Норматив по подогреву горячей воды - Pravohelp24.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Норматив по подогреву горячей воды

Норматив на подогрев кубометра горячей воды в одном и том же МКД может быть разным: для жителей – один, а для УК – другой

scanrail / Depositphotos.com

Если регион установил два норматива на подогрев горячей воды в одной и той же системе одного и того же МКД – один, выше, для предоставления коммунальной услуги по ГВС жителям, и второй, в 40 раз меньше, для целей содержания общего имущества в доме, – то управляющая организация обязана использовать именно меньший норматив для расчета размера платы за содержание жилого помещения. На это указали суды, рассматривая дело об оспаривании предписания ГЖН (Определение Верховного Суда РФ от 4 сентября 2019 г. № 306-ЭС19-14299, Постановление АС Поволжского округа от 31 мая 2019 г. № Ф06-47195/19).

Орган ГЖН провел проверку правильности начисления платы за содержание жилья в части ее начисления за теплоэнергию на нужды ГВС, потребляемого при использовании и содержании общего имущества в МКД.

Выяснилось, что когда УК подсчитывала, сколько тепла было затрачено на подогрев всей горячей воды, использованной в МКД, она применила региональный норматив 0,068 Гкал на 1 кубический метр воды. При этом УК не делала разницы между тем, из какого именно крана текла эта вода: из крана в квартире (оттуда течет вода для коммунальной услуги жителям дома), или из крана «для уборщицы» (вода оттуда забирается для уборки общего имущества собственников дома).

Между тем, по мнению органа ГЖН, это вопиющее нарушение норм жилищного законодательства: ведь для подогрева «общедомовой» воды регион придумал совсем другой норматив – 0,0016 Гкал на 1 кубический метр воды (разница с «коммунальным», для жителей, – 42,5 раза). А раз так, то нужно – для расчета тепла, затраченного на подогрев воды для уборки коридоров и холлов – применять именно этот, специальный норматив. И, соответственно, платеж за содержание жилого помещения следует уменьшить – ведь собственники жилья оплачивают коммунальный ресурс на содержание общего имущества только в пределах регионального норматива (конечно, если фактический расход ресурса по ОДПУ не окажется еще меньше).

Орган ГЖН предписал пересчитать жителям дома спорную плату.

УК показалось странным, что один ИТП в одном доме должен греть воду по разным нормативам, не говоря уже о том, что они в любом случае не «дотягивают» до реальных показаний счетчиков. Более того, УК представила жилинспекторам Протокол внеочередного ОСС в МКД, которым оформлено решение собственников об определении размера расходов на оплату коммунальных ресурсов (холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, за отведение сточных вод), потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, исходя из фактического объема потребления, определяемого по показаниям ОДПУ.

Опираясь на эти аргументы, УК попыталась оспорить предписание в суде.

Увы, все судебные инстанции встали на сторону органов жилнадзора:

  • в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов количество тепла, использованного на подогрев воды, определяется по установленным нормативам расхода теплоэнергии на подогрев воды независимо от наличия ОДПУ, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД;
  • регион установил отдельный норматив для подогрева «общедомовой» воды, значит, именно его и нужно применять.

Решение ОСС о плате за ОДН «по счетчику» судебные инстанции оставили без комментариев.

Верховный Суд РФ отказал в пересмотре дела в СК ЭС ВС РФ, отметив, что указанная позиция не противоречит сложившейся судебной практике. Таким образом, разница в плате за тепло будет оплачена из кармана УК.

Напомним, что недавно ВС РФ рассматривал дело с похожими – но не аналогичными – обстоятельствами: из-за некачественного нормативного регулирования на уровне региона РСО неизбежно должна была нести убытки – ибо подогревать воду для ГВС необходимо до 60°C, а плату рассчитывать по «55-градусному» региональному нормативу. ВС РФ отметил тогда, что свои убытки РСО может либо закладывать в тариф на следующие периоды, либо взыскивать с региональных властей (мы рассказывали об этом деле ранее).

Норматив на подогрев горячей воды в 2019 году: расход тепловой энергии в Гкал на 1 м3 ГВС

Как и в предыдущие годы (например, в 2018 г.), норматив на подогрев горячей воды в нынешнем 2019 году определяется санитарно-эпидемиологическими требованиями и четко обозначен в СанПиН (Санитарных правилах и нормах), в Российской Федерации имеющих статус нормативного документа. В них установлены как гигиенические требования к качеству воды, которая подается в жилища граждан, так и температурные нормативы.

Качество и подогрев горячей воды

В СанПиН недвусмысленно указываются возможные пределы, которые должны соблюдаться в местах водоразбора и которые нельзя игнорировать, используя подогрев горячей воды. Система применяемого теплоснабжения никоим образом не влияет на температурные нормативы.

Ведь они установлены по требованиям эпидемиологической безопасности и направлены на предупреждение заболеваемости и распространения инфекций. Например, кожных, контагиозных, вирусных и бактериальных. Нижний норматив для подогрева – не менее +60 °С, верхний может достигать +75 °С.

Правила контроля за качеством и норматив подогрева зафиксирован в соответствующих пунктах СанПиН. Эти правила обязательны к исполнению при оплате услуг ЖКХ в Российской Федерации.

Согласно существующим пунктам, если подогрев воды не соответствует нормам, потребитель вправе требовать снижения оплаты на 0,1 % с каждых трех градусов. Если подаваемая вода по температуре ниже +40 °С, то она и вовсе оплачивается как холодная.

Потребитель имеет право требовать проверки качества и в случае, когда вода имеет посторонние примеси любого происхождения, если их присутствие носит систематический характер.

Нормативы и требования к качеству обеспечения населения горячей водой не изменились ни в 2018, ни в нынешнем, 2019 году. Однако планируется, что в следующем, 2020 году, будет повсеместно вводиться двухкомпонентный тариф по расчетам за воду.

Норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды

В России принят отдельный тариф на ХВС и горячее водоснабжение. Расход тепловой энергии на подогрев необходимо оплачивать. Размер оплаты устанавливается в субъектах федерации, потому что страна большая, и расходы на подогрев воды в разных регионах могут быть различными. Есть определенные ограничения, установленные федеральными властями, которые не имеет права превысить местное самоуправление.

ГВС (горячее водоснабжение) оплачивается по нескольким пунктам – стоимости кубометра холодной воды, химических средств для очистки, транспортировки к получателю ресурса, плюс расходы на зарплату и содержание имущества компании-поставщика. Ведь производитель продукта должен содержать в порядке здание и оборудование, оплачивать труд наемных работников.

Еще в 2013 году Правительство РФ обратило внимание на мировой опыт поставки горячей воды. Ее не оплачивают как конечный продукт, а делят на установленную стоимость холодной воды, которая использована для подогрева, и цену тепловой энергии, затраченной на этот процесс.

В 2018 г. планировалось введение двухставочного тарифа для населения. Однако только в ноябре было принято распоряжение Правительства № 1347, которое предусматривало подъем существующих тарифов с 1 июля 2019 года.

Горячее водоснабжение у населения стандартно рассчитывается по цифрам, которые фиксируются счетчиком. Но если потребитель не счел необходимой его установку, то применяется норматив потребления ГВС.

Плата за нагревание воды до необходимой по требованиям СанПиН температуры считается по нормативу расхода тепла на подогрев определенного количества воды.

Пока решение о выборе одно- или двухкомпонентного тарифа (при закрытой системе) находится в прерогативе местного самоуправления. Но в 2019 г. полномочия властей заканчиваются. В следующем году им вменяется в обязанность перевести расчеты за потребление на двухкомпонентную основу.

Норматив на подогрев воды для ГВС устанавливается местными властями на основании Постановления Правительства РФ № 125, принятого в феврале 2015 года, и № 354, утвержденного в мае 2011 г. В них четко установлены права ответственного органа определить норматив тепла с учетом нескольких факторов, влияющих на его стоимость:

  • в какой системе водоснабжения производится подогрев воды – закрытой или открытой (в открытой предусмотрены расходы на теплоноситель и собственно тепловую энергию);
  • в многоквартирных домах есть свои конструктивные особенности, и они тоже подлежат учету при расчете стоимости ГВС;
  • имеет значение наличие специальных устройств для проведения водозабора.

При подсчетах поставщик может учитывать и собственные затраты на проведение санитарно-гигиенических мероприятий (фильтрацию, химические реактивы, обеззараживающие составы), которые он вынужден использовать для приведения ее в соответствие с нормами СанПиН.

Поскольку требования к горячей воде по нормативам не отличаются от предъявляемых запросов к холодной (ее нельзя пить, но она должна быть очищена от инфекции и микроорганизмов), это тоже входит в расходы, подлежащие компенсации за счет потребителя.

Читайте также:  Обязанности менеджера административно хозяйственной части

Норматив Гкал на подогрев 1 м3 воды

Цель введения двухкомпонентного тарифа – постепенный переход на мировые стандарты, согласно которым расчет не может производиться за 1 м 3 горячей воды как за конечный продукт производства. Этот метод подсчета пока еще применяется, но к 2020 году кубометр будет применяться по счетчику или нормативу потребления для учета всего объема израсходованной воды.

Количество тепла для подогрева куба измеряется в Гкал (гигакалориях). Калория – единица, необходимая для нагрева 1 г воды на 1 °С, в естественных условиях – при нормальном атмосферном давлении.

Для понимания величины Гкал как единицы измерения достаточно усвоить, что этого объема тепловой энергии для подогрева достаточно, чтобы повысить на один градус температуру тысячи тонн воды.

Расчет норматива на подогрев горячей воды в Гкал законодательно обусловлен «Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя», изданными и разработанными Минтоплива и энергетики России еще в 1995 г. Расход холодной воды производится по счетчику, в кубометрах.

Объем затрат тепловой энергии получают умножением нормы, установленной в регионе для подогрева куба, на использованную потребителем воду. Ее количество определяется по установленному счетчику или по региональному нормативу.

В регионах, где все еще не введена система оплаты за горячую воду по двум компонентам (например, в Челябинской области), в 2020 году должны разработать нормативную базу и перейти на общепринятую систему расчета. Такая мера приведет пусть к не очень значимому, но росту тарифов на поставки горячей воды.

Чтобы это не ударило по карману населения, заблаговременно приняты определенные меры:

  1. В некоторых субъектах федерации отложили введение системы, но кое-где они уже вступили в действие с 1 июля 2019 года.
  2. Установлены усредненные коэффициенты для всех региональных субъектов. Это предельная стоимость, выше которой оплата за горячую воду взиматься не может. Их можно найти в распоряжении № 1347, датированном 12 ноября 2018 года.
  3. Есть предельные размеры, ограничивающие полномочия местных органов самоуправления. Они обозначены в распоряжении Правительства РФ.

Размеры повышения тарифов за подогрев воды отличаются. Например, Правительство СПб не сочло необходимым использовать цифру в 6 %, которая обозначена в распоряжении. Достаточной мерой были сочтены 3,5 %, что составило 59,45 руб. Москва ощутит подорожание по-разному: Мосэнерго со второго полугодия будет брать 130,27 руб. за куб, а другие компании – 163,36 руб. за куб подогретой воды.

Московская область производит расчеты по разной схеме – от ежемесячного целевого взноса до фиксированной суммы, которая вносится жителями поселка в администрацию. Поэтому предсказать, какой рост тарифов будет на этой территории, затруднительно.

Руководством к действию может служить нормативный акт от 14 февраля 2015 года. Постановление 25 февраля того же года было обнародовано, его номер 129 «О внесении изменений в некоторые акты». В Ленинградской области индекс с 1 июля 2019 года составил 2 %, как и в ряде других областей – Астраханской, Нижегородской, Ростовской, Самарской, Ярославской.

Отличия тарифа

Рассчитать стоимость подачи горячей воды по двухкомпонентному тарифу непросто. Для этого используется специальная формула № 23, которая есть в Приложении № 2, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 354. В ней учитываются показания счетчика – реальный объем холодной воды, которая была израсходована для подогрева и обеспечения нужд обитателей жилища.

Цена за 1 м 3 (один кубический метр) умножается на количество по счетчику, объем потребления умножается на установленную норму. Полученный итог и есть требуемая к оплате сумма за услуги горячего водоснабжения.

Если же счетчика у потребителя не имеется, то установленный в регионе норматив потребления на душу населения перемножается на количество прописанных. Практика показывает, что количество реально проживающих в жилище или квартире бывает меньше.

В этом случае потребитель переплачивает, потому что денежные средства вносятся не за реально израсходованную горячую воду, а за ту, которую, по мнению местных властей, надлежит не превышать каждому человеку по нормативу.

Пересчет двухкомпонентного тарифа в однокомпонентный можно сделать, зная, какой тариф по нормативу установлен на тепло для ГВС в конкретном регионе с 1 июля 2019 года (с учетом состоявшегося повышения). Для Санкт-Петербурга – это 1834,90 руб. за гигакалорию.

В некоторых других регионах эту стоимость только планируется утверждать, ориентируясь на сегодняшнюю цену и предельные индексы для территории. Установленная норма умножается на количество жильцов и на стоимость Гкал. При установленном счетчике в расчетах используется реально израсходованное на подогрев количество воды.

Применение норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения

Всем известна статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно первая ее часть, гласит, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Частью 5 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Согласно абзацу 6 пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила № 354), в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Таким образом, в силу Правил № 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.

При этом данный вывод не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.

К такому выводу пришел Верховный суд Российской Федерации в своем определении от 11.07.2018 № 305-ЭС18-3486 и все было бы хорошо, если бы не переходный период в течение, которого норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения во многих регионах нашей необъятной страны не был утвержден, а действовал норматив, утвержденный органом местного самоуправления.

Определением от 29.07.2019 г. по делу № 309-ЭС19-2341 Верховный суд российской Федерации расставил точки над i.

До внесения изменений в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 27.07.2010 № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы местного самоуправления были правомочны утверждать нормативы потребления коммунальных услуг.

Согласно пунктам 2 и 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила № 306, в редакции, действовавшей до внесения в них изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 258), уполномоченными на утверждение нормативов потребления коммунальных услуг органами являлись органы местного самоуправления; в городах федерального значения — Москве и Санкт-Петербурге — органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации; в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению — органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право до 31.12.2016 принять решение о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг при соблюдении определенных условий. В случае принятия такого решения переход должен быть завершен не позднее 01.01.2020.

Таким образом, Верховный суд Российской Федерации приходит к выводу о том, что в случае отсутствия утвержденных до настоящего времени органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг, при проведении расчета размера платы за коммунальные услуги применяются нормативы потребления коммунальных услуг, установленные органами местного самоуправления в соответствии с Правилами № 306 до истечения срока, на который установлены данные нормативы.

Читайте также:  Ветеринария кошек применение рибоксина

Помимо названного вывода Верховный суд Российской Федерации делает еще один однозначный вывод о том, что неверное установление нормативным правовым актом порядка расчета платы за коммунальный ресурс не должно приводить к нарушению прав граждан.

Размер платы за горячее водоснабжение должен быть рассчитан исходя из установленного решением органа местного самоуправления норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды, а поставляемый коммунальный ресурс (горячая вода) должен соответствовать установленным требованиям: в силу пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 град. C и не выше 75 град. С.

Получается вопрос о том кем и когда должен быть утвержден норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, а также какой норматив когда применяется Верховным судом Российской Федерации разрешен. Осталось понять, каким образом возмещать потери, возникшие в результате установления регулирующим органом заниженной цены.

И на этот вопрос также есть ответ в определении от 29.07.2019 г. по делу № 309-ЭС19-2341. Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей» поставщик ресурса имеет другие возможности компенсировать свои потери, возникшие в результате установления регулирующим органом заниженной цены, например, учесть эти потери при формировании тарифа в следующих периодах регулирования, потребовать взыскания с публично-правового образования убытков или компенсации, аналогичной применяемой при возмещении межтарифной разницы.

Насколько действенными окажутся данные способы защиты покажет время и судебная практика.

Компания «Бурмистр.ру» проведет вебинар 17 октября 2019 года. Тема: «Приборы учета. Учесть неучтенное». Заявка на вебинар тут .

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или воспользоваться формой ниже.

26.11.2018 | Мифы ЖКХ: Что такое «подогрев ГВС»?

Данная публикация входит в цикл статей «Мифы ЖКХ», посвященный развенчанию лжетеорий жилищной сферы. Мифы и лжетеории, широко распространенные в ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг, что ведет к крайне негативным последствиям в жилищной отрасли. Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг, однако, и специалисты по вопросам ЖКХ могут найти в них что-то полезное. Кроме того, распространение публикаций цикла «Мифы ЖКХ» среди потребителей ЖКУ может способствовать более глубокому пониманию сферы ЖКХ жильцами многоквартирных домов, что ведет к развитию конструктивного взаимодействия между потребителями и исполнителями коммунальных услуг. Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен по ссылке > > >

В настоящей статье рассмотрена лжетеория о незаконности предъявления к оплате потребителям коммунальных услуг стоимости теплоэнергии, содержащейся в потребленной горячей воде (нередко исполнители коммунальной услуги по горячему водоснабжению стоимость такой теплоэнергии указывают в квитанции в строке «подогрев ГВС», либо «тепло в ГВС»).

Разберемся, что же такое «подогрев ГВС» и законно ли его предъявление к оплате потребителям коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Суть лжетеории

Если горячая вода поступает в многоквартирный дом из централизованной сети горячего водоснабжения, то никакого дополнительного подогрева этой горячей воды непосредственно в многоквартирном доме не производится (в доме не установлено ни котлов, ни теплообменников и т.п.). Следовательно, предъявление к оплате некого «подогрева ГВС» незаконно. Кроме того, такой коммунальной услуги «подогрев ГВС» действующим законодательством не установлено — Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные ПП РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила 354) содержат исчерпывающий перечень коммунальных услуг, среди которых никакого «подогрева ГВС» нет. Таким образом, «подогрев ГВС» — несуществующая услуга, незаконно предъявляемая потребителям к оплате.

В настоящей статье рассмотрим, как же обстоят дела на самом деле.

Теплоэнергия в ГВС

Для понимания, что же такое «подогрев ГВС», необходимо прежде всего рассмотреть сам процесс производства горячей воды для горячего водоснабжения (далее — ГВС) с технической точки зрения. А процесс этот упрощенно состоит из следующих этапов — сначала подготавливается холодная вода, затем она нагревается до установленной соответствующими нормами температуры, а потом подается потребителю в виде горячей воды. Стоимость ГВС для потребителей до марта 2015 года устанавливалась уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ в рублях за кубический метр.

Еще в 2012 году Правительство РФ признало наличие проблемы, обусловленной установлением тарифа на ГВС в рублях за кубический метр горячей воды. Проблема заключалась в том, что при расчете этого тарифа необходимо было учитывать, что непосредственно сама холодная вода поставлялась водоснабжающей организацией в теплоснабжающую организацию, которая, в свою очередь, осуществляла нагрев этой воды до требуемой температуры и поставляла потребителям уже горячую воду. При этом если объем холодной воды (в кубометрах) и объем горячей воды (в кубометрах), полученный после нагрева этой воды, были практически равны, то объем затраченной на этот нагрев теплоэнергии существенно отличался в зависимости от конкретных условий предоставления ГВС — от состояния и протяженности сетей, от наличия/отсутствия циркуляционных контуров и т.п.

На уровне субъектов для расчета объема теплоэнергии, затраченной на подогрев одного кубометра холодной воды до состояния горячей воды, применялись некие коэффициенты, которые в большинстве своем составляли величину, близкую к 0,06.

Разъясним физический смысл этого коэффициента.

1 калория тепла (энергии) необходима для нагрева 1 грамма воды на 1 градус Цельсия. Следовательно, для нагрева одной тонны воды (1 миллион грамм) на 1 градус потребуется 1 млн калорий или 1 мегакалория (Мкал). Например, для нагрева 1 кубометра воды от 0 до 60 градусов цельсия (60 градусов — нижняя граница допустимого интервала температуры горячей воды, предоставляемой потребителям в жилых и многоквартирных домах в качестве ГВС) потребуется 60 мегакалорий (Мкал), что равно 0,06 (0,060) гигакалорий (Гкал).

В некоторых случаях учитывалось, что холодная вода нагревается до требуемой температуры не от 0 градусов Цельсия, а летом — от 15, а зимой — от 5. Если взять усредненную начальную температуру холодной воды 10 градусов, то для нагрева одного кубометра такой воды до 60 градусов потребуется 0,05 Гкал.

При этом могли учитываться потери тепла в теплосети. Например, если потери составляют 20%, то затраты тепла на подогрев воды упрощенно можно рассчитать следующим образом: конечное (требуемое) теплосодержание кубометра воды 0,06 Гкал принимается как 80% от теплосодержания, обеспеченного на выходе из котельной, исходя из чего определяется теплосодержание на выходе из котельной 0,075 Гкал (0,06 / 0,8 = 0,075 Гкал, что соответствует температуре 75 градусов Цельсия). Затем из полученной цифры вычитается начальное теплосодержание холодной воды (0,01 Гкал, соответствующая 10 градусам Цельсия), в результате чего получается количество тепла, необходимое для нагрева одного кубометра воды, равное для рассматриваемого случая 0,065 Гкал.

Разумеется, для разных субъектов, для разных муниципальных образований приведенные цифры могли разниться — это могло быть и 0,05 Гкал/куб.м, и 0,08 Гкал/куб.м, но в подавляющем числе случаев коэффициент все же был близок к 0,06 Гкал/куб.м.

И именно количество гигакалорий, потраченных на нагрев ГВС, и называют «подогрев ГВС».

Если внимательно изучить квитанцию, то можно увидеть, что стоимость ГВС чаще всего состоит из двух частей: непосредственно вода (называемая или «холодная вода для ГВС» или даже просто «ГВС»), стоимость которой очень близка или даже равна стоимости холодной воды, указанной в строке «ХВС», и тот самый «подогрев ГВС» (или «тепло в ГВС»).

Таким образом, «подогрев ГВС» — это не отдельная коммунальная услуга, а составная часть коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Двухкомпонентный тариф

В соответствии с поправками, внесенными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2015 №129 в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные ПП РФ от 23.05.2006 №306, органы госвласти субъектов РФ при установлении нормативов потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (далее — ГВС) имеют право, а с 2020 года — обязаны утверждать нормативы потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

То есть, применяемый ранее «коэффициент», позволяющий определить объем теплосодержания в ГВС, теперь вполне официально именуется норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При этом объем теплоэнергии, рассчитанный исходя из этого норматива и объема потребленной конкретным потребителем горячей воды, как раз и указывается в строке «подогрев ГВС».

Читайте также:  Служебная записка о не достаче товара при приемке

Согласно Правилам 354 (в редакции ПП РФ от 14.02.2015 №129) расчет стоимости ГВС производится путем суммирования стоимости двух компонентов — стоимости теплоносителя (непосредственно самой воды) и стоимости тепла, затраченного на нагрев этой воды до требуемой температуры («подогрев ГВС»).

Дополнительно стоит отметить, что если ГВС производится внутри дома с помощью теплообменника (или котла), то объем теплоэнергии, затраченной на «подогрев ГВС», рассчитывается исходя не из норматива расхода теплоэнергии, а из фактически потребленного тепла (или иного затраченного на нагрев коммунального ресурса).

Выводы

«Подогрев ГВС» не является самостоятельной коммунальной услугой, указанным термином называют объем теплоэнергии, затраченный на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Указанная теплоэнергия является одним из компонентов коммунальной услуги по ГВС.

При установлении органами госвласти субъекта РФ двухкомпонентного тарифа на ГВС предъявление к оплате потребителю стоимости ГВС в виде стоимости двух отдельных компонентов этой услуги действующему законодательству не противоречит.

Что такое подогрев воды для ГВС в квитанции?

В начале августа жители городов РФ получили квитанции, в которых появились две строки за оплату горячей воды: «вода» и «подогрев».

Это вызвало многочисленные вопросы среди владельцев квартир. Что такое подогрев воды для ГВС в квитанции? Законно ли это в 2020 году? Расскажем об этом далее.

Нововведения в законодательстве

В августе 2020 года жители городов РФ заметили, что в квитанции ЖКХ появилась новая строка — «подогрев воды». На самом деле, согласно ПП № 406 от 13 мая 2013 г., такая строка должна была появиться в квитанциях ЖКХ ещё в 2013 году.

В данном постановлении правительство рекомендует централизованно подаваемую горячую воду разделять на 2 компонента: собственно воду (холодную) и подогрев воды.

В связи с тем, что нормативы расхода тепла на подогрев холодной воды были утверждены только 18.04.2018 г., а решение вступило в силу ещё позже — с 1 июля 2020 года, именно с августа 2020 года появилась отдельная строка оплаты за подогрев воды.

Что значит подогрев горячей воды в квитанции? В соответствии с ПП РФ № 406 от 13.05.2013 г. «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», при использовании централизованной закрытой системы горячего водоснабжения во всех регионах устанавливается двухкомпонентный тариф на ГВС, состоящий из компонента «на холодную воду» ( руб./м 3 ) и компонента »на тепловую энергию» ( руб./Гкал).

Таким образом, тариф разделили на 2 составляющие:

  1. Использование холодной воды.
  2. Подача теплоэнергии.

Соответственно, и расчёт теперь производится отдельно за 2 ресурса: вода для горячего водоснабжения и оплата за тепловую энергию, расходуемую на подогрев воды.

Такое разделение вполне логично, ведь этими двумя ресурсами обеспечивают потребителя разные поставщики: холодную воду поставляет водоканал, а тепло для подогрева воды вырабатывает компания «Теплоэнерго».

Первая строка — ГВС

В первой строке квитанции «горячее водоснабжение/вода» фиксируется расход количества холодной воды в кубометрах, которая идёт на приготовление горячей.

Объём потребляемой воды определяется по показаниям прибора учёта горячей воды (счётчика) либо исходя из установленного норматива потребления горячей воды на человека, помноженного на тариф на холодную воду.

Вторая строка — подогрев

Во второй строке «горячее водоснабжение/подогрев» указывается тепловая энергия, которая была затрачена на подогрев воды. Как рассчитывается подогрев воды в квитанциях? Исчисляется данный показатель следующим образом: норматив умножается на подогрев холодной воды, затем на тариф за тепловую энергию.

Многие потребители интересуются, от чего зависят региональные нормативы за подогрев воды? Отвечаем: утверждённые нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды применяются в зависимости от:

  • климатической зоны, в которой расположены МКД или частные дома;
  • конструктивных и технических параметров дома;
  • наличия/отсутствия наружной сети ГВС;
  • наличия/отсутствия изоляции стояков и полотенцесушителей.
  • Всё это должно быть зафиксировано в техническом проекте многоквартирного дома.

    Кроме того, в норматив включены:

    • расходы на содержание централизованных систем ГВС на участке от центральных тепловых пунктов, на которых подогревается вода, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя;
    • стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на всех участках, ведущих до конечного потребителя;
    • расходы на транспортировку горячей воды.

    Если в ванной комнате потребителя установлен теплосушитель, значит потребление тепла (следовательно, и оплата) происходит даже в летнюю жару. Подогрев воды в теплосушителях осуществляется за счёт остывающей горячей воды в трубах ГВС.

    Сумма оплаты за ГВС не зависит от температуры воды, прошедшей через счётчик, а зависит только от тарифа на горячее водоснабжение.

    Как рассчитать расход горячей воды в квартире?

    Почти все современные приборы учёта расхода воды имеют шкалу, на которой обозначено минимум 8 цифр. Первые 5 цифр окрашены в чёрный цвет, последние 3 цифры — в красный.

    В квитанции отображаются только первые 3 чёрные цифры, потому что это данные кубических метров, по которым рассчитывается стоимость воды. А те данные, которые окрашены в красный цвет, обозначают количество литров.

    Они не указываются в квитанциях, хотя эти данные показывают, сколько литров воды потребляет семья за определённый отчетный период, нужно ли экономить на данном благе жильцам или же горячая вода расходуется в пределах нормы.

    При расчёте потребления горячей воды следует помнить, что в квитанциях указываются цифры на начало отчётного периода (т.е. показания, снятые в прошлом месяце) и на конец (т.е. те, которые снимаются сейчас). Данный регламент прописан в ПП РФ № 354 от 06.05.2011 г.

    Плата за подогрев воды в коммунальных платежах складывается из следующих составляющих:

    • показатели водомерного счётчика в помещении, контролирующего расход холодной воды;
    • показатели прибора учёта, показывающего расход горячей воды в определённой квартире;
    • показатели общего счётчика, который исчисляет расход холодной воды всех жильцов дома (установлен в подвале дома);
    • доля квартиры в общем расходе;
    • доля, которой соответствует квартира в МКД.

    Если в квартире не установлен водомерный счётчик, то расчёт производится на основе нормативов, установленных органами местного самоуправления на 1 человека. Месячные нормы расхода необходимо умножить на число зарегистрированных в квартире жильцов.

    Получаются нормативные кубометры, которые затем умножаются на тарифы, действующие в конкретном населённом пункте. К полученному значению добавляется ещё повышающий коэффициент (1,5) — и расчёт за потребление горячей воды готов.

    Стоит понести небольшие расходы на покупку и установку квартирных водомерных счётчиков, чтобы оплачивать только фактически потреблённый ресурс, который действительно истрачен самими жильцами. Применение повышающего коэффициента существенно увеличивает плату за горячую воду (на 30-50 %).

    Правомерна ли оплата подогрева воды по квитанции в 2020 году?

    Многие полагают, что плата за подогрев взимается Управляющими компаниями незаконно, и пишут жалобы на исполнительные организации, не желая вносить «двойную оплату за поставку горячей воды».

    Однако появление такой строки в квитанции совершенно законно, и основанием для введения оплаты за тепловую энергию, расходуемую на подогрев воды, является вышеуказанное ПП № 406.

    Почему правительство приняло такое решение, разделив оплату за горячую воду на 2 компонента? Дело в том, что стояки и полотенцесушители, подключённые к системе горячего водоснабжения, расходуют тепловую энергию, однако этот расход не учитывался ранее в расчётах оплаты за коммунальные услуги.

    Поскольку оплата за теплоснабжение взимается только в отопительный период, нагрев воздуха за счёт использования полотенцесушителя не оплачивался как коммунальная услуга. Эти неучтённые расходы ложились на плечи ресурсоснабжающей организации. Правительство нашло выход из этой ситуации, разделив тариф на 2 компонента.

    Что касается нестандартных ситуаций, при которых жильцы по каким-то причинам не получают горячую воду, но при этом вынуждены платить за эту услугу, потому что она есть в квитанции, то этот вопрос решается путём написания претензии в Управляющую компанию. Ответ с объяснениями сотрудники УК обязаны предоставить в течение 30 дней.

    В случае отказа в объяснении потребителям со стороны УК, подаётся жалоба в Жилищную инспекцию, затем можно обратиться в прокуратуру с иском в суд на основании ст. 395 ГК РФ.

    Если услуга подогрева воды вовсе не предоставляется, подавайте иск об исключении данной строки из квитанции, ссылаясь на ст. 16 закона «О защите прав потребителей».

    Возникшие вопросы по предоставлению некачественных услуг ЖКХ можно решить также, обратившись в Роспотребнадзор по факту нарушения прав потребителя. Если собственника не устраивают тарифы, установленные на тепловую энергию, он может обратиться с жалобой в ФСТ (Федеральная служба по тарифам).

    Таким образом, оплата за подогрев воды в квитанции является законной в 2020 году, если такая услуга вам действительно предоставляется. Что ж, за удобства и комфорт, приходится платить.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector