Нарушение депортации из беларуси - Pravohelp24.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Нарушение депортации из беларуси

Депортация, вопросы депортации

Консультация по телефонам:+375 29 654 35 79 Velcom, +375 29 754 35 79 МТС;
Email: lawyer_maslov@mail.ru
Адрес: г.Минск, ул. Ульяновская 4

Как следует из ст. 6.11 КоАП Республики Беларусь, депортация заключается в административном выдворении за пределы Республики Беларусь иностранного гражданина и лица без гражданства. Депортация может применяться как в качестве основного, так и дополнительного административного взыскания.

Чаще всего депортация применяется органом административного производства за совершение следующих административных правонарушений:

  • — Статья 23.29. Незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь;
  • — Статья 23.31. Нарушение режима Государственной границы Республики Беларусь;
  • — Статья 23.55. Нарушение законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства.

Вопросы депортации урегулированы положением «О порядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства», которое утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2007 года № 333 с последующими дополнениями и изменениями.

В соответствии с постановлением о депортации иностранец может быть депортирован в одно из следующих государств:

  • — государство гражданской принадлежности;
  • — государство обычного места жительства;
  • — государство, с территории которого он прибыл в Республику Беларусь;
  • — государство, изъявившее желание его принять;
  • — государство, ходатайствующее о его выдаче;
  • — государство, с которым Республика Беларусь заключила соглашение о реадмиссии.

В постановлении по делу об административном правонарушении, за которое предусмотрена депортация, при принятии решения о депортации, в том числе решается вопрос о сроке запрета въезда в Республику Беларусь.

Срок запрета въезда в Республику Беларусь (от шести месяцев до пяти лет) устанавливается с учетом обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о депортации, а также иных сведений, характеризующих личность иностранца и связанных с его пребыванием в Республике Беларусь.

Остальные вопросы, связанные с депортацией, возможность приостановления, прекращения или обжалования принятого решения регламентированы Процессуально-исполнительным Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее ПиКоАП ).

На основании ст. 20.4 ПиКоАП, депортация может быть приостановлена:

  • 1) в случае обращения иностранного гражданина с ходатайством о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь — на срок до принятия решения по такому ходатайству и истечения срока для обжалования принятого решения либо до вступления в законную силу решения суда об отказе в удовлетворении жалобы;
  • 2) в случае обращения иностранного гражданина с ходатайством о предоставлении убежища в Республике Беларусь — до принятия решения по такому ходатайству;
  • 3) если иностранный гражданин является жертвой торговли людьми, а равно свидетелем по уголовному делу о торговле людьми или преступлению, связанному с торговлей людьми, либо оказывает помощь органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, при наличии мотивированного ходатайства такого органа — до принятия решения по уголовному делу в отношении лиц, виновных в торговле людьми;
  • 4) если иностранный гражданин является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу — до прекращения уголовного преследования или постановления оправдательного приговора.

В соответствии со ст. 13.4 ПиКоАП, исполнение депортации прекращается в случае:

  • — принятия законодательного акта, устраняющего административную ответственность, либо акта законодательства, устраняющего противоправность деяния;
  • — смерти лица, в отношении которого вынесено постановление;
  • — отмены постановления;
  • — предоставления лицу, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного взыскания в виде депортации, статуса беженца или дополнительной защиты либо убежища в Республике Беларусь;
  • — возникновения предусмотренных законодательными актами обстоятельств, при которых лицо, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного взыскания в виде депортации, не может быть возвращено или выслано на территорию иностранного государства;
  • — осуждения лица, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного взыскания в виде депортации, к наказанию в виде лишения свободы;
  • — освобождения от административного взыскания по решению Президента Республики Беларусь.

Кроме того, следует отметить, что в некоторых случаях, регламентированных ст. 14.7 ПиКоАП, при наличии обстоятельств, препятствующих исполнению постановления о наложении административного взыскания в виде депортации, суд, орган, ведущий административный процесс, вынесшие постановление о наложении административного взыскания, по ходатайству лица, подвергнутого административному взысканию, или по собственной инициативе могут отсрочить исполнение депортации на срок до шести месяцев.

Процедура обжалования депортации предусмотрена ст. 12.4 ПиКоАП. Так, жалоба на постановление по делу о наложении депортации может быть подана в течение пяти суток со дня объявления постановления. Поданная жалоба на постановление о депортации рассматривается судом в трехдневный срок со дня поступления.

Высылка иностранных граждан

Высылка из Республики Беларусь состоит в выдворении иностранца за пределы Республики Беларусь в соответствии с Законодательством. Иностранец может быть подвергнут высылке из Республики Беларусь в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан, а также после освобождения из арестного дома, если он не может быть подвергнут депортации. Вопросы высылки урегулированы Законом от 4 января 2010 года № 105-3 «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь». Решение о высылке может быть принято органом внутренних дел или органом государственной безопасности.

Высылка осуществляется путем добровольного выезда иностранца или в принудительном порядке. Высылка в принудительном порядке осуществляется, если:

  • — имеются основания полагать, что иностранец может уклониться от исполнения решения о высылке путем добровольного выезда;
  • — иностранец не выехал из Республики Беларусь в срок, установленный в решении.

Срок высланному иностранцу на въезд в Республику Беларусь может быть установлен от шести месяцев до десяти лет.

Основания для приостановления высылки схожи с основаниями для приостановления депортации. Так высылка приостанавливается:

  • — в случае обращения иностранца с ходатайством о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь — на срок до принятия решения и истечения установленного законодательством Республики Беларусь срока для обжалования либо до вступления в законную силу решения суда об отказе в удовлетворении жалобы;
  • — в случае обращения иностранца с заявлением о предоставлении убежища в Республике Беларусь — на срок до принятия решения по такому заявлению;
  • — по мотивированному ходатайству органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в случае, если иностранец является жертвой торговли людьми, а равно свидетелем по уголовному делу о торговле людьми, либо оказывает помощь органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, — на срок до принятия решения по уголовному делу в отношении лиц, виновных в торговле людьми.
  • — в случае, если иностранец является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу, — на срок до прекращения уголовного преследования либо до вступления в силу оправдательного приговора или осуждения к наказанию, не связанному с лишением свободы;
  • — в случае подачи жалобы на решение о высылке — на срок до принятия решения вышестоящим государственным органом об отказе в удовлетворении жалобы либо до вступления в законную силу решения суда об отказе в удовлетворении жалобы.

Высылка прекращается в случае:

  • — предоставления иностранцу статуса беженца или дополнительной защиты либо убежища в Республике Беларусь;
  • — осуждения иностранца к наказанию, связанному с лишением свободы;
  • — возникновения предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь обстоятельств, при которых иностранец не может быть возвращен или выслан в иностранное государство;
  • — отсутствия государства, которое согласилось принять иностранца;
  • — отпадения оснований, по которым было принято решение о высылке.

Жалобы иностранцев на решения государственных органов Республики Беларусь о высылке могут быть поданы в вышестоящий государственный орган в течение одного месяца со дня ознакомления иностранца с таким решением. Жалобы иностранцев на решения о высылке рассматриваются в месячный срок со дня их подачи.

Порядок высылки регламентирован Постановлением Совета Министров от 3 февраля 2006 года № 146 «Об утверждении положения о порядке осуществления высылки иностранных граждан и лиц без гражданства из Республики Беларусь».

Иностранец, присутствующий при рассмотрении вопроса о его высылке, вправе давать объяснения, представлять сведения и документы.

В постановлении указывается время и место вынесения постановления; фамилия, инициалы, должность лица компетентного органа, вынесшего постановление; сведения об иностранце, в отношении которого вынесено постановление; сведения о переводчике; обстоятельства, послужившие основанием для рассмотрения вопроса о высылке; обоснование решения с указанием ссылок на акты законодательства; принятое решение; порядок высылки, срок выезда иностранца из Республики Беларусь путем добровольного выезда, срок запрета въезда в Республику Беларусь, государство, в которое высылается иностранец в принудительном порядке; срок и порядок обжалования постановления.

Не указание обязательных элементов в постановлении влечет нарушение процедуры высылки. А при наличии процессуальных недостатков постановление о высылке нельзя назвать законным.

Постановление о высылке иностранца из Республики Беларусь может быть отменено вышестоящим органом по отношению к компетентному органу, принявшему решение о высылке, или судом, если установлены обстоятельства, свидетельствующие о незаконном или необоснованном решении о высылке, или не соблюден порядок высылки.

Помощь адвоката по такой категории дел заключается в:

  • — даче профессиональной консультации по всем вопросам, которые касаются депортации и высылки,
  • — участии в качестве защитника по административному делу при вынесении органом административного преследования решения о возможной депортации,
  • — оказании помощи в составление жалобы и обжалование принятого решения,
  • — посещении задержанного лица в изоляторе временного содержания или центре изоляции правонарушителей в целях выработки правовой позиции по
  • — представлении интересов в государственных органах по вопросу предоставления лицу статуса беженца или дополнительной защиты.

У адвоката Маслова Евгения Дмитриевича имеется положительный опыт в разрешении вопросов, связанных с депортацией и высылкой.

Адвоката по уголовным, административным и гражданским делам — Маслов Евгений Дмитриевич.

Скорая помощь адвоката

Вам необходима срочная помощь авдоката? В этом разделе вы сможете найти ответы на волнующие вас вопросы, а так же связаться с адвокатом для решения вашей проблемы. Я готов предоставить вам все возможные адвокатские и юридические услуги по вашей защите и поддержке. ПОМНИТЕ! Даже прочтение наших статей никак не заменит прямого контакта с адвокатом, для решения вашего вопроса.

Важная информация

Статьи, которые помогут вам в экстренных ситуациях.

«Пшел вон!», или Что такое высылка, депортация, экстрадиция?

Белорусские правозащитники не один год борются за возможность для иранца Мехрдада Джамшидияна не быть депортированым и остаться жить вместе со своей семьей в Беларуси. Не так давно, его освободили после очередного долгого содержания в ИВС и позволили оставаться еще год в стране по «гуманистическим» причинам.

В феврале 2018 года в Беларусь смогла вернуться правозащитница Елена Тонкачева, которую белорусские власти выслали из страны на три года якобы за многократные превышения скоростного режима.

В очередном ликбезе от «Весны» разбираемся, в чем разница между высылкой, депортацией и экстрадицией, а также, что делать, если вас или ваших близких больше не хотят видеть в стране.

Что такое депортация?

Депортация – административное взыскание в виде выдворение за пределы Республики Беларусь, которое применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства. Может наступать в случаях утраты или прекращения у иностранца законных оснований для дальнейшего пребывания или проживания на территории Республики Беларусь и быть сопряжена с совершением административного правонарушения по определенным статьям КоАП.

Депортация по ходатайству иностранца может быть добровольной, или принудительной, если у госорганов есть основания полагать, что человек не покинет Беларусь в установленный срок. Депортация регламентируется «Положением о порядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства».

Что такое высылка?

Высылка – выдворение иностранца за пределы Республики Беларусь в соответствии с Законом “О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь”

Высылка назначается за несколько административных нарушений, совершенных в течение года, например, нарушение режима пребывания, правонарушения, связанные с правилами дорожного движения и др. Высылают по решению суда. Высылка, также как и депортация, может быть контролируемой, когда человек выезжает самостоятельно, но его отъезд отслеживается, и принудительной — по решению суда помещают в изолятор временного содержания и выдворяют оттуда под конвоем.

Чем отличается экстрадиция?

Экстрадиция – форма международного сотрудничества государств, заключающаяся в аресте и передаче одним государством другому (по запросу последнего) лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления для судебного разбирательства, либо лиц, уже осуждённых судебными органами другого государства, для исполнения приговора.

За что иностранца могут депортировать или выслать из страны?

Иностранного гражданина или лицо без гражданства могут депортировать за совершение административных правонарушений таких, как:

  • сокрытие источника заражения венерическим заболеванием либо уклонение от обследования (ст. 16.2 КоАП);
  • нарушение законодательства об иностранной безвозмездной помощи (ст. 23.24 КоАП);
  • незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь (ст. 23.29 КоАП);
  • нарушение пограничного режима (ст. 23.30 КоАП);
  • нарушение режима Государственной границы Республики Беларусь (ст. 23.31 КоАП )
  • нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь (ст. 23.32 КоАП);
  • нарушение законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 23.55 КоАП).

Иностранец может быть подвергнут высылке из Республики Беларусь в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан, а также после освобождения из арестного дома, если он не может быть подвергнут депортации.

Основанием для высылки, например, правозащитницы Елены Тонкачевой стало якобы неоднократное нарушение правил дорожного движения, которые суд посчитал угрозой для национальной безопасности, здоровья населения, прав и свобод граждан Беларуси.

В каких случаях депортация или высылка могут быть приостановлены?

Высылка или депортация приостанавливаются в случае:

  • обращения иностранного гражданина с ходатайством о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь — на срок до принятия решения по такому ходатайству и истечения срока для обжалования принятого решения либо до вступления в законную силу решения суда об отказе в удовлетворении жалобы;
  • обращения иностранного гражданина с ходатайством о предоставлении убежища в Республике Беларусь — до принятия решения по такому ходатайству;
  • если иностранный гражданин является жертвой торговли людьми, а равно свидетелем по уголовному делу о торговле людьми или преступлению, связанному с торговлей людьми, либо оказывает помощь органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, при наличии мотивированного ходатайства такого органа — до принятия решения по уголовному делу в отношении лиц, виновных в торговле людьми;
  • если иностранный гражданин является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу — до прекращения уголовного преследования или постановления оправдательного приговора;
  • в случае подачи жалобы на решение о высылке — на срок до принятия решения вышестоящим государственным органом об отказе в удовлетворении жалобы либо до вступления в законную силу решения суда об отказе в удовлетворении жалобы.

В каких случаях иностранцев не могут выслать из Беларуси?

Иностранцы не могут быть выдворены за пределы Республики Беларусь в иностранное государство, где:

  • их жизни или свободе угрожает опасность вследствие их расы, вероисповедания, гражданства, национальной принадлежности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;
  • им угрожают пытки;
  • им угрожает смертная казнь или существует угроза их жизни по причине насилия в условиях вооруженного конфликта международного или немеждународного характера.

Положение первого пункта не распространяется на иностранцев, которые создают угрозу национальной безопасности Республики Беларусь или осуждены за совершение преступления, отнесенного Уголовным кодексом к категории особо тяжких.

Где содержатся задержанные иностранцы?

Так как высылка и депортация связаны с административными процедурами, то все иностранные граждане, которые задерживаются для принудительной высылки/депортации, помещаются в центр временного содержания иностранцев (которых фактически нет в Беларуси) или центр изоляции правонарушителей, а в случае их отсутствия – в изолятор временного содержания.

Сколько они могут находится в ИВС в ожидании выдворения?

Согласно Процессуально-исполнительному кодексу об административных правонарушениях, физическое лицо, в отношении которого применена депортация или высылка, с санкции прокурора может быть задержано на срок, необходимый для исполнения постановления о депортации/высылки.

Были случаи, когда иностранцы в ожидании выдворения из Беларуси проводили более полугода в ИВС без связи с родными и без необходимой одежды и средств гигиены, как в случае гражданина Демократической Республики Конго Патрика Мангалуа. Или удерживались по несколько месяцев в год в застенках, как в случае иранца Мехрдада Джамшидияна (в последний раз он провел в ИВС более 11 месяцев).

При этом ни ЦИП, ни ИВС непригодны для содержания людей продолжительный срок, так как условия там предусмотрены только для краткосрочного заключения (до 15 суток). Поэтому содержание иностранных граждан и лиц без гражданства в ЦИП и ИВС правозащитники расценивают как жестокое и унижающее человеческое достоинство заключение и обращение.

Как скоро человек, подвергнутый высылке/депортации сможет въехать в Беларусь снова?

Одновременно с постановлением о депортации или высылке госорганами принимается решение о запрете въезда в Республику Беларусь для иностранца на определенный срок: от шести месяцев до пяти лет в случае депортации и от шести месяцев до 10 лет в случае высылки.

Иностранец, в отношении которого исполнено постановление о депортации или высылке, включается в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен.

Кого еще могут не впустить в Беларусь?

Иностранцу отказывается в выдаче визы для въезда или во въезде в Республику Беларусь, если:

  • иностранец включен в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен;
  • Республика Беларусь объявила иностранца неприемлемым или нежелательным (persona non grata);
  • имеются сведения, что иностранец является или являлся лицом, осуществляющим экстремистскую, в том числе террористическую, деятельность, имеет или имел отношение к деятельности, направленной на причинение ущерба национальной безопасности Республики Беларусь, к незаконному обороту оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых веществ, взрывных устройств, предметов, поражающее действие которых основано на использовании горючих веществ, радиоактивных материалов, наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, организации незаконной миграции, торговле людьми;
  • иностранец имеет заболевание, включенное в перечень заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения.

А также иностранному гражданину или лицу без гражданства в том числе может быть отказано во въезде в страну, если он:

  • осужден в Республике Беларусь или другом государстве за совершение преступления, признаваемого таковым в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь, и судимость не снята или не погашена;
  • во время своего пребывания в стране неоднократно (пять и более раз) в течение одного календарного года привлекался к административной ответственности и не истек срок, по окончании которого он считается не подвергавшимся административному взысканию;
  • не уплатил в срок штраф, к которому был подвергнутый во время своего пребывания в Беларуси;
  • имеются достаточные основания полагать, что он может уклониться от выезда из Республики Беларусь по окончании срока временного пребывания или временного проживания либо использовать территорию Республики Беларусь для незаконной миграции в третье государство;
  • пребывание иностранца в Республике Беларусь противоречит интересам национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц.

И что же со всем этим делать?

Решение о депортации или высылке можно обжаловать в течение пяти суток со дня объявления постановления и в течение одного месяца со дня ознакомления иностранца с таким решением соответственно.

Поданная жалоба на постановление о депортации рассматривается судом в трехдневный срок со дня поступления.

Жалобы на решение о высылке рассматриваются вышестоящим государственным органом в течение месяца со дня их подачи.

Постановление о высылке иностранца из Республики Беларусь может быть отменено вышестоящим органом или судом, если установлены обстоятельства, свидетельствующие о незаконном или необоснованном решении о высылке, или не соблюден порядок высылки.

Срок запрета на выезд можно обжаловать отдельно, вне зависимости от обжалования самой депортации или высылки.

За помощью в составлении жалоб можно обращаться к белорусским правозащитникам.

Если у вас остались вопросы, пишите на почту «Весны» — viasna@spring96.org

*При подготовке материала в том числе использовалась информация из «Аналитической записки о том, что может произойти с задержанными в Беларуси иностранцами», подготовленной Human Constanta.

Нарушение депортации из беларуси

Мы занимается оказанием услуг в сфере миграционного права. Одним из достаточно популярных направлений для клиентов является в ситуации, когда в отношение клиента принято решение о депортации из Беларуси .

Проблема депортации из Беларуси кажется незначительной, не все ездят в Беларусь, а транзитный маршрут в страны ЕС или в Россию можно выбрать и иной. Однако, не всё так просто. Запрет на въезд в Беларусь означает и запрет на въезд на территорию Российской Федерации. Причиной этого является то, что во многом РФ и Республика Беларусь стараются проводить, в том числе и совместную политику в области миграции и миграционного права. То есть сначала накладывается запрет на въезд Беларусь, запрет на въезд в Россию будет уже неприятным следствием.

В данной статье мы разберем что делать, если в отношении вас принято решение о д епортации из Беларуси , предоставим ряд рекомендаций, а также рассмотрим практическую ситуацию, в которой покажем, что делать, если Вас депортировали из Беларуси.

Подкаст о том как снять запрет на въезд в Беларусь. Подробно озвучили то, что описано в статье.

В конце статьи опубликованы видео инструкции о том, как снять такой запрет.

Типичной ситуацией, из-за которой последовала депортация из Беларуси заключается в следующем: гражданин выбирает Республику Беларусь с целью транзита (например, в РФ), у него всё в порядке с законом, есть разрешение на проживание на территории Российской Федерации, на границе между Россией и Беларусью никаких замечаний со стороны пограничных служб нет (так как на границе между РФ и Беларусью в принципе мало какого-либо контроля). Человек пересекает границу и едет в Россию, после возвращается также через Беларусь к себе на родину. Но как только иностранец решит снова посетить территорию РФ или Беларуси, выясняется, что в отношении него наложен запрет на въезд в Беларусь .

Миграционные органы Республики Беларусь рассматривают такие действия как нарушение их законодательства. В таких случаях необходимо писать заявление об отмене запрета на въезд в Беларусь, включить в него нужно следующие положения:

  • иностранный гражданин находился на территории Беларуси не продолжительное время, целью пребывания был транзит в другую страну;
  • нарушения законодательства как такового не было, а если оно и было, то носит формальный характер, так как лицо попросту не знало всех аспектов миграционного законодательства республики Беларусь.
  • иностранный гражданин не совершал каких-либо правонарушений на территории Белоруссии.
  • нарушение законодательства Беларуси было случайностью и не носило целенаправленного характера.
  • пересечение границ было вполне легальным, так как никаких сведений о том, что это запрещено у иностранца не было, также при пересечении границы отсутствовал какой-либо пограничный контроль.
  • дополнительно в таком заявлении можно отметить, что у иностранца на территории РФ или Беларуси имеются родственники, с которыми необходимо видеться или можно добавить какие-либо еще смягчающие обстоятельства.

Подытожив вышесказанное, можно прийти к следующим выводам:

  • желательно перед поездкой в Беларусь и/или Россию узнать заранее есть ли у вас запрет на въезд. Это можно сделать, написав в МВД республики Беларусь по электронной почте. Как правило всегда есть обратная связь и такая информация предоставляется;
  • узнав, что вам запрещен въезд в Беларусь вы можете самостоятельно написать заявление о снятие запрета, но лучше всё-таки обратиться к миграционным юристам, так как они профессионалы и ситуация со снятием запрета достаточно сложная и имеет ряд нюансов.
  • в заявлении надо достаточно полно описать фактическую сторону вопроса (куда вы ехали, с какой целью, как долго находились на территории РФ и Беларуси, почему вы нарушили законодательство, описать смягчающие обстоятельства, если они есть).
  • необходимо собрать доказательства для подачи заявления (билеты на транспорт, подтверждающие сроки пребывания; разрешение на проживание в РФ (если оно имеется); документы, подтверждающие смягчающие обстоятельства).

Если вы обратитесь к нам для оказания помощи в ситуации, когда запрещен въезд в Беларусь, мы предлагаем следующие этапы работы:

  • первичная консультация (устная или письменная на ваш выбор). На этапе консультации будет проанализирована спорная ситуация, дана оценка ситуации (можно ли здесь вообще чем-то будет помочь), предложены пути выхода.
  • после того как консультация дана, далее вам будет необходимо предоставить имеющиеся у вас документы для написания заявления.
  • непосредственно написание заявления для того, чтобы отменить решение, из-за которого вас депортировали из Беларуси.
  • подача заявления в МВД Беларуси.
  • получение положительного решения.

Если вас депортировали из Беларуси , не стоит отчаиваться, ситуация поправима. Зачастую запрет на въезд Беларусь, запрет на въезд в Россию накладывают по формальным обстоятельствам и отменить такой запрет миграционным юристам вполне по силам.

«Пшел вон!», или Что такое высылка, депортация, экстрадиция?

Белорусские правозащитники не один год борются за возможность для иранца Мехрдада Джамшидияна не быть депортированым и остаться жить вместе со своей семьей в Беларуси. Не так давно, его освободили после очередного долгого содержания в ИВС и позволили оставаться еще год в стране по «гуманистическим» причинам.

В феврале 2018 года в Беларусь смогла вернуться правозащитница Елена Тонкачева, которую белорусские власти выслали из страны на три года якобы за многократные превышения скоростного режима.

В очередном ликбезе от «Весны» разбираемся, в чем разница между высылкой, депортацией и экстрадицией, а также, что делать, если вас или ваших близких больше не хотят видеть в стране.

Что такое депортация?

Депортация – административное взыскание в виде выдворение за пределы Республики Беларусь, которое применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства. Может наступать в случаях утраты или прекращения у иностранца законных оснований для дальнейшего пребывания или проживания на территории Республики Беларусь и быть сопряжена с совершением административного правонарушения по определенным статьям КоАП.

Депортация по ходатайству иностранца может быть добровольной, или принудительной, если у госорганов есть основания полагать, что человек не покинет Беларусь в установленный срок. Депортация регламентируется «Положением о порядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства».

Что такое высылка?

Высылка – выдворение иностранца за пределы Республики Беларусь в соответствии с Законом “О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь”

Высылка назначается за несколько административных нарушений, совершенных в течение года, например, нарушение режима пребывания, правонарушения, связанные с правилами дорожного движения и др. Высылают по решению суда. Высылка, также как и депортация, может быть контролируемой, когда человек выезжает самостоятельно, но его отъезд отслеживается, и принудительной — по решению суда помещают в изолятор временного содержания и выдворяют оттуда под конвоем.

Чем отличается экстрадиция?

Экстрадиция – форма международного сотрудничества государств, заключающаяся в аресте и передаче одним государством другому (по запросу последнего) лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления для судебного разбирательства, либо лиц, уже осуждённых судебными органами другого государства, для исполнения приговора.

За что иностранца могут депортировать или выслать из страны?

Иностранного гражданина или лицо без гражданства могут депортировать за совершение административных правонарушений таких, как:

  • сокрытие источника заражения венерическим заболеванием либо уклонение от обследования (ст. 16.2 КоАП);
  • нарушение законодательства об иностранной безвозмездной помощи (ст. 23.24 КоАП);
  • незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь (ст. 23.29 КоАП);
  • нарушение пограничного режима (ст. 23.30 КоАП);
  • нарушение режима Государственной границы Республики Беларусь (ст. 23.31 КоАП )
  • нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь (ст. 23.32 КоАП);
  • нарушение законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 23.55 КоАП).

Иностранец может быть подвергнут высылке из Республики Беларусь в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан, а также после освобождения из арестного дома, если он не может быть подвергнут депортации.

Основанием для высылки, например, правозащитницы Елены Тонкачевой стало якобы неоднократное нарушение правил дорожного движения, которые суд посчитал угрозой для национальной безопасности, здоровья населения, прав и свобод граждан Беларуси.

В каких случаях депортация или высылка могут быть приостановлены?

Высылка или депортация приостанавливаются в случае:

  • обращения иностранного гражданина с ходатайством о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь — на срок до принятия решения по такому ходатайству и истечения срока для обжалования принятого решения либо до вступления в законную силу решения суда об отказе в удовлетворении жалобы;
  • обращения иностранного гражданина с ходатайством о предоставлении убежища в Республике Беларусь — до принятия решения по такому ходатайству;
  • если иностранный гражданин является жертвой торговли людьми, а равно свидетелем по уголовному делу о торговле людьми или преступлению, связанному с торговлей людьми, либо оказывает помощь органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, при наличии мотивированного ходатайства такого органа — до принятия решения по уголовному делу в отношении лиц, виновных в торговле людьми;
  • если иностранный гражданин является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу — до прекращения уголовного преследования или постановления оправдательного приговора;
  • в случае подачи жалобы на решение о высылке — на срок до принятия решения вышестоящим государственным органом об отказе в удовлетворении жалобы либо до вступления в законную силу решения суда об отказе в удовлетворении жалобы.

В каких случаях иностранцев не могут выслать из Беларуси?

Иностранцы не могут быть выдворены за пределы Республики Беларусь в иностранное государство, где:

  • их жизни или свободе угрожает опасность вследствие их расы, вероисповедания, гражданства, национальной принадлежности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;
  • им угрожают пытки;
  • им угрожает смертная казнь или существует угроза их жизни по причине насилия в условиях вооруженного конфликта международного или немеждународного характера.

Положение первого пункта не распространяется на иностранцев, которые создают угрозу национальной безопасности Республики Беларусь или осуждены за совершение преступления, отнесенного Уголовным кодексом к категории особо тяжких.

Где содержатся задержанные иностранцы?

Так как высылка и депортация связаны с административными процедурами, то все иностранные граждане, которые задерживаются для принудительной высылки/депортации, помещаются в центр временного содержания иностранцев (которых фактически нет в Беларуси) или центр изоляции правонарушителей, а в случае их отсутствия – в изолятор временного содержания.

Сколько они могут находится в ИВС в ожидании выдворения?

Согласно Процессуально-исполнительному кодексу об административных правонарушениях, физическое лицо, в отношении которого применена депортация или высылка, с санкции прокурора может быть задержано на срок, необходимый для исполнения постановления о депортации/высылки.

Были случаи, когда иностранцы в ожидании выдворения из Беларуси проводили более полугода в ИВС без связи с родными и без необходимой одежды и средств гигиены, как в случае гражданина Демократической Республики Конго Патрика Мангалуа. Или удерживались по несколько месяцев в год в застенках, как в случае иранца Мехрдада Джамшидияна (в последний раз он провел в ИВС более 11 месяцев).

При этом ни ЦИП, ни ИВС непригодны для содержания людей продолжительный срок, так как условия там предусмотрены только для краткосрочного заключения (до 15 суток). Поэтому содержание иностранных граждан и лиц без гражданства в ЦИП и ИВС правозащитники расценивают как жестокое и унижающее человеческое достоинство заключение и обращение.

Как скоро человек, подвергнутый высылке/депортации сможет въехать в Беларусь снова?

Одновременно с постановлением о депортации или высылке госорганами принимается решение о запрете въезда в Республику Беларусь для иностранца на определенный срок: от шести месяцев до пяти лет в случае депортации и от шести месяцев до 10 лет в случае высылки.

Иностранец, в отношении которого исполнено постановление о депортации или высылке, включается в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен.

Кого еще могут не впустить в Беларусь?

Иностранцу отказывается в выдаче визы для въезда или во въезде в Республику Беларусь, если:

  • иностранец включен в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен;
  • Республика Беларусь объявила иностранца неприемлемым или нежелательным (persona non grata);
  • имеются сведения, что иностранец является или являлся лицом, осуществляющим экстремистскую, в том числе террористическую, деятельность, имеет или имел отношение к деятельности, направленной на причинение ущерба национальной безопасности Республики Беларусь, к незаконному обороту оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых веществ, взрывных устройств, предметов, поражающее действие которых основано на использовании горючих веществ, радиоактивных материалов, наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, организации незаконной миграции, торговле людьми;
  • иностранец имеет заболевание, включенное в перечень заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения.

А также иностранному гражданину или лицу без гражданства в том числе может быть отказано во въезде в страну, если он:

  • осужден в Республике Беларусь или другом государстве за совершение преступления, признаваемого таковым в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь, и судимость не снята или не погашена;
  • во время своего пребывания в стране неоднократно (пять и более раз) в течение одного календарного года привлекался к административной ответственности и не истек срок, по окончании которого он считается не подвергавшимся административному взысканию;
  • не уплатил в срок штраф, к которому был подвергнутый во время своего пребывания в Беларуси;
  • имеются достаточные основания полагать, что он может уклониться от выезда из Республики Беларусь по окончании срока временного пребывания или временного проживания либо использовать территорию Республики Беларусь для незаконной миграции в третье государство;
  • пребывание иностранца в Республике Беларусь противоречит интересам национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц.

И что же со всем этим делать?

Решение о депортации или высылке можно обжаловать в течение пяти суток со дня объявления постановления и в течение одного месяца со дня ознакомления иностранца с таким решением соответственно.

Поданная жалоба на постановление о депортации рассматривается судом в трехдневный срок со дня поступления.

Жалобы на решение о высылке рассматриваются вышестоящим государственным органом в течение месяца со дня их подачи.

Постановление о высылке иностранца из Республики Беларусь может быть отменено вышестоящим органом или судом, если установлены обстоятельства, свидетельствующие о незаконном или необоснованном решении о высылке, или не соблюден порядок высылки.

Срок запрета на выезд можно обжаловать отдельно, вне зависимости от обжалования самой депортации или высылки.

За помощью в составлении жалоб можно обращаться к белорусским правозащитникам.

Если у вас остались вопросы, пишите на почту «Весны» — viasna@spring96.org

*При подготовке материала в том числе использовалась информация из «Аналитической записки о том, что может произойти с задержанными в Беларуси иностранцами», подготовленной Human Constanta.

Гостеприимством не злоупотреблять!

За что высылают или депортируют иностранцев из Беларуси.

Беларусь – страна гостеприимных людей. Немало иностранцев сегодня проживает на территории нашего государства – временно либо на постоянной основе. Но, как известно, главное правило гостя – не забывать, что ты в гостях. Проще говоря, уважать законы и порядки, установленные в государстве. Если Беларусь становится для иностранца новым домом, то ее законы следует уважать тем более. А в случае, если срок пребывания в стране ограничен, гостю нужно вовремя «откланяться». Как и почему высылают либо депортируют иностранных граждан из Беларуси, мы попросили рассказать начальника отделения по гражданству и миграции Мозырского районного отдела внутренних дел Елену Павловну РАВКОВСКУЮ.

– В настоящее время на территории Мозырского района проживают 2939 иностранных граждан и лиц без гражданства. Из них 2393 имеют разрешение на постоянное проживание, 546 – разрешение на временное проживание на территории Республики Беларусь, – рассказывает Елена Павловна. – За 2015 год зарегистрированы 1862 ино-странных гражданина, которые прибыли в Беларусь. Выдано 668 разрешений на временное проживание на территории Республики Беларусь, рассмотрено 259 ходатайств иностранных граждан и лиц без гражданства об оставлении на постоянное место жительства в нашей стране.

– За какие проступки граждане другого государства могут быть выдворены за пределы Беларуси?

– Прежде чем ответить на вопрос, разъясню, в чем отличия депортации от высылки. Депортация – это вид административного взыскания, заключающийся в административном выдворении за пределы Республики Беларусь иностранного гражданина или лица без гражданства. Например, ст. 23.55 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (нарушение правил пребывания в республике, а также правил транзитного проезда (транзита) через территорию Республики Беларусь) предусматривает наказание в виде депортации. Также этот вид взыскания применяется за пребывание в стране без визы Республики Беларусь, без миграционной карты, без паспорта или иного документа, его заменяющего, предназначенного для выезда за границу, пребывание по недействительным документам, несо-блюдение порядка регистрации, уклонение от выезда за пределы Беларуси по истечении срока регистрации и так далее.

Высылка – это мера принуждения, которая представляет собой выдворение иностранца за пределы Беларуси в соответствии с законом Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь». Согласно ст. 65 этого закона иностранец может быть выслан из Беларуси в интересах национальной безопасности нашей страны, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц, а также после освобождения из арестного дома или исправительного учреждения, если он не может быть подвергнут депортации.

– Какими будут последствия депортации или высылки?

– Лицам, депортированным либо высланным из Республики Беларусь, может быть запрещен въезд в нее. Срок запрета въезда в Беларусь при депортации – от 6 месяцев до 5 лет, при высылке – от 6 месяцев до 10 лет. Такой срок устанавливается с учетом обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о депортации или высылке, а также иных сведений, характеризующих личность иностранца и связанных с его пребыванием в стране.

– Если же сроки запрета въезда в Беларусь будут нарушены?

– Это влечет уголовную ответственность по ст. 371 ч. 2 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Санкции этой статьи предусматривают наказание в виде ареста сроком от 3 до 6 месяцев либо в виде лишения свободы на срок до 3 лет.

– Какова статистика по преступлениям и правонарушениям среди иностранцев и лиц без гражданства в Мозырском районе?

– В 2015 году окончено предварительное расследование по 28 преступлениям, совершенным иностранцами. Постоянно проживающие на территории Беларуси совершили 13 преступлений, временно проживающие – 2, временно пребывающие на территории Беларуси – 4, незаконно находящиеся на территории Беларуси – 8 преступлений.

Преступления были совершены 21 иностранцем: 16 из них – граждане России, по одному – граждане Туркменистана, Азербайджана, Таджикистана, 2 – граждане Украины.

К административной ответственности за прошедший год в Мозырском районе привлечены 1289 иностранцев, из которых 271 – за нарушение законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства. Кроме того, к административной ответственности привлечены 25 граждан в соответствии с частями 2-4 ст. 23.55 КоАП Республики Беларусь (касаются нарушения правил пребывания иностранцев либо лиц без гражданства на территории республики). Также к ответственности привлекались 9 индивидуальных предпринимателей и должностных лиц, оказывающих услуги по сдаче жилья в наем, за непредставление в районный отдел внутренних дел информации о сдаче жилья иностранным гражданам и нарушение порядка трудоустройства иностранцев.

– Сколько иностранцев было выслано или депортировано из страны?

– В связи с привлечением к административной ответственности, осуждением за совершение преступлений, а также по иным основаниям, предусмотренным законом Республики Беларусь, у 80 иностранцев были аннулированы разрешения на постоянное проживание на территории Беларуси, у 84 иностранцев – разрешения на временное проживание на территории Беларуси. В отношении 18 иностранных граждан, из которых 5 – граждане России, 6 – граждане Грузии, а также граждане Украины, Вьетнама, Туркменистана, Кыргызстана, принято решение о депортации. В отношении еще 44 иностранцев было принято решение о высылке из страны, из них в 9 случаях – за совершенные административные правонарушения, предусмотренные ст. 17.1 (мелкое хулиганство), ст. 17.3 (распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств или психотропных веществ, их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения), ст. 9.1 (умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия) КоАП Республики Беларусь.

Отдельно хочу обратить внимание на то, что за 2015 год 16 иностранных граждан и лиц без гражданства привлечены к административной ответственности по ст. 18.16 КоАП Республики Беларусь (управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования). 2 из привлеченных по этой статье иностранцев проживают на территории других районов. По каждому факту проведены проверки, в результате которых 5 иностранных граждан (2 – Украины, по одному – Грузии, Иордании, Российской Федерации) высланы из Республики Беларусь с запретом въезда на срок от 6 месяцев до 1 года, в отношении двух иностранцев (Украины и России) вынесено заключение о запрете въезда в Беларусь сроком на 1 год.

В завершение этого диалога, выражаю надежду, что данная информация предостережет гостей нашего региона от совершения административных правонарушений и преступлений.

Пользуясь случаем, также хочу напомнить, что лицам, имеющим разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, рекомендуется заблаговременно обращаться в отделение по гражданству и миграции по вопросам обмена вида на жительство: проживание по недействительному документу влечет административную ответственность по ст. 23.53 ч.3 КоАП Республики Беларусь.

Читайте также:  Покупка стройматериалов по акту закупа бухгалтерия
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector