Перевозка опасных грузов в таре - Pravohelp24.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Перевозка опасных грузов в таре

ТАРА, УПАКОВКА И МАРКИРОВКА ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ — ТАРА, УПАКОВКА И МАРКИРОВКА

Перемещение опасных грузов связано с рядом серьезных рисков. Поэтому предъявляя их к перевозке, владелец должен предпринять максимальные меры, которые обезопасят персонал, население и окружающую среду. Это касается не только правильного выбора транспортного средства, а маркировки и упаковки.

Упаковка и тара для опасных грузов

К таре, в которой перевозят такие продукты, предъявляют строгие требования. Если использовать неправильные материалы, неправильно соединять элементы упаковочных изделий, могут возникнуть аварийные ситуации.

Для транспортирования опасных грузов применяются следующие виды упаковочной продукции:

  • барабаны картонные;
  • бочки;
  • канистры;
  • мешки;
  • фляги;
  • ящики;
  • комбинированная тара, состоящая из внешней оболочки и внутреннего сосуда.

Изготавливают их из разных материалов, в зависимости от свойств перевозимых продуктов. Это алюминий, сталь, полимеры, древесина, фанера, бумага, картон, ткань и другие.

Классы упаковки устанавливаются по степени опасности груза:

В каждую единицу тары помещается количество вещества, не превышающее пределов, указанных в правилах транспортировки опасных грузов на автомобильной технике.

Требования к таре опасных грузов

Нужно, чтобы применяемая тара соответствовала следующим нормам:

  • сохранность при перевозке и сбережении;
  • инертность по отношению к грузу;
  • для полимеров — устойчивость к старению вследствие ультрафиолета, воздействия упаковываемого вещества;
  • сварные швы на емкостях для перевозки жидкостей с объемом более 40 дм3, для твердыхи текучих грузов до 40 дм3 — механически закатанные или сваренные;
  • для алюминиевых барабанов и бочек — приварные фланцы, наличие сварных швов, на тех участках, что соединяют донья со стенками — наличие защитных обручей;
  • два и более гофра катания на металлических бочках и барабанах или два обруча, точечная сварка недопустима.

Для производства фанеры, из которой изготавливают тару, используют только водостойкий клей, крышку барабана выкладывают изнутри бумагой или другим материалом, чтобы предотвратить высыпание продукта в кузов или на землю.

Металлические ящики внутри выстилают картоном или войлоком. Их стенки, дно, крышку изготовляют из цельной доски или щитов, скрепленных кромочными соединениями К-1–К-6 на клею или рифлеными металлическими накладками (скрепками). Пенопластовые ящики производят из формованного пенопласта, нижняя часть имеет полости по форме перевозимой тары, верхняя закрывает и плотно прикрепляется к корпусу бумажной лентой. Не допускается, чтобы крышка или пробка тары контактировали с верхней частью ящика. Предусматривают не менее трех слоев в бумажных мешках.

В комбинированной таре сосуды, изготовленные из полимеров, должны плотно вставляться в наружную оболочку. Если внутренняя часть изготовлена из фарфора, стекла или керамики, ее плотно укупоривают. После помещения в ящики, корзины и т. д. промежутки заполняют инертными прокладками, поглощающим материалом. Это не позволит сосуду перемещаться при транспортировке. При этом наружная часть тары должна быть такой, что полностью защищает внутреннюю составляющую от повреждений.

Испытания

Всю упаковку опасных грузов по ДОПОГ проверяют на удар при свободном падении, а также на штабелирование (последний — за исключением мешков), некоторые виды — на герметичность, гидравлическое давление.

Внутреннюю часть комбинированной тары допускается не испытывать. Но для этого должны соблюдаться следующие условия:

  • объединяются разные типывнутренней тары, которые были испытаны в наружной;
  • сменные внутренние сосуды соответствуют размеру или меньше тех, что использовались ранее, и той же конструкции либо формы, из того же или более прочного материала. Размер горла такой же или меньше с аналогичной укупоркой;
  • для заполнения пустот используется достаточно прокладок.

Серийные образцы для упаковки опасных грузов тестируют по нормам соответствующей технической документации. На герметичность проверяют каждую единицу тары для транспортировки жидкостей, в том числе после реставрации. Для заполнения емкостей могут использовать воду или антифриз.

Для испытания на удар в свободном падении тару заполняют продуктом, который предстоит транспортировать, или его эквивалентом с такими же свойствами.

Согласно принятым стандартам, соблюдают и другие требования:

  • при проверке на свободное падение наполнение жидкостью составляет 98%, твердыми веществами — 98% от объема посуды;
  • до испытания деревянные бочки выдерживают с водой не меньше 24 часов, картонную и бумажную — столько же при влажности 45–55%, температурой 21–25 °C.

Испытание на удар проводят, придерживаясь норм ГОСТ 18425 .

На герметичность проверяют сжатым воздухом. Показатели избыточного давления для упаковки первой группы составляют 30 кПа, для второй и третьей — 20 кПа. Если для этого прибегают к погружению в воду, то давление увеличивают на показатель гидростатического давления жидкости в нижней части образца. При любом виде проверки — и этом тоже, испытывают по три экземпляра от каждого производителя.

На гидравлическое давление проверяют по стандартам нормативно-технической документации для этого вида тары. Избыточное давление вычисляют по приведенным ниже формулам:

Ри = 1,75 х Р50 – 100 или Ри = 1,5 х Р55 – 100.

Несмотря на то, каким будет результат, показатели для разных групп упаковок не должны быть меньше:

  • для первой — 250 кПа;
  • длявторой и третьей — 100 кПа.

Испытание на штабелирование проводят согласно ГОСТ 25014 . Высота укладки штабелей — от 3 м. Если тестированию подвергают полимерные изделия, то срок составляет 28 суток при температуре 40 °C.

При положительном результате после испытания на тару для опасных грузов оформляют протокол и свидетельство. В документе указываются следующие сведения:

  • название предприятия-изготовителя;
  • вид, тип исполнения тары;
  • маркировку;
  • группу и назначение упаковки;
  • высоту штабелирования;
  • показатели теста гидравлического давления;
  • сможет ли тара, в которую помещают вещество, которое плавится при температуре до 50 °С, удерживать продукт;
  • номер, дату выдачи и срок действия регистрационного свидетельства (допускается не больше 36 месяцев).

Копию свидетельства направляют предприятию, на котором изготовлена тара. Каждую единицу, кроме той, в которой перевозятся грузы классов 2, 7, 6.2, предприятие маркирует. Для этого используют несмываемые красители, оттиски делают четкими, читаемыми. Если посуда многооборотная и ремонтопригодная, то маркировку на тару для опасных грузов наносят таким способом, чтобы она сохранялась даже после проведения реставрации.

Параметры упаковки, которая применяется для транспртировки опасных грузов, описаны в ГОСТ 26319-84 . Стандарт установлен для грузового места, чья масса нетто не превышает 400 кг, вместимость — до 450 дм3.

Маркировка при перевозке опасных грузов

Маркируют опасные грузы тоже особым способом. Специальные знаки вывешивают на автомобильной технике и на упаковке.

Табличка «опасный груз»

Такая табличка вывешивается на совершающую транспортировку автомобильную технику спереди и сзади. Применяются два ее варианта — с подписью или без нее. Первая используется, когда у перевозимых продуктов имеет номер ООН.

Размеры информационной таблички — 30 х 40 см, рамка черного цвета — шириной 1,5 см, фон — оранжевый. На поле имеется горизонтальная черта, которая делит площадь на две равные части. В верхней половине располагается КЭМ (код экстренных мер), в нижней — номер ООН. Высота знаков — 10 см. Если указанные размеры слишком велики для используемого транспортного средства и по этой причине их невозможно зафиксировать, то их уменьшают до 12х30 см, при этом обязательно указывают номер ООН.

Перед тем как загрузить другой вид опасного груза, предыдущую табличку снимают и заменяют ее новой.

Знаки опасности

При использовании цистерн и контейнеров на их боковой и задней поверхности вывешивается знак опасности. Он имеет форму ромба с длиной стороны 25 см. Если транспортировочная емкость состоит из нескольких секций, в каждой из которых находится вещество другого вида опасности, то на каждом размещают свой знак.

У групп знаков цвета фона отличаются в зависимости от опасности, которые те представляют. Это:

  • взрывоопасно — оранжевый;
  • газы — зеленый;
  • ядовитые газы — белый;
  • легковоспламеняющиеся жидкости — красный;
  • твердые легковоспламеняющиеся продукты — полосатый (красный и белый);
  • самовозгорающиеся — верхняя половина поля белая, нижняя — красная;
  • исключен контакт с водой — синий;
  • продукты, которые при благоприятных условиях подвержены окислению, органические пероксиды, при благоприятной среде выделяющие кислород — желтый;
  • яды, инфекционные вещества, иные вещества из шестого класса опасности без сильного токсического действия — белый;
  • радиационные грузы (более 70 кБк на 1 кг) — желтые в верхней половине и белые внизу;
  • едкие и коррозионного действия — белые в верхней половине и черные снизу;
  • девятый класс опасности — полосатые (белый с черным) вверху, белые внизу.

На каждый знак нанесена надпись, предупреждающая об опасности, класс вещества и соответствующая пиктограмма, которая интуитивно распознается.

Знаки опасности для маркировки опасных грузов утверждены ГОСТ 19433-88 .

Обозначения на упаковке

На каждую упаковку тоже наносят маркировку с номером ООН груза, который находится внутри. Если упаковки нет, то маркируют само изделие, его опорную часть, транспортно-загрузочное, пусковое устройство, приспособления для хранения. Надписи должны быть разборчивыми, четкими, выдерживающими воздействие погодных условий. На аварийной таре проставляется также маркировка «Аварийная».

Если продукцию помещают в контейнер средней грузоподъемности, вместимость тары превышает 450 л или она является крупногабаритной, то маркируют две противоположные стороны.

Для отдельных классов предусмотрены особые правила маркировки опасных грузов.

Неправильная упаковка и маркировка грузов приводит к трагическим последствиям. Кроме того, владелец груза и перевозчик рискуют понести убытки, в том числе вызванные штрафными санкциями, наложенными на них надзирательными органами.

Требования к таре и упаковке опасных грузов

К перевозке допускают только опасные грузы, изготовленные в соответствии с действующей документацией. Вид, тип и исполнение тары определяет производитель в соответствии с предписаниями ГОСТа и Технических условий (по отдельным видам опасных грузов), ДОЛОГ, правил перевозок. В ДОЛОГ дают очень подробную информацию о таре и упаковке по каждому классу и подклассу груза.

Тара—это емкостьдляхранения, упаковки и транспортировки, т.е. ящики, мешки, банки, бутыли, бочки, бидоны, сосуды, баллоны 1 , канистры, флаконы, тубы [1] [2] , бутыли, кюветы [3] , контейнеры, цистерны и т.д. (рис. 3.2). Тара должна быть исправной, с пломбой, с соответствующей маркировкой, достаточно прочной, чтобы выдерживать удары и нагрузки, возникающие во время перевозки или перегрузки. Для подтверждения этих свойств тип конструкции тары должен пройти соответствующие испытания.

Упаковка, т.е. материал, в который пакуют изделие, должна быть также достаточно прочной, чтобы предохранить окружающую среду от возможного воздействия опасного груза при погрузке, разгрузке, транспортировке и хранении. Естественно, что в связи с разными свойствами груза упаковка и тара должны быть соответствующими его специфике и инертными по отношению к грузу.

Лапример, упаковка патронов (пример в 3.1.1) должна быть в соответствии с методом Е112, т.е. без внутренней упаковки, но в ящиках из различного материала по 13-му номеру особых условий, записан ных в маргинальном номере Rn 2103 (7) ДОЛОГ, т.е. наружный упаковочный комплект должен иметь мягкие прокладки.

В особых требованиях для каждого класса опасных грузов предусматривают три группы упаковок в зависимости от опасности перевозимого вещества: группа I (вещества группы а); II (вещества группы Л); III (вещества группы с). Группы предусмотрены в пунктах перечня веществ.

Читайте также:  Курсы в центре занятости список профессий

Неочищенную после транспортировки порожнюю тару перевозят по тем же условиям, что и соответствующий опасный груз. В накладной для перевозки порожней тары делается отметка красным цветом, какой груз (идентификационный номер) находился ранее в таре.

Материал для изготовления тары может быть различным: сталь, латунь, стекло, фторопласт, полиэтилен, эмалированный металл, би- тумированные мешки, резина, фанера, льноджутокенафная ткань, бумага, дерево, картон и т.д.

В качестве вспомогательного материала, употребляемого как прокладочный, могут использоваться: вермикулит (поглощающий материал), парафин, обезвоженные трансформаторное и минеральное масла, пеньковый шнур, лаки, солевые растворы, солома, опилки и др.

К материалам для изготовления тары и упаковки предъявляют повышенные требования. Так, например, пластмасса, применяемая для тары, должна быть непроницаемой, не размягчаться и не быть хрупкой от воздействия температур и старения. Картонные коробки — прочными и водоустойчивыми, использовать их должны как одноразовые. Стеклянная тара должна быть помещена по горлышко в прочные ящики, обрешетки или корзины, проложена инертными прокладочными материалами. Металлическая тара должна быть запаяна или оборудована завинчивающимися пробками с прокладками и стопорами с надписью о величине пробного давления и дате проведения последнего испытания (рис. 3.3). Сосуды для жидкостей должны заполнять не полностью (не более 90% для жидкостей и 85% для водного аммиака, сжиженных углеводородных газов) (рис. 3.4), что определяет соответствующие положение в документах. Баллоны для жидкостей и газов с большим давлением паров должны отвечать требованиям Правил устройств безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением. Их изготавливают из труб, прошедших ультразвуковой контроль во избежание неоднородности металла. Баллоны окрашивают масляной, эмалевой или нитрокраской соответствующего газу цвета.

Тара должна быть изготовлена и испытана в рамках программы обеспечения качества с целью гарантировать выполнение требований соответствующих документов. Тару укупоривают для обеспечения ее герметичности в целях безопасности запорными вентилями, закатыванием, запаиванием, свариванием, склеиванием, сшиванием, завязыванием проволокой и т.п.

Рис. 3.2. Виды тары для опасных грузов: а — бочки, бидон; б — контейнер; в — бочка и канистра; г — ящики; д — баллончики и емкости малые; е — мешки; ж — контейнеры металлический и мягкий (эластичный)

Рис. 3.3. Металлическая тара (баллоны) для перевозки опасных газов. Цвет баллона соответствует определенному газу

Грузовые места, включающие тару из чувствительных к влаге материалов, должны перевозить в закрытых или крытых брезентом транспортных средствах. Тара должна быть надежно закреплена в кузове автомобиля.

Допускают совместную упаковку нескольких опасных грузов согласно таблице совместимости (см. 3.1.3), но внутренняя тара должна быть надежно отделена одна от другой, например с помощью прокладочного материала. При использовании дополнительной тары проставляют предупредительные надписи и манипуляционные знаки (см. 3.3.2).

Очистку тары осуществляет грузовладелец. Очищенную тару перевозят на общих основаниях с отметкой в накладной красным цветом «Тара очищена». Ремонт такой тары, как контейнеры и резервуары, проводят после анализа воздушной среды на содержание ранее перевезенного вещества.

Лишь в отдельных случаях допускают бестарную перевозку опасных грузов. Перевозку опасных твердых веществ навалом разрешают лишь тогда, когда этот способ непосредственно допускают для этих веществ, но с соблюдением условий, прописанных в соответствующих документах. Перевозку веществ навалом в контейнере допускают лишь в случае, если допускают вообще перевозку этих грузов в контейнере. Отдельные грузы иногда требуют специализированного подвижного состава, например алюминий фтористый технический.

Все перевозимые опасные грузы требуют обязательной маркировки в соответствии с ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов» и ДОЛОГ. Маркировка призвана облегчить задачу соблюдения безопасности изготовителям тары, пользователям, перевозчикам и регламентирующим органам.

Рис. 3.4. Степень наполнения тары жидкостями: а — в цистерне; б — процент от вместимости тары в зависимости от температуры начала кипения вещества

Государственный стандарт определяет знаки маркировки для обращения с грузом, основные, дополнительные и информационные надписи с указанием наименования и адреса грузополучателя, числа грузовых мест и номера в партии груза. Дополнительно указывают наименования и адреса грузоотправителя и транспортных организаций. Информационные надписи касаются характеристик грузового места, массы, объема и габаритов. Стандарт устанавливает манипуляционные знаки, место, способы, материал, шрифты для нанесения маркировки и размеры деталей знаков (рис. 3.5).

Для экспортных грузов есть дополнительные требования по указанию номеров контракта, заказа, мест перегрузки, страны назначения и товарного знака грузоотправителя. Язык знаков определяют по правилам страны ввоза. ГОСТ 14192—96 на экспортные грузы, соответствующий требованиям Рекомендаций ООН и международным правилам перевозок, устанавливает требования к таре и упаковке для этого вида перевозок. Отдельными стандартами нормируют опасные грузы для районов Крайнего Севера и труднодоступных районов в связи с неординарными условиями перевозки, в том числе пониженными температурами.

На каждую упаковку должен быть нанесен идентификационный номер содержащегося в ней вещества после букв UN [4] . При наличии в одной упаковке различных грузов пишут их идентификационные номера и буквы LQ [5] («ограниченное количество») (рис. 3.6). При перевозке нескольких опасных грузов в сборной таре (контейнере) грузоотправитель делает заявление, что совместная упаковка этих грузов не запрещена.

Рис. 3.5. Расположение маркировки транспортной тары, содержащей опасный груз:

  • 1 надписи транспортных организаций; 2 — количество мест в партии, порядковый номер внутри партии; 3 — знак опасности;
  • 4 — манипуляционные знаки по ГОСТ 14192—77; 5 — серийный номер ООН; 6 — классификационный шифр; 7 — транспортное наименование

Рис. 3.6. Знаки маркировки опасного груза: UN — символ ООН для тары; LQ — символ ограниченного количества опасного вещества

Вид тары при маркировке обозначается цифрами (кодом): 1 — барабан; 3 — канистры; 4 — ящик; 5 — мешок; 6 — составная тара; 0 — легкая металлическая тара. Цифры 2 и 7 зарезервированы. Для обозначения материала, из которого изготовлена тара, используют буквы: А — сталь; В — алюминий; С — естественная древесина; D — фанера; F — древесный материал; G — фибровый картон; Н — пластмасса; L — текстиль; М — многослойная бумага; N — металл (кроме стали и алюминия).

Для составной тары (рис. 3.7) применяют две прописные латинские буквы, например 6 HD1 — составная тара, состоящая из внутренней пластмассовой емкости с внешним фанерным барабаном. При комбинированной таре проставляют лишь код, обозначающий наружную тару.

В маркировке за номером кода тары следует буква, обозначающая группу упаковки, тип конструкции которой выдержал испытания: X — для тары, в которую можно поместить упаковки трех групп веществ; Y — для тары, в которую можно поместить упаковки II и III групп веществ; Z — для тары, в которую можно поместить упаковки III группы веществ.

Рис. 3.7. Составная тара:

внутренняя — стеклянные сосуды; внешняя — прочная упаковка из различных материалов. На таре, имеющей неправильную форму, маркировочные надписи и знаки опасности могут быть нанесены с помощью прочно прикрепленных этикеток

На таре, предназначенной к перевозке жидкостей без внутренней тары, проставляют величину относительной плотности этой жидкости, если она превышает 1,2 кг/м 3 .

Может быть указан год производства тары, так как, например, на пластмассовый барабан и канистры устанавливают срок эксплуатации 5 лет, причем при перевозке отдельных опасных грузов этот срок может быть уменьшен.

Такая детализация маркировки опасных грузов должна предохранять от произвольного затаривания груза без учета его опасных свойств и давать полнейшую информацию о грузе, его таре и их свойствах, особенно в момент различных неблагоприятных ситуаций, которые могут возникнуть при транспортировке и перегрузке.

Перевозка опасных грузов в таре и навалом

Опасные грузы — это вещества, которые по своим химико — физическим свойствам, при определенных обстоятельствах (нарушение упаковки, тары, разлива, россыпи, нарушения температурного режима и пр.) представляют опасность для окружающей среды, в том числе для судна и экипажа. Для уменьшения риска при транспортировке опасных грузов, необходимо четко знать и выполнять все предписанные требования по безопасному обращению с опасными грузами, изложенными в сопровождающих груз документах.

Перевозка опасных грузов в таре

Правило I. Определения

Для целей данной части, если специально не предусмотрено иное:

  1. ММПОГ — означает Международный кодекс морской перевозки опасных грузов, принятый Организацией резолюцией MSC 122(75) Комитета по безопасности на море, с возможными поправками, при условии, что такие поправки принимаются, вступают в силу и действуют в соответствии с положениями статьи VIII настоящей Конвенции, относящимися к процедуре принятия поправок, применимой к Приложению, за исключением главы 1;
  2. Опасные грузы — означают вещества, материалы и предметы, охватываемые MМПОГ;
  3. Тара — означает вид упаковки содержимого, установленный ММПОГ.

Правило 2. Применение

  1. Данная часть, если специально не предусмотрено иное, применяется к перевозке опасных грузов в таре на всех судах, к которым применяются настоящие правила, включая грузовые суда валом вместимостью менее 500 per. т;
  2. Положения данной части не применяются к судовым запасам, оборудованию и снабжению;
  3. Перевозка опасных грузов в таре без соблюдения положений данной части запрещается;
  4. В дополнение к положениям данной части, каждое договаривающееся правительство должно издавать или поручать. Издавать подробные инструкции по действиям в чрезвычайных ситуациях и оказанию первой медицинской помощи при инцидентах с опасными грузами в таре, принимая во внимание Руководство, выработанное Организацией.

Правило 3. Требования к перевозке опасных грузов

Перевозка опасных грузов в таре должна отвечать соответствующим положениям ММПОГ.

Правило 4. Документы

  1. Во всех документах, относящихся к перевозке опасных грузов в таре морем, должно использоваться их надлежащее перевозочное название (одни лишь коммерческие наименования не должны использоваться) и правильное описание, в соответствии с классификацией, изложенной в ММПОГ;
  2. Перевозочные документы, подготавливаемые грузоотправителем, должны включать или к ним должно быть приложено, подписанное свидетельство или декларация о том, что предложенный к перевозке груз надлежащим образом упакован, снабжен маркировкой, имеет бирки или знаки опасности, соответственно и находится в надлежащем состоянии для перевозки;
  3. Лицо, ответственное за укладку/погрузку опасных грузов в грузовую транспортную единицу, должно представить подписанное свидетельство об укладке груза в контейнере/ автотранспортном средстве, указывающее, что груз в нем был надлежащим образом упакован и закреплен и что были выполнены вес применимые для транспортировки требования. Такое свидетельство может быть объединено с указанным в пункте 2 документом;
  4. Когда имеется обоснованное сомнение в том, что грузовая транспортная единица, в которую уложены опасные грузы, не отвечает требованиям пункта 2 или 3. Либо когда отсутствует свидетельство об укладке груза в контейнере/автотранспортном средстве, грузовая транспортная единица не должна приниматься к перевозке;
  5. Каждое судно перевозящее опасные грузы в таре, должно иметь специальную опись или манифест с указанием, в соответствии с классификацией ММПОГ, опасных грузов и места их расположения на судне. Вместо специальной описи или манифеста разрешается использование подробного грузового плана с указанием класса и местоположения всех опасных грузов на судне. Экземпляр одного из этих документов должен предоставляться до отхода судна лицу или организации, назначенным властями государства порта.

Правило 5. Наставление по креплению груза

Груз, грузовые места и грузовые транспортные единицы, включая контейнеры, грузятся, размещаются и крепятся в течение всего рейса в соответствии с наставлением по креплению груза, одобренным администрацией.

Читайте также:  Женщина 1961 года рождения когда выйдет на пенсию в украине

Крепление опасных грузов

Наставление по креплению груза должно быть составлено по стандарту, по меньшей мере эквивалентному руководству, выработанному организацией.

Правило 6. Сообщение об инциденте с опасными грузами

  1. Когда случается инцидент, связанный с утерей или весьма вероятной утерей за борт опасного груза в таре, капитан или иное лицо командующее судном, немедленно сообщает ближайшему прибрежному государству все особенности такого инцидента с наибольшей возможной полнотой. Сообщение должно составляться, основываясь на общих принципах и руководстве, выработанных организацией;
  2. В случае если указанное в пункте 1 судно оставлено или когда сообщение с такого судна не было полным, или сообщение не было получено, компания определенная в правиле IX/1.2, принимает на себя, с наиболее возможной полнотой обязанности, возложенные данным правилом на капитана.

Перевозка опасных грузов навалом

Правило 1. Определения

Опасные грузы навалом — означают любой материал, кроме жидкости или газа, состоящий из смеси частиц, гранул или любых более крупных кусков материала. Как правило, однородных по составу, который подпадает под ММПОГ, загружаемых в грузовые помещения судна без какого-либо временного вида тары и включает такие же материалы, погруженные в лихтеры лихтеровоза Специализированные суда для перевозки сухих грузов .

Правило 2. Применение

  1. Данная часть, если специально не предусмотрено иное, применяется к перевозке опасных грузов навалом на всех судах, к которым применяются настоящие правила, включая грузовые суда валовой вместимостью менее 500 per. т;
  2. Перевозка опасных грузов навалом без соблюдения положений данной части запрещается;
  3. В дополнение к положениям данной части, каждое договаривающееся правительство должно издавать или поручать. Издавать подробные инструкции по безопасной перевозке опасных грузов навалом, которые включают инструкции по действиям в чрезвычайных ситуациях и оказанию первой медицинской помощи при инцидентах с опасными грузами навалом. Принимая во внимание руководство, выработанное организацией.

Правило 3. Документы

  1. Во всех документах, относящихся к перевозке опасных грузов навалом морем, должно использоваться перевозочное название (одни лишь коммерческие наименования не должны использоваться);
  2. Каждое судно, перевозящее опасные грузы навалом, должно иметь специальную опись или манифест с указанием опасных грузов и места их расположения на судне. Вместо специальной описи или манифеста, разрешается использование подробного грузового плана с указанием класса и местоположения всех опасных грузов на судне. Экземпляр одного из этих документов должен представляться до отхода судна лицу или организации, назначенным властями государства порта.

Правило 4. Требования к размещению и разделению грузов

  1. Опасные грузы навалом грузятся и размещаются безопасно и подходящим образом в соответствии с характером этих грузов. Несовместимые грузы, должны отделяться друг от друга;
  2. Опасные грузы навалом, склонные к самопроизвольному нагреву или возгоранию, не должны перевозиться, если не были приняты достаточные меры предосторожности для сведения к минимуму возможности возникновения пожара;
  3. Опасные грузы навалом, выделяющие опасные пары, должны размещаться в хорошо вентилируемом грузовом помещении.

Правило 5. Сообщение об инциденте с опасными грузами

Когда случается инцидент, связанный с утерей или весьма вероятной утерей за борт опасных грузов навалом, капитан или иное лицо командующее судном, немедленно сообщает ближайшему прибрежному государству обо всех особенностях такого инцидента с наиболее возможной полнотой. Сообщение должно составляться, основываясь на общих принципах и руководстве, выработанных организацией;

Утеря груза за борт

В случае если указанное в пункте 1 судно оставлено, или когда сообщение с такого судна не было полным или сообщение не было получено, компания определенная в правиле IX/1.2, принимает на себя с наиболее возможной полнотой, обязанности, возложенные данным правилом на капитана.

Требования к таре и упаковке опасных грузов

К перевозке допускают только опасные грузы, изготовленные в соответствии с действующей документацией. Вид, тип и исполнение тары определяет производитель в соответствии с предписаниями ГОСТа и Технических условий (по отдельным видам опасных грузов), ДОЛОГ, правил перевозок. В ДОЛОГ дают очень подробную информацию о таре и упаковке по каждому классу и подклассу груза.

Тара—это емкостьдляхранения, упаковки и транспортировки, т.е. ящики, мешки, банки, бутыли, бочки, бидоны, сосуды, баллоны 1 , канистры, флаконы, тубы [1] [2] , бутыли, кюветы [3] , контейнеры, цистерны и т.д. (рис. 3.2). Тара должна быть исправной, с пломбой, с соответствующей маркировкой, достаточно прочной, чтобы выдерживать удары и нагрузки, возникающие во время перевозки или перегрузки. Для подтверждения этих свойств тип конструкции тары должен пройти соответствующие испытания.

Упаковка, т.е. материал, в который пакуют изделие, должна быть также достаточно прочной, чтобы предохранить окружающую среду от возможного воздействия опасного груза при погрузке, разгрузке, транспортировке и хранении. Естественно, что в связи с разными свойствами груза упаковка и тара должны быть соответствующими его специфике и инертными по отношению к грузу.

Лапример, упаковка патронов (пример в 3.1.1) должна быть в соответствии с методом Е112, т.е. без внутренней упаковки, но в ящиках из различного материала по 13-му номеру особых условий, записан ных в маргинальном номере Rn 2103 (7) ДОЛОГ, т.е. наружный упаковочный комплект должен иметь мягкие прокладки.

В особых требованиях для каждого класса опасных грузов предусматривают три группы упаковок в зависимости от опасности перевозимого вещества: группа I (вещества группы а); II (вещества группы Л); III (вещества группы с). Группы предусмотрены в пунктах перечня веществ.

Неочищенную после транспортировки порожнюю тару перевозят по тем же условиям, что и соответствующий опасный груз. В накладной для перевозки порожней тары делается отметка красным цветом, какой груз (идентификационный номер) находился ранее в таре.

Материал для изготовления тары может быть различным: сталь, латунь, стекло, фторопласт, полиэтилен, эмалированный металл, би- тумированные мешки, резина, фанера, льноджутокенафная ткань, бумага, дерево, картон и т.д.

В качестве вспомогательного материала, употребляемого как прокладочный, могут использоваться: вермикулит (поглощающий материал), парафин, обезвоженные трансформаторное и минеральное масла, пеньковый шнур, лаки, солевые растворы, солома, опилки и др.

К материалам для изготовления тары и упаковки предъявляют повышенные требования. Так, например, пластмасса, применяемая для тары, должна быть непроницаемой, не размягчаться и не быть хрупкой от воздействия температур и старения. Картонные коробки — прочными и водоустойчивыми, использовать их должны как одноразовые. Стеклянная тара должна быть помещена по горлышко в прочные ящики, обрешетки или корзины, проложена инертными прокладочными материалами. Металлическая тара должна быть запаяна или оборудована завинчивающимися пробками с прокладками и стопорами с надписью о величине пробного давления и дате проведения последнего испытания (рис. 3.3). Сосуды для жидкостей должны заполнять не полностью (не более 90% для жидкостей и 85% для водного аммиака, сжиженных углеводородных газов) (рис. 3.4), что определяет соответствующие положение в документах. Баллоны для жидкостей и газов с большим давлением паров должны отвечать требованиям Правил устройств безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением. Их изготавливают из труб, прошедших ультразвуковой контроль во избежание неоднородности металла. Баллоны окрашивают масляной, эмалевой или нитрокраской соответствующего газу цвета.

Тара должна быть изготовлена и испытана в рамках программы обеспечения качества с целью гарантировать выполнение требований соответствующих документов. Тару укупоривают для обеспечения ее герметичности в целях безопасности запорными вентилями, закатыванием, запаиванием, свариванием, склеиванием, сшиванием, завязыванием проволокой и т.п.

Рис. 3.2. Виды тары для опасных грузов: а — бочки, бидон; б — контейнер; в — бочка и канистра; г — ящики; д — баллончики и емкости малые; е — мешки; ж — контейнеры металлический и мягкий (эластичный)

Рис. 3.3. Металлическая тара (баллоны) для перевозки опасных газов. Цвет баллона соответствует определенному газу

Грузовые места, включающие тару из чувствительных к влаге материалов, должны перевозить в закрытых или крытых брезентом транспортных средствах. Тара должна быть надежно закреплена в кузове автомобиля.

Допускают совместную упаковку нескольких опасных грузов согласно таблице совместимости (см. 3.1.3), но внутренняя тара должна быть надежно отделена одна от другой, например с помощью прокладочного материала. При использовании дополнительной тары проставляют предупредительные надписи и манипуляционные знаки (см. 3.3.2).

Очистку тары осуществляет грузовладелец. Очищенную тару перевозят на общих основаниях с отметкой в накладной красным цветом «Тара очищена». Ремонт такой тары, как контейнеры и резервуары, проводят после анализа воздушной среды на содержание ранее перевезенного вещества.

Лишь в отдельных случаях допускают бестарную перевозку опасных грузов. Перевозку опасных твердых веществ навалом разрешают лишь тогда, когда этот способ непосредственно допускают для этих веществ, но с соблюдением условий, прописанных в соответствующих документах. Перевозку веществ навалом в контейнере допускают лишь в случае, если допускают вообще перевозку этих грузов в контейнере. Отдельные грузы иногда требуют специализированного подвижного состава, например алюминий фтористый технический.

Все перевозимые опасные грузы требуют обязательной маркировки в соответствии с ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов» и ДОЛОГ. Маркировка призвана облегчить задачу соблюдения безопасности изготовителям тары, пользователям, перевозчикам и регламентирующим органам.

Рис. 3.4. Степень наполнения тары жидкостями: а — в цистерне; б — процент от вместимости тары в зависимости от температуры начала кипения вещества

Государственный стандарт определяет знаки маркировки для обращения с грузом, основные, дополнительные и информационные надписи с указанием наименования и адреса грузополучателя, числа грузовых мест и номера в партии груза. Дополнительно указывают наименования и адреса грузоотправителя и транспортных организаций. Информационные надписи касаются характеристик грузового места, массы, объема и габаритов. Стандарт устанавливает манипуляционные знаки, место, способы, материал, шрифты для нанесения маркировки и размеры деталей знаков (рис. 3.5).

Для экспортных грузов есть дополнительные требования по указанию номеров контракта, заказа, мест перегрузки, страны назначения и товарного знака грузоотправителя. Язык знаков определяют по правилам страны ввоза. ГОСТ 14192—96 на экспортные грузы, соответствующий требованиям Рекомендаций ООН и международным правилам перевозок, устанавливает требования к таре и упаковке для этого вида перевозок. Отдельными стандартами нормируют опасные грузы для районов Крайнего Севера и труднодоступных районов в связи с неординарными условиями перевозки, в том числе пониженными температурами.

На каждую упаковку должен быть нанесен идентификационный номер содержащегося в ней вещества после букв UN [4] . При наличии в одной упаковке различных грузов пишут их идентификационные номера и буквы LQ [5] («ограниченное количество») (рис. 3.6). При перевозке нескольких опасных грузов в сборной таре (контейнере) грузоотправитель делает заявление, что совместная упаковка этих грузов не запрещена.

Рис. 3.5. Расположение маркировки транспортной тары, содержащей опасный груз:

  • 1 надписи транспортных организаций; 2 — количество мест в партии, порядковый номер внутри партии; 3 — знак опасности;
  • 4 — манипуляционные знаки по ГОСТ 14192—77; 5 — серийный номер ООН; 6 — классификационный шифр; 7 — транспортное наименование

Рис. 3.6. Знаки маркировки опасного груза: UN — символ ООН для тары; LQ — символ ограниченного количества опасного вещества

Вид тары при маркировке обозначается цифрами (кодом): 1 — барабан; 3 — канистры; 4 — ящик; 5 — мешок; 6 — составная тара; 0 — легкая металлическая тара. Цифры 2 и 7 зарезервированы. Для обозначения материала, из которого изготовлена тара, используют буквы: А — сталь; В — алюминий; С — естественная древесина; D — фанера; F — древесный материал; G — фибровый картон; Н — пластмасса; L — текстиль; М — многослойная бумага; N — металл (кроме стали и алюминия).

Читайте также:  Стоял на парковке рядом с битой машиной и обвиняют в дтп

Для составной тары (рис. 3.7) применяют две прописные латинские буквы, например 6 HD1 — составная тара, состоящая из внутренней пластмассовой емкости с внешним фанерным барабаном. При комбинированной таре проставляют лишь код, обозначающий наружную тару.

В маркировке за номером кода тары следует буква, обозначающая группу упаковки, тип конструкции которой выдержал испытания: X — для тары, в которую можно поместить упаковки трех групп веществ; Y — для тары, в которую можно поместить упаковки II и III групп веществ; Z — для тары, в которую можно поместить упаковки III группы веществ.

Рис. 3.7. Составная тара:

внутренняя — стеклянные сосуды; внешняя — прочная упаковка из различных материалов. На таре, имеющей неправильную форму, маркировочные надписи и знаки опасности могут быть нанесены с помощью прочно прикрепленных этикеток

На таре, предназначенной к перевозке жидкостей без внутренней тары, проставляют величину относительной плотности этой жидкости, если она превышает 1,2 кг/м 3 .

Может быть указан год производства тары, так как, например, на пластмассовый барабан и канистры устанавливают срок эксплуатации 5 лет, причем при перевозке отдельных опасных грузов этот срок может быть уменьшен.

Такая детализация маркировки опасных грузов должна предохранять от произвольного затаривания груза без учета его опасных свойств и давать полнейшую информацию о грузе, его таре и их свойствах, особенно в момент различных неблагоприятных ситуаций, которые могут возникнуть при транспортировке и перегрузке.

Руководство по организации перевозок опасных грузов автомобильным транспортом (РД 3112199-0199-96)

Форма 6.

Сертификат

«__» _________________ 20__ г.

Почтовый адрес ______________________________________________________________________________________

(полное наименование грузоотправителя)

1. Все грузовые места, содержащие опасные вещества, упакованы в соответствии с существующими стандартами, технологическими условиями и правилами.

2. Качество опасного груза и тары соответствует стандартам и обеспечивает сохранность и безопасность перевозки.

3. Грузовые места запломбированы (опечатаны) и замаркированы в соответствии с правилами перевозки, надписи и марки соответствуют содержимому грузовых мест.

За правильность выполнения положений сертификата несем полную ответственность.

Подпись грузоотправителя _______________________

Данная СИО является первым этапом (транспортным элементом) создания единой системы информации об опасности.

Кроме перевозок непосредственно опасных грузов транспортными средствами перевозится порожняя тара из-под них на тех же основаниях, что и находившийся в ней опасный груз, с соблюдением всех требований и правил безопасности. В товарно-транспортной накладной на перевозку неочищенной порожней тары делаются отметки с наименованием ранее перевозимого опасного груза и его номер по списку ООН (рекомендуется эти данные заносить красным цветом). Порожнюю тару из-под опасных грузов очищают грузоотправители-грузополучатели. Перевозку полностью очищенной тары, о чем делается отметка в товарно-транспортной накладной «Тара очищена» (красным цветом), осуществляют на общих основаниях как неопасный груз.

Схема документооборота при перевозке опасных грузов, не относящихся к классу особо опасных, приведена на рис. 2.

1 — Заявка
2 — ТТН
3 — Аварийная карточка СИО
4 — Маршрут перевозки
5 — Свидетельство о допуске транспортного средства
6 — Лицензия

Рис. 2. Перевозка опасных грузов, не относящихся
к классу особо опасных

Схема документооборота при перевозке особо опасных грузов приведена на рис. 3.

1 — Заявка
2 — ТТН
3 — Аварийная карточка СИО
4 — Маршрут перевозки
5 — Разрешение на перевозку
6 — Свидетельство о допуске транспортного средства
7 — Лицензия
8 — Специальная инструкция на перевозку ОГ

Рис. 3. Перевозка особо опасных грузов, в сложных
дорожных условиях, при движении колонной.

Важным моментом организации движения опасных грузов по маршруту является действие аварийной бригады при возникновении инцидента. Аварийные бригады создаются на предприятиях грузоотправителя-грузополучателя опасных грузов и обеспечивают ликвидацию последствий инцидентов и аварий. В исключительных случаях, согласно договору на перевозку, аварийные бригады могут создаваться в автотранспортных организациях. Обязательно обучение приемам первичной ликвидации последствий инцидентов других групп обслуживающего персонала независимо от их ведомственной принадлежности. Работники аварийных бригад проходят специальную подготовку и действуют на месте инцидента в соответствии с планом мероприятий, разработанным для каждого вида перевозимых опасных грузов. В этом плане указываются порядок действий, перечень необходимого имущества и инструмента, а также технология работ по специальной обработке (дезактивация, дегазация, дезинфекция), необходимой для конкретного опасного груза. Основными действиями аварийной бригады являются:

— обнаружение и удаление поврежденной тары или рассыпанного (разлитого) опасного груза;
— оказание первой медицинской помощи пострадавшим при инциденте;
— обеспечение в случае необходимости эвакуации водителей и обслуживающего данную перевозку персонала;
— проведение дезактивации, дегазации и дезинфекции верхней одежды обслуживающего персонала, транспортных средств и зараженной местности;
— оповещение местных органов МВД РФ, грузоотправителя-грузополучателя о случившемся инциденте.

Устранение неисправностей тары с опасными грузами на территории автотранспортных организаций и грузовых станций не допускается. Ремонтные работы проводятся аварийной бригадой в специально отведенных местах, как правило, на территории грузоотправителя-грузополучателя. Работу по ремонту резервуаров и контейнеров, использовавшихся для перевозок опасных грузов, выполняют только после анализа воздушной среды их внутреннего пространства.
Большое значение приобретают мероприятия, направленные на обеспечение безопасности перевозок опасных грузов в международном сообщении. В истекшие годы проделана значительная работа по организации эффективного взаимодействия автомобильного транспорта России с транспортом других стран.

Международные перевозки опасных грузов осуществляются в соответствии с принятыми международными соглашениями и правилами. Наиболее всеобъемлющим документом, регламентирующим эти перевозки, является Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Таможенные операции с опасными грузами выполняются в соответствии с общими требованиями Таможенной конвенции. Следует отметить, что упаковка экспортных опасных грузов, помимо требований Правил перевозки опасных грузов, должна отвечать требованиям ГОСТ 10.74-74, а импортных грузов — требованиям ДОПОГ.

Все рассмотренные выше мероприятия по организации перевозок опасных грузов должны выполняться при соблюдении общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом, действующих в России. Для каждого класса опасных грузов в зависимости от их физико-химических свойств действуют специальные предписания, касающиеся обеспечения безопасности перевозок. Так, перевозка взрывчатых веществ осуществляется при соблюдении, помимо правил перевозки, «Специальных требований по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов класса I автомобильным транспортом» (утв. Госкомоборонпромом 21.07.94).
При международных перевозках взрывчатых веществ транспортное средство с этими веществами должно быть остановлено не ближе 50 м от пограничного таможенного поста, после чего экспедитор, сопровождающий груз, сообщает о своем прибытии представителям таможенной службы.

Взрывчатые вещества, содержащие жидкие нитроэфиры и имеющие температуру замерзания ниже температуры окружающей среды, перевозят в транспортных средствах, имеющих дополнительное утепление кузова; если такового утепления нет, продолжительность перевозки не должна превышать 1 ч.

Иногда при перевозке взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ на пути следования транспортных средств встречаются очаги пожаров, возникающих в результате дорожно-транспортных происшествий, стихийных бедствий, аварий в организациях или по другим аналогичным причинам. В этом случае запрещается проезд транспортного средства, перевозящего опасный груз, ближе 300 м от данных объектов, а также ближе 80 м от «факелов» на нефтегазовых промыслах. Застигнутое грозой в пути транспортное средство с опасными грузами этих классов следует остановить, принять меры по грозозащите, проверить надежность касания земли (на длине 200 мм) троса, соединенного с металлическим штырем, установленным на кузове. Автомобиль при этом должен быть остановлен на расстоянии не менее 200 м от жилых и производственных строений и лесных массивов, а также на расстоянии не менее 50 м от других стоящих транспортных средств. На время остановки автомобиля с ВВ весь обслуживающий персонал, кроме охраны, должен удалиться от него на расстояние не менее 200 м.

Перевозка транспортных средств со взрывчатыми веществами на паромах через реки должна осуществляться при отсутствии на пароме других транспортных средств и людей. Переправа на морских паромах должна происходить при соблюдении соответствующих мер безопасности с обязательным выделением для автомобилей с ВВ специальных мест (боксов, отсеков).

Газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением перевозят при соблюдении «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением». Особые меры предосторожности следует соблюдать при газосбросе из автомобилей-цистерн в случаях, предусмотренных технологией перевозки. Таким примером являются перевозки жидкого водорода. Газосброс выполняют в специально отведенных местах при выключенном двигателе на транспортном средстве и надежном заземлении коммуникаций газосброса. Давление в цистерне при этом должно снижаться со скоростью не более 0,01 МПа (0,1 кгс/кв. см) в 1 мин. Направление газосброса выбирают по направлению ветра, в сторону от транспортного средства. Посторонним лицам запрещается находиться ближе 50 м от места газосброса.

Легковоспламеняющиеся жидкости, обладающие свойством перекисляться (эфиры и некоторые гетероциклические кислородные вещества), допускаются к перевозке автомобильным транспортом при содержании в них перекиси не более 0,3%. Большая группа грузов (аптекарские, москательные, парфюмерные) относится к легковоспламеняющимся веществам при наличии в них горючих веществ, имеющих температуру вспышки ниже 100 °C.

При перевозке веществ, выделяющих легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой (подкласс 4.3), в товарно-транспортной накладной делается отметка (помимо прочих отметок) «Загорается от воды».

Особую опасность представляют перевозки высокотоксичных и сильнодействующих инфекционных веществ. Осуществляются такие перевозки при наличии вооруженной охраны. Допускается сопровождение невооруженной охраной только при внутригородских перевозках.

Инфекционные вещества перевозят при наличии вентиляции закрытых кузовов и проведении предварительной обработки кузова транспортного средства дезинфицирующими растворами и дезодорантами. В зимнее время допускается перевозка в открытых кузовах.

Радиоактивные вещества разрешается перевозить с другими грузами, кроме непроявленных кино-, фото- и рентгеновских пленок.

Радиационные упаковки I, II и III транспортных категорий допускаются к перевозке на транспортных средствах без дополнительного защитного оборудования. При этом мощность дозы излучения в кабине водителя не должна превышать 2 мбэр/ч, а суммарное время пребывания водителя в пути с радиационным грузом должно быть не более 250 ч в год. Обеспечение указанных условий достигается регулированием количества перевозимых упаковок, для I транспортной категории — без ограничений, а для II и III транспортных категорий количество упаковок выбирается из расчета суммарного транспортного индекса, равного 50. При этом радиоактивные грузы помещаются в задней части кузова или в багажнике легкового автомобиля.

Для перевозок радиационных упаковок обязательно сопровождение экспедитора или наличие кузова типа «фургон» с замковым устройством, обеспечивающим надежное закрытие дверей. В течение всей перевозки экспедитору или водителю транспортного средства необходимо периодически (не реже чем через 2 ч) проверять правильность размещения и надежность крепления груза в кузове.

Для безопасного проведения таможенных операций при международных перевозках радиоактивных грузов необходимо:
— таможенные формальности выполнять как можно быстрее;
— не вскрывать радиационные упаковки, если характеристики и описание груза соответствуют требованиям таможенной конвенции;
— при необходимости вскрывать упаковки только в местах, обеспечивающих защиту персонала и других находящихся на таможне людей от радиоактивных излучений;
— все работы по контролю международных перевозок радиоактивных грузов осуществлять при сотрудничестве с представителями МАГАТЭ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector