решение о продлении государственной программы «Доступная среда» до 2020 года. В ней тоже есть существенные изменения. Теперь ее исполнение в регионах будет оцениваться не только по числу установленных пандусов, но и по количеству трудоустроенных инвалидов, получивших образование и какие-то дополнительные возможности, способствующие их социальной адаптации.

Касаются ли изменения сферы медицины, реабилитации, назначения инвалидности?

— Здесь также масса серьезных нововведений и изменений. Много лет на всех уровнях Говорилось о субъективности медико-социальных комиссий при экспертизе инвалидности. Не так давно Министерство труда, в ведении которого находится МСЭ, издало приказ, в котором жестко расписаны параметры назначения инвалидности при тех или иных заболеваниях и травмах. Россия переходит к международному стандарту в этой части. Понятно, что эти изменения вступят в силу не в один день. Необходимо переобучить сотни своих специалистов, переналадить всю систему определения нетрудоспособности и назначения инвалидности.

Что касается реабилитации. Все мы переживали, когда в 2004 году реабилитация пропала из нашего законодательства. Точнее, она «растворилась» в массе подзаконных актов. Теперь она четко обозначена в качестве государственной задачи по защите инвалидов и включена в специальные профильные программы. Одновременно введено, новое для России, но не для мира понятие — абилитация.

Реабилитация — восстановление утраченных из-за болезни или травмы возможностей. Абилитация — это развитие навыков, которых у инвалида не было ранее. И это не только медицинские мероприятия, санаторно-курортное и диспансерное обеспечение. Человек, став инвалидом, испытывает большие психологические проблемы. Став колясочником, он понятия не имеет, как передвигаться в коляске. Потеряв трудоспособность по привычной специальности, он мог бы работать в иной сфере, но это требует переобучения. Словом, реабилитация может быть эффективной только, как комплексная система помощи инвалиду. Сегодня этим в той или иной степени занимаются разные ведомства, не связанные между собой. Эту практику важно преодолеть. Нужно добиться того, чтобы действовала такая же система «единого окна», как при получении госуслуг. Инвалиду было бы удобно обратиться в одну организацию, где скоординировали все нужные аспекты реабилитации. Пока в стране к этому не готовы. Это дело отдаленной перспективы.

Когда такие глобальные изменения происходят, не лишне спросить: а в чем «подводные камни», о чем не подозревают российские инвалиды и члены их семей?

— Не без этого. Когда система заработает по-настоящему, не исключено, что у кого-то будет снята инвалидность, к примеру, после реабилитационных мероприятий. Также при жестких критериях назначения инвалидности будут исключены случаи, когда пенсионеру эксперт «из жалости» устанавливает группу в качестве материальной поддержки к скромной пенсии.

Вот зарубежная практика. Так, в США, если инвалиду-ампутанту установили современные протезы и он смог самостоятельно на них передвигаться, снимаются все социальные льготы, он далее не считается инвалидом. Глухой человек с хорошим слуховым аппаратом также не считается инвалидом.

Жестко?! Я не сторонник настолько суровых мер, но факт в том, что система, которая сейчас отстраивается, ориентирована именно на такие подходы. В отдаленной перспективе. И это надо понимать.

Закон об инвалидах – соцзащита в Российской Федерации (ФЗ 181)

Участие инвалидов в жизни общества осложнено из-за физических недостатков. Преодолеть эти барьеры призвана социальная защита со стороны государства. На основе закона строится особая система прав и обязанностей инвалида. В этой статье мы рассмотрим действующие гарантии и меры социальной поддержки инвалидов, покажем, созданы ли условия равенства с остальными гражданами.

Что нужно знать о статусе инвалида

Инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

В результате, лицо частично или полностью теряет способность или возможность жить полноценно. Это проявляется в затруднении:

  • оценки текущей ситуации, своего местоположения в пространстве и времени;
  • перемещения без посторонней помощи;
  • удовлетворения своих потребностей физиологического характера, соблюдения правил гигиены;
  • восприятия информации от других людей, ее осмысления, передачи своих мыслей;
  • контроля собственных поступков в рамках принятых обществом норм;
  • запоминания и усваивания знаний, применения их на практике;
  • выполнения трудовых обязанностей.

Чтобы быть уверенным в правильности заключения МСЭ, изучите классификацию групп инвалидности.

Федеральный закон РФ “О защите инвалидов”

Ограничение жизнедеятельности приводит к необходимости социальной защиты и поддержки со стороны государства. Создание условий для равных возможностей – главная задача такой защиты. Рамки предоставленных инвалидам прав основаны на международных нормах и оформлены в систему правовых актов России. Базовыми документами являются Конституция РФ и федеральный закон N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г., с поправками от 5 декабря 2017 г.

Льготы и гарантии предоставляются лицам с ограниченными возможностями только после приобретения статуса инвалида. Учреждение медико-социальной экспертизы на основе комплексной оценки состояния здоровья принимает решение о признании инвалидности, определяет меры защиты, формирует индивидуальную программу реабилитации или абилитации.

Фамилии, имена, адреса, даты рождения, образование, места работы, группы инвалидности, получаемые пособия, путевки и иная информация о таких лицах объединена в единую электронную систему, получившую название «Федеральный реестр инвалидов» (ФРИ).

Если на момент получения статуса человек имел хоть какой-то трудовой стаж, то ему положена страховая пенсия по инвалидности. Если стажа нет, то следует рассчитывать на социальную пенсию по инвалидности.

Гарантированные права соцзащиты

Реабилитация – это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Абилитация – это система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Эти меры защиты призваны компенсировать (а, по возможности, и устранить) ограничения жизнедеятельности такого лица. Инвалид вправе получить помощь в медицинской, профессиональной, педагогической, бытовой и спортивной сферах, т.е. там, где трудно адаптироваться самостоятельно.

Для каждого инвалида составляется личная программа реабилитации или абилитации. Включенные в нее мероприятия обязательны для исполнения лицами любой организационно-правовой формы. При невозможности предоставить услугу или техническое средство реабилитации из программы инвалиду выплачивается денежная компенсация.

Участие в реабилитационной программе не обязанность, а право инвалида. Он может отказаться полностью или частично, и самостоятельно обеспечить себя техническими средствами реабилитации (протезами, слуховыми аппаратами и т.д.).

При отказе от программы инвалид не вправе требовать ее исполнения от государственных органов и компенсации непредоставленных бесплатных услуг.

Если статус ещё не присвоен, узнайте как получить группу инвалидности.

Право на помощь со стороны медицинских структур

Инвалидность подразумевает постоянное или периодическое обращение за медицинской помощью. Она бесплатна в тех же рамках, что и для остальных граждан, есть свобода выбора врача и медицинской организации. При этом созданы специальные медицинские учреждения по оказанию помощи инвалидам (центры, отделения, пансионаты, санаторно-курортные объекты).

Статус инвалида дает право и на дополнительную помощь:

  1. Бесплатные лекарства, изделия и продукты лечебного питания выдаются по рецептам специального формата. Выписывается рецепт врачом на основании данных, содержащихся в ФРИ, при предъявлении паспорта.
  2. Путевка в санаторий может быть получена на основании справки врача о необходимости проведения профилактического лечения. Срок действия справки – 6 месяцев.

Длительность лечения детей-инвалидов в санатории может достигать 21 дня. Инвалиды всех групп проведут в таком учреждении до 18 дней. За исключением инвалидов с нарушением функций мозга (спинного и головного), период лечения которых варьируется от 24 до 42 дней.

На доступ к информации

Инвалиды вправе пользоваться общедоступными данными наравне с остальными гражданами. Обеспечение права на информацию проводится по следующим направлениям:

  • Библиотеки пополняются учебной, справочной и иными видами литературы на нестандартных носителях. Сложности со зрением решаются за счет аудио-литературы и книг, написанных шрифтом Брайля. Источник пополнения – выпуск и закупка за счет средств государства.
  • Трудности со слухом преодолеваются через визуальные источники информации (фильмы, передачи и т.д.), дополняемые сурдопереводом или субтитрами. Помощью становится и предоставление сурдотехники таким лицам.
  • Лицам с нарушением слуха и/или зрения помогает тифлосурдоперевод (дактильный пальцевый метод) и тифлосредства.

Закон признает в качестве языка общения – жестовый русский, услуги по переводу которого должны быть предоставлены в любой государственной организации.

На беспрепятственное посещение объектов социального назначения

Инвалиды могут плавать в бассейнах, пользоваться транспортом, ходить в парикмахерскую. В теории… На практике они часто ограничены в возможности попасть туда, куда нужно. Сейчас эти барьеры сняты введением обязательных норм о:

  • приведении территории в состояние доступности для таких лиц: установке специальных пандусов для кресел–колясок, расширении дверных проемов, переоборудовании лифтов и т.д. Обязательно для всех строящихся и реконструируемых сооружений с 1 июля 2016 г. Если переоборудование уже невозможно, придется согласовать с обществом инвалидов процедуру предоставления услуги иным способом (на дому, дистанционно и т.д.);
  • сопровождении слепых и тех, кто не способен передвигаться сам;
  • дублировании необходимой информации: дополнение графических изображений звуковой информацией и надписями шрифтом Брайля;
  • допуске собак – поводырей при наличии документа об их специальном обучении;
  • установке оборудования и источников информации в доступных местах;
  • предоставлении 10 % стояночных мест для бесплатной парковки транспортных средств инвалидов.

Кресла-коляски и поводыри-собаки больше не препятствие для посещения общественных мест.

Льготы в жилищной сфере

Потребность в жилье удовлетворяется путем предоставления жилого помещения по договору социального найма из государственного или муниципального фонда. Размеры жилой площади могут превышать нормы максимум в два раза в зависимости от тяжести заболевания. При этом плата (за наем, ремонт и содержание) взимается в одинарном размере.

Если такое лицо попадает в организацию по социальному обслуживанию на длительный срок, то жилье сохраняется за ним лишь на полгода. После этого оно распределяется между другими инвалидами.

По достижении 18 лет дети-сироты, признанные инвалидами, обеспечиваются жильем в первую очередь при соблюдении двух условий:

  1. местом их проживания была организация, стационарно оказывающая услуги социального обслуживания (приюты, детские дома);
  2. они способны жить самостоятельно, имеют бытовые навыки.

Программа реабилитации и абилитации инвалида обуславливает комплекс средств и приборов, которые разрешено устанавливать в жилом помещении.

Льготы инвалидов в жилищной сфере:

  • 50% наемной платы и расходов по ремонту и содержанию жилища (за исключением жилья в частной собственности)
  • 50% оплаты услуг независимо от формы собственности (вода, свет, канализация и пр.)

Семьи с инвалидами имеют приоритет в очереди на получение участков земли для постройки дома и занятия садоводством, огородничеством.

Образование

Все уровни образования доступны лицам с ограниченными возможностями на началах бесплатности. Их содержание адаптировано к программам абилитации и реабилитации.

Отдельные виды заболеваний дают право обучаться на дому. В остальных случаях образовательные структуры должны создать условия для обучения, включая санитарную обстановку и соответствие образовательных программ возможностям инвалидов.

Сотрудники образовательных учреждений обязаны оказывать поддержку вне зависимости от получения образования дома или в государственных организациях.

Повышение конкурентноспособности инвалидов на рынке труда

Читайте также:  Мастер в типографии должностная инструкция

Профессиональная адаптация инвалидов обеспечивается государством за счет:

  1. Установки квот для трудоустройства: от 2 до 4% (если работников более 100); до 3% (от 35 до 100 работников). Квоты обязательны для любой организации.
  2. Создания адаптированных рабочих мест (с иным оборудованием, освещением и пр.) в пределах этих квот.
  3. Требования соответствия условий труда программе реабилитации (абилитации).
  4. Обучения новым профессиям, стимулированием предпринимательства таких лиц.

Инвалидам I и II групп гарантируется полная оплата при трудовой неделе в 35 часов. Всем инвалидам положен отпуск в 30 календарных дней.

Обслуживание на социально-бытовом уровне

Социальные услуги оказываются организациями социального обслуживания при содействии общественных объединений инвалидов.

Такие услуги оказываются:

  • Стационарно, когда лицо живет в учреждении круглосуточно. Жилое помещение, лекарства, спецсредства, еда, одежда и пр. выдаются на месте.
  • На дневном стационаре, когда пребывание в организации и получение услуги ограничены частью суток.
  • На дому, если нет возможности выйти на улицу. Так покупаются лекарства, продукты, делается уборка и т.д.

Инвалид вправе без очереди бесплатно или на льготных условиях отдать поврежденное средство технической реабилитации (коляску, слуховой аппарат, протез и пр.) на ремонт.

Материальная поддержка

Это помощь в форме пособий, пенсий, выплат при причинении вреда, наступлении страхового случая и т.д. Кроме этого, каждый месяц инвалиды получают дополнительную выплату (ЕДВ).

Социальная пенсия

Размер (руб.) до 01.04.2018

Основные положения Закона «О детях-инвалидах», действующие в 2020 году

Федеральный закон «О детях-инвалидах» в 2020 году претерпел некоторые существенные изменения. Что характерно для новопринятых стандартов и принципов социальной поддержки этой категории льготников, то к уже имеющимся видам преференций добавились дополнительные виды помощи. Также параллельно вносились правки в особенности осуществления региональной политики в этой сфере. Согласно мнениям специалистов, законодательство для детей-инвалидов после принятых изменений стало в разы эффективнее.

Общие положения

Закон для детей-инвалидов РФ содержит, как общефедеральные, так и региональные нормативно-правовые документы. Это связано с тем, что на государственном уровне фиксируются только общие правила ведения социальной политики для инвалидов, а также обязанность муниципалитетов субъектов Федерации формировать надлежащие условия для их развития в каждом отдельном регионе (исходя из возможностей локального бюджета).

Вместе с тем, городские и областные советы вправе устанавливать локальные привилегии для детей с инвалидностью. Формирование локального законодательства основывается на демографических характеристиках региона, а также возможностях местного бюджета.

Правовое регулирование вопроса в 2020 году:

Согласно указанным выше документам, разработан список критериев, в силу которых ребенок будет считаться инвалидом. Так, согласно ФЗ «О детях-инвалидах» в 2020 году в этот список льготников могут быть добавлены лица при соблюдении следующих условий:

  • возраст ребёнка (в общем порядке льготы будут распространяться только на несовершеннолетних, а также студентов, обучающихся на очном отделении до достижения ними 23 лет);
  • получение травмы или констатация врожденных расстройств;
  • частичная или полная потеря трудоспособности (обязательно проведение регулярных медицинских исследований для подтверждения диагноза);
  • потребность в социальной поддержке, а также медицинских реабилитациях и присмотре.

В дальнейшем, после достижения граничного возраста, в зависимости от выявленного недуга, будет устанавливаться группа инвалидности.

Льготы детям-инвалидам

Как уже было сказано выше, присвоение льготного статуса является веским основанием для дополнительной социальной поддержки со стороны государства и муниципалитета. Поэтому утвержден список льгот, на которые могут рассчитывать представители этой категории.

Таблица № 2 «Актуальные пособия и льготы»

Вид преференцийОсобенности предоставления
Социальная пенсияПериод выплаты этого пособия ограничивается срок действия льготного удостоверения. И размер начисления устанавливается Федерацией. Локальные власти никакого влияния на сумму отчислений на оказывают.
Ежемесячные выплатыВ начале 2020 года размер ЕДВ составлял 1 478 рублей. Эта сумма одинакова для детей, независимо от возраста и тяжести недуга. Но с начала текущего периода должен вступить в силу Указ Президента «Об индексации», в силу которого все пособия будут увеличены на 4 %.
НСУ (набор социальных услуг)МедицинскиеДопускается при наличии рецептурного назначения врача получать медикаменты и лекарственные препараты на бесплатной основе. В социальной аптеке доступны не все лекарства, а только соответствующие утвержденному списку. Допускается монетизация этой льготы и, тогда сумма дополнительных выплат составит 811 рублей ежемесячно.
СанаторныеУ каждого ребенка есть право получения безвозмездно путевок на лечение в санаториях. Реализация этой возможности доступна только один раз в год. При нежелании пользоваться такой привилегией, можно заменить ее на ЕДВ в размере 1,5 тысячи рублей.
ПроездРаспространяется на городской транспорт (кроме частных перевозчиков), РЖД , а также морские и воздушные суда. Но могут устанавливаться ограничения касательно класса билета. При отказе от льготы дополнительно каждый месяц будут выплачиваться 116 рублей помощи.

Важно! Допускается получение льгот, как в материальном виде, так и в денежном эквиваленте. Принимать решение о порядке предоставления преференций могут законные представители детей.

Размер социальных пенсий

Поддержка инвалидов в стране осуществляется в зависимости от присвоенной группы. Дети не участвуют в распределении, а потому могут рассчитывать на универсальные пособия. К таковым относится и социальная пенсия, которая начисляется до момента достижения совершеннолетия или же пока врачебная комиссия не констатирует полное выздоровление.

В текущем году минимальная помощь детям-инвалидам составит 12,5 тысяч рублей. Это не окончательный объем выплат. Дополнительно, в зависимости от выбранного региона проживания, присваивается коэффициент, на который увеличивается объем пособия. Максимальный показатель на сегодня – это 2.

Федеральный реестр инвалидов

Дабы гарантировать каждому льготнику право на социальную поддержку, а также с целью предотвращения мошеннических действий со стороны третьих лиц, был сформирован Единый реестр, содержащий сведения о гражданах с ограниченными возможностями. Функционирование этого подразделения осуществляется в соответствии с Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

  • персональные данные самого инвалида;
  • информация об опекунах и законных представителях льготников;
  • сведения о дате присвоения статуса, а также днях обязательного переосвидетельствования;
  • список проводимых мероприятий по реабилитации;
  • пакет льгот и денежных пособий (регулярность их предоставления и объемы).

Оснащение входов пандусами

В 2012 году Правительством РФ была ратифицирована Конвенция ООН «О правах инвалидов» от 13.12.2006 № 61. Одним из пунктов документа обозначалась необходимость размещения пандусов, позволяющих передвигаться людям на колясках, во многих общественных местах.

Кроме того, что зафиксирована обязанность государственных и частных предприятий оборудовать такие подъезды к своим помещениям, также разработан список требований к этим конструкциям. К ним относятся:

  • размер (расчет производится исходя из объемов колясок, а также с учетом места, требуемого для поворота и разворота);
  • промежуточные площадки (нужны только, когда длина наклонной части пандуса превышает 9 метров);
  • угол наклона (максимально допустимый показатель не должен превышать 6 градусов, но все зависит от длины конструкции);
  • обязательное оборудование поручней.

Также предусмотрена ответственность должностных лиц за неисполнение этого требования отечественных законопроектов. Ответственность наступает, как за игнорирование требований установки пандусов, так и за нарушение выдвинутых требований к устройствам.

Места для инвалидов на парковках

Очень предусмотрительным решением стало создание бесплатных парковочных мест для нетрудоспособных граждан. Особенно актуальна эта проблема в больших городах, где отыскать свободное место для личного транспорта практически невозможно.

Отечественным законодательством предусмотрено предоставление инвалидам безвозмездного права парковки. Реализация этой льготы осуществляется по такому алгоритму:

  • обязательное оформление преференций через органы соцзащиты;
  • привилегии распространяются только на одно транспортное средство для одного льготника;
  • та машина, которая имеет преимущество безвозмездной парковки, должна быть оснащена специальной наклейкой – «инвалид»;
  • воспользоваться льготой могут граждане всех групп нетрудоспособности;
  • на дороге такие участки оснащены специальными рисунками на асфальте (инвалидная коляска); если все льготные места заняты и нетрудоспособный гражданин занимает место без отличительного знака, то услуги стоянки придется оплачивать в полной мере.

Допускается распространение льготы, как на законных представителей, так и на официальных опекунов детей, а также граждан 1 группы. За допущенные нарушения в этой сфере, виновные лица могут привлекаться к административной ответственности (применяется наказание в виде штрафа). Так, одинаково могут быть наказаны работники парковки, здоровые граждане, которые без оснований заняли бесплатное место, и юридические лица, которые распоряжаются конкретной стоянкой.

Образование детей инвалидов

Отечественным законодательством зафиксирована обязанность каждого родителя формировать условия для получения образования детьми. Также, со стороны государства должна проводиться социальная политика, направленная на удовлетворение нужд учащихся, особенно граждан, требующих дополнительной поддержки.

Федеральный закон «О детях-инвалидах» фиксирует такие принципы осуществления социальной поддержки лицам с ограниченными возможностями:

  • оснащение учебных заведений всех уровней дополнительными техническими приспособлениями;
  • обустройство помещения для учебы;
  • предоставление специальных книжек;
  • установление права получения образования в домашних условиях, что сопровождается направлением учителей к детям.

Таблица № 3 «Установленные поощрения для детей-инвалидов»

Дошкольные учрежденияООШВУЗ
Родители могут получить возврат части денежных средств, которые были потрачены на оплату детского сада.Бесплатное питание в столовой.Льготные условия поступления.
Внеочередное распределение детей льготных категорий по учреждениям.Предоставление канцелярских принадлежностей и спортивной формы безвозмездно.Продление времени налогового вычета родителей до достижения ребенком 23 лет.
Оборудование инклюзивных классов.

Этот список не является полным, поскольку в государственных нормативно-правовых актах записаны обобщенные требования. То есть каждый инвалид детства должен получить возможность учиться в учреждениях всех уровней. Сами учреждения, а также муниципальные власти должны проводить работу по формированию достаточных технических условий, приглашению специалистов в области обучения инвалидов, а также воплощению в жизнь актуальных образовательных методик для лиц с ограниченными возможностями.

Взыскание алиментов в пользу детей

Семейным кодексом за каждым родителем зафиксирована обязанность финансового содержания ребенка. При этом не имеет значения факт совместного проживания. Поэтому, при расторжении брачных отношений между родителями, вступает в силу институт взыскания алиментов.

В 2020 году детям-инвалидам закон гарантирует выплаты при таких условиях:

  • сумма поддержки больше, нежели для здоровых детей, что связано с отсутствием возможности опекуна в полной мере зарабатывать денежные средства;
  • срок выплат ограничивается достижением 18 лет, но продлевается, если после совершеннолетия будет установлена 1 группа нетрудоспособности;
  • размер помощи может устанавливаться родителями самостоятельно на основании нотариального соглашения или же в силу судебного решения (но зафиксированы минимально допустимые суммы переводов);
  • алименты не облагаются налогом, а также не могут быть взысканы в счет погашения долгов.

Воспитание и обучение

Уже несколько лет по всей территории России реализовывается программа «Доступная среда». Это комплекс мероприятий, который направлен на формирование комфортных условий развития и воспитания инвалидов всех групп, позволяющий максимально полно участвовать в общественной жизни.

Предусмотрены такие направления реализации этой социальной программы:

  • обучение специалистов (патронажных сестер и нянь) профессиональному поведению в обращении и воспитании деток с ограниченными возможностями;
  • обустройство центров внешкольного развития, позволяющих развивать таланты инвалидов;
  • формирование спортивных секций для несовершеннолетних льготников;
  • обустройство пандусов и других технических средств в культурных центрах для беспрепятственного передвижения колясочников и других нужд;
  • обустройство реабилитационных центров с учетом новых технологий;
  • проведение массовых мероприятий в общественных местах.

Очень важным направлением является то, что проводятся регулярные лекции и обучающие занятия со здоровыми взрослыми и детьми, а также самими инвалидами, которые учат тому, что независимо от полученной нетрудоспособности, все люди являются одинаковыми и равными членами общества. А также внимание акцентируется на том, что всем гражданам России одинаково предоставляются возможности развития, обучения и трудоустройства.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector