Как можно быстрее списать амортизацию по транспорным средствами - Pravohelp24.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Как можно быстрее списать амортизацию по транспорным средствами

Как можно быстрее списать амортизацию по транспорным средствами

Правила составления приказа Приказ – это основа для дальнейшей работы уполномоченных членов комиссии, и при этом предусматривается, что данная комиссия будет заниматься проведением специальных проверок и оценкой состояния имущества, а также определением возможности и целесообразности проведения восстановительных работ по отношению к этому объекту. Только после этого уже определяются причины, по которым может проводиться дальнейшая ликвидация данного имущества. Обязательно должны определяться все компоненты, которые в дальнейшем будут использоваться как отдельные элементы в предпринимательской деятельности организации.

Амортизация автомобиля.тонкие моменты

Как начислять амортизацию по автомобилю

Активы стоимостью менее 40000 рублей могут отражаться как материально-производственные запасы, то есть отражать их можно на счете 10, а стоимость сразу же списать в виде текущих расходов. Точно таким же правилом можно будет руководствоваться и в налоговом учете.

Методы расчета амортизации автомобиля на примерах

Затем в первый год эксплуатации отчисления считаются так: АО = порядковый год (с конца) ÷ сумму порядковых номеров лет х стоимость авто Т. обр. в первый год списывается наибольшая сумма, в последний – наименьшая. Таблица 2. Расчет годовых отчислений Изобр. 2 Транспортные средства Амортизация в налоговом учете В налоговом учете применяется линейный и нелинейный метод.
При линейном методе сумма годовых амортизационных отчислений равна 337 тыс. руб. (1 685 ÷ 60). Нелинейный описан в ст. 259.2 НК РФ. В налоговом учете в начале отчетного периода организация вправе поменять метод исчисления.

Однако если изначально был выбран нелинейный способ, то использовать линейный можно не ранее, чем через 5 лет. Ускоренная амортизация Это один из видов амортизации, при котором расчет амортизационных отчислений происходит с повышающим коэффициентом – 2 или 3 (ст.

Как списать транспортное средство

Эксплуатация самортизированного автомобиля Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль зарплату водителя, отчисления с нее, а также стоимость ГСМ, если у автомобиля, на котором ездит сотрудник (водитель), закончился срок эксплуатации (вся стоимость автомобиля списана на расходы)? Ответ: да, можно. Действующее законодательство не запрещает использовать имущество, по которому полностью начислена амортизация.


Следовательно, ограничения на то, чтобы включить в расходы ГСМ, зарплату водителя, начисленные с нее взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, отсутствуют. Главное, чтобы автомобиль использовался в деятельности, направленной на получение дохода. Такой порядок следует из пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.

Какой срок амортизации автомобиля в 2018 году

В июне 2015 года «Альфа» безвозмездно передала автомобиль детскому дому.В бухучете амортизация по автомобилю была начислена в следующих размерах.Сумма чисел лет срока полезного использования равна:1 + 2 + 3 + 4 = 10. В 2014 году (первый год эксплуатации):- годовая сумма амортизации – 80 000 руб.

(4 : 10 × 200 000 руб.);- месячная сумма амортизации – 6667 руб. (80 000 руб. : 12 мес.). В 2015 году (второй год эксплуатации):- годовая сумма амортизации – 60 000 руб. (3 : 10 × 200 000 руб.);- месячная сумма амортизации – 5000 руб. (60 000 руб. : 12 мес.). В 2015 году амортизация начисляется с января по июнь.

Сумма начисленной амортизации составляет:6 мес. × 5000 руб. = 30 000 руб. За весь период эксплуатации автомобиля в бухучете по нему была начислена амортизация в сумме:80 000 руб.

+ 30 000 руб. = 110 000 руб. Остаточная стоимость автомобиля в бухучете на момент выбытия равна:200 000 руб.

Списание транспортных средств

Для уплаты налогов данный метод несет особую пользу. Для текущей деятельности будет доступна большая сумма капитальный средств и отстроченных налогов, если активы будут списаны.

Как ускорить амортизацию? метод ускоренной амортизации

Суть механизма заключает в том, что в начале применения суммы будут существенно превышать амортизационные отчисления, которые обычно начисляются на конец периода полезного применения объекта основного капитала. Когда используется метод ускоренной амортизации? Ускоренная амортизация применяется в следующих случаях:

  • для активов, которые отличаются уменьшением объема производимой продукции со сроком использования;
  • износ активов наступает быстро;
  • интенсивно возрастают расходы на ремонт в течение эксплуатации.

Данный метод распространяется на активную часть основного капитала, что была введена в действие для выпуска средств, направлена на приобретение новейшего оборудования и материалов, а также расширения экспорта товаров. Это осуществляется в тех случаях, если необходима массовая замена старой техники новой с более высоким уровнем производительности.

Амортизация автомобиля. тонкие моменты

Комиссия должна будет выполнить следующие действия:

  • изучить объект, учитывая все существующие требования, причем предмет данного мероприятия постоянно должен находиться в доступе;
  • провести оценку возможностей для проведения восстановительных работ, чтобы вернуть прежние эксплуатационные характеристики;
  • установить причины ликвидации (которую зачастую все-таки приходится осуществлять);
  • установить виновников в случае предварительной ликвидации;
  • оценить основные возможности дальнейшей эксплуатации каких-либо отдельных компонентов указанного оборудования.

В конечном итоге оформляется специализированное заключение, форма которого не устанавливается действующим законодательством, а значит, должна разрабатываться лично силами уполномоченных сотрудников предприятия с указанием всех необходимых реквизитов.

Последовательность списания основных средств

Как только транспорт изнашивает себя, начисляется амортизация. В процессе ее проведения устанавливается, можно ли использовать автомобиль дальше или списать его.

Назначение процедуры Сведения об амортизации дают возможность с максимальной точностью установить время и периодичность проведения осмотра автомобиля вне плана. Также амортизация необходима для установления срока дальнейшего использования транспортного средства. При помощи этого процесса происходит возмещение финансов, которые были потрачены на покупку транспортного средства. Правовая база Начисление амортизации проводится на основании 259 статьи Налогового кодекса. В соответствии с 258 статьей Налогового кодекса, срок полезного использования – период, в продолжение которого организация планирует использовать транспортное средство.
Формы документов по учету основных средств утверждены постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7. Учетные регистры можно составить в произвольной форме. ЕНВД Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому на расчет налоговой базы суммы и порядок начисления амортизации по автомобилю не влияют. При этом организации, уплачивающие ЕНВД, должны вести бухучет в полном объеме. Следовательно, в бухучете они обязаны начислять амортизацию по правилам, установленным ПБУ 6/01.

ОСНО и ЕНВД Амортизацию по автомобилю учитывайте по правилам того режима налогообложения, в деятельности на котором используется данное основное средство.Если автомобиль одновременно используется в обоих видах деятельности, то амортизационные отчисления по нему нужно распределить. Такой порядок установлен пунктом 9 статьи 274 и пунктом 7 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ.

Легковые модели имеют их 5 – первые 4 зависят от объема двигателя. Классификация: К первому классу относятся автомобили Объем двигателя которых не превышает 1,2 л Ко 2 Объем до 1,8 л К 3 Не больше 3,5 л К 4 классу Объем двигателя свыше 3,5 л Если автомобиль 1-3 класса, то период амортизации составляет от 3 до 5 лет.

У транспортных средств 4 группы – до 7 лет.Автомобиль большого и высшего классов включены в 5 разряд, они имеют срок до 10 лет. Для таких авто объем двигателя не важен. К 5 группе может относиться любое легковое транспортное средство – в законодательных актах критерий отнесений нет.

Сотрудники налоговой инспекции относят к этому классу автомобили с популярной маркой, высокой ценой, размерами – седан, лимузин и прочие. В транспортных средствах отечественного производителя высший класс обозначается цифрой 5 в номере модели (она будет стоять первой).

Списание транспортных средств с баланса

В ходе ведения хозяйственной деятельности может возникнуть необходимость списать транспортное средство с баланса организации. Особенности оформления процедуры будут определяться причинами списания. Для каждого случая предусмотрен свой порядок действий.

Причина списания транспортных средств на предприятии

Основаниями для списания автотранспорта могут стать следующие причины:

  • Физический износ и/или непригодность для дальнейшего использования;
  • Тотальные повреждения с нецелесообразностью восстановления;
  • Гибель в результате ДТП/пожара/наводнения и т.п.;
  • Факт безвозмездной передачи.

Пошаговая инструкция списания автомобиля с баланса

Основания списания могут отличаться, но порядок действий в большинстве случаев схож и включает следующие этапы:

  • Составление и направление соответствующего уведомления в ГИБДД;

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: нельзя списать машину с баланса, без снятия ее с регистрационного учета в ГИБДД, в противном случае, обязанность по уплате транспортного налога сохранится за вами.

Начинать процедуру следует с направления соответствующего заявления в инспекцию. Вместе с бумагой подается пакет документов, обосновывающих причины снятия с учета и дальнейшего списания с баланса транспортного средства.

  • Целесообразность списания должна быть подтверждена специальной комиссией;

Законодательно определено, что списание машины, как и любого дорогостоящего основного средства, оформляется Актом. Все члены комиссии во главе с Председателем ставят в нем свои подписи. Ответственные лица назначаются Приказом и им делегируются соответствующие полномочия принимать решения о целесообразности процедуры списания, порядке ее проведения и финансовой стороне вопроса.

  • Списание машины должно быть отражено бухгалтерскими записями в учете;

Бухучет транспортных средств ведется на синтетическом счете 01 «Основные средства». По дебету счета числятся все машины в эксплуатации фирмы. Ежемесячно по кредиту счету 02 «Амортизация основных средств» начисляется амортизация актива. В итоге разница между данными счета 01 и 02 дает балансовую стоимость основного средства на дату его списания. Это остаточная стоимость, которая станет расходом компании при выбытии транспорта с баланса. Могут появиться и дополнительные расходы на оформление документов, утилизацию и другое в зависимости от причины списания. Все они будут аккумулироваться на 91.02 «Прочие расходы».

ВАЖНО: хотя транспортное средство и выбыло с баланса, обязанность по уплате транспортного налога по месяц списания включительно сохраняется.

Порядок оформления операций списания автомобилей в бухгалтерском учете

Основным документом, регламентирующим учет основных средств, является ПБУ 06/01. В пункте 29 документа указаны основные причины списания:

  • Полный физический износ долгосрочного актива;
  • Сильные повреждения не предполагающие восстановления в результате чрезвычайных событий;
  • Хищение имущества предприятия.

В помощь бухгалтеру Минфином России 13.10.2003 г. разработаны Методические указания №91н. документ закрепляет перечень документов на списание авто. Здесь же указано, что окончательное решение о ликвидации принимает руководитель.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: обязанность определять невозможность/неэффективность дальнейшего использования и/или восстановления актива принимает постоянно действующая комиссия из числа сотрудников предприятия, назначенная руководителем фирмы.

Кстати, даже если авто подлежит утилизации, некоторые узлы и детали могут быть реализованы. Задача членов комиссии составить перечень таких запчастей и указать стоимость их возможной продажи. Итоговым документом работы комиссии станет акт ОС-4а на списание автотранспорта. Это унифицированная форма Госкомстата №71а, в которой заполняется следующая информация, идентифицирующая конкретную единицу имущества:

  • Год изготовления а/м и дата постановки на учет в качестве ОС;
  • Первоначальная стоимость актива и размер начисленных амортизационных отчислений;
  • Текущий пробег автомобиля и технические характеристики узлов и деталей.
Читайте также:  Нужно ли узаконить перепланировку в квартире

Далее идет раздел, раскрывающий причины выбытия с обоснованием нецелесообразности использования.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: если авто списывается в результате аварии/угона/пожара, к акту по форме ОС-4а в обязательном порядке прикладывается пакет документов, подтверждающих данные факты из соответствующих инстанций.

Записи в бухгалтерском учете фирмы при списании машины с баланса

Выбытие долгосрочного актива оформляется следующими проводками:

Дебет счета 01.02 «Выбытие ОС» Кредит 01.01 «Основные средства» — Выбытие по первоначальной стоимости;

Дебет счета 02 «Амортизация ОС» Кредит счета 01.02 – В размере ранее начисленной амортизации;

Дебет 91.02 «Прочие расходы» Кредит 01.02 — На сумму разницы между первоначальной стоимостью и начисленной амортизацией;

Дебет 91.02 Кредит 60 – На сумму расходов сторонней компании по утилизации машины;

Дебет счета 10 «Запчасти» Кредит счета 91.01 «Прочие доходы» — В размере цены возможного использования узлов и материалов;

Дебет 99 Кредит 91.9 — На финансовый результат от списания.

Особенности отражения выбытия в налоговом учете компании

Налоговым Кодексом России предписано отражать расходы на списание/выбытие/ликвидацию автотранспорта как внереализационные. Учесть все затраты фирмы на данное мероприятие можно единовременно. Такое правило закреплено ст. 265 п. 1 пп. 8 документа.

ВАЖНО: если первоначальная стоимость и амортизация в налоговом учете отличаются, эти данные нужно отразить в акте на списание.

Особенности восстановления НДС при списании авто с баланса

В момент постановку машины на учет в качестве основного средства, налогоплательщик имеет право возместить НДС с ее приобретения. Обычно компания уменьшает НДС к уплате на сумму НДС к возмещению.

При выбытии с баланса не полностью самортизированного имущества, законодатель предписывает восстановить НДС с остаточной стоимости машины. При продаже актива такого требования нет. Только при списании в порядке ликвидации.

Оценка запчастей при ликвидации машин

Мы советуем привлечь независимого оценщика для расчета предполагаемой стоимости продажи узлов и деталей, которые могут остаться от утилизированного авто. На сумму оценки в учете будет сделана бухгалтерская запись:

Дебет счета 10.05 «Запасные части» Кредит счета 91.01 «Прочие доходы».

Таким образом вы избавите себя от споров с налоговым инспектором при проверке правильности начисления налога на прибыль.

Мы описали общие правила оформления списания авто в компании. Пакет документов будет разниться в зависимости от конкретной причины выбытия: кража, гибель в огне, физический износ, непригодность, безвозмездная передача.

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях . Мы ответим на все поступающие вопросы. Только правда про финансы.

Суть и особенности применения ускоренного метода начисления амортизации

Ускоренный метод начисления амортизации, согласно Налоговому кодексу, может быть применен к основным средствам (ОС) при наличии определенных условий (ст. 259.3 НК РФ). Когда организация вправе применять повышающие коэффициенты для начисления амортизации и какие при этом должны быть соблюдены условия, рассмотрим подробнее.

Условия применения ускоренной амортизации: перечень ситуаций

Ускоренная амортизация – это перенесение стоимости актива в себестоимость продукции ускоренными темпами.

Поскольку амортизационные отчисления принимаются в расходы по налогу на прибыль, налоговое законодательство жестко регламентирует вопрос ускоренного списания затрат.

При амортизации основного средства ускоренным методом разрешено применение одного повышающего коэффициента из числа возможных. Запрет на использование нескольких коэффициентов ранее содержался только в письмах Минфина, но с 01.01.2014 был законодательно закреплен в п. 5 ст. 259.3 НК РФ и подп. «б» п. 8 ст. 2, ч. 1 ст. 6 закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса» от 30.09.2013 № 268-ФЗ.

В финансовом ведомстве считают, что налогоплательщик обязан указать в учетной политике, какой коэффициент из всех допустимых будет использоваться для начисления амортизации ускоренными темпами (письмо Минфина России от 14.09.2012 № 03-03-06/1/481).

О том, какие методы применяются для исчисления амортизации в налоговом учете, узнайте здесь.

В каких ситуациях допустимо применение ускоренной амортизации

Перечень ситуаций, допускающих применение ускоренных темпов начисления амортизации:

  1. Условия агрессивности среды. Применение повышающего коэффициента закреплено за основными средствами, эксплуатируемыми в условиях высокой агрессивности среды. Повышающий норму амортизации коэффициент не более 2.
  2. Ведение сельскохозяйственной промышленной деятельности предусматривает ускоренную амортизацию всех объектов основных средств (подп. 2 п. 1 ст. 259.3 НК РФ). Повышающий коэффициент увеличения нормы амортизации не более 2.
  3. Работа предприятия в промышленно-производственной или туристско-рекреационной зоне дает право применение коэффициента в пределах 2 на все объекты основных средств, используемых в деятельности (подп. 3 п. 1 ст. 259.3 НК РФ).
  4. Условие энергетической эффективности ОС. При законодательном определении класса энергоэффективности основного средства коэффициент для объектов с высокой эффективностью не более 2.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 01.01.2018 повышающий коэффициент 2 не применяется в отношении зданий с высокой энергоэффективностью (подп. 2 п. 1 ст. 1закона «О внесении изменений…» от 30.09.2017 № 286-ФЗ).

  1. Нахождение на балансе лизингодателя (лизингополучателя) основного средства – предмета договора лизинга применяется коэффициент 3.
  1. Использование для морской добычи углеводородов. Право на ускоренную амортизацию не более чем в 3 раза имеют организации, обладающие лицензией на данную деятельность, и операторы морской нефтедобычи. Распространяется такая льгота на оборудование, используемое для разработки нового месторождения (п. 8 ст. 2, ч. 1 ст. 6 закона № 268-ФЗ).
  2. С 01.01.2018 применяется ускоренная амортизация в 3-кратном размере в отношении активов водоснабжения и водоотведения по списку, утвержденному Правительством РФ.

В Налоговом кодексе не содержится запрета на использование нескольких коэффициентов для разных групп основных средств. Критерии применения коэффициентов должны быть указаны в учетной политике предприятия.

В последующем будут внесены дополнительные поправки, позволяющие всем предприятиям использовать коэффициент не выше 2 для основных средств, включая технологическое оборудование, перечень которого будет утвержден Правительством РФ к 2019 году.

Как влияет модернизация на применение ускоренной амортизации, читайте в статье «Модернизация ОС не отменяет его ускоренную амортизацию».

Применение повышающих коэффициентов для ОС, функционирующих в агрессивной среде

Применение повышенной нормы амортизации допустимо при эксплуатации ОС в условиях агрессивной среды, повышенной сменности. Увеличение – не более 2. Дата постановки ОС на учет должна быть не позднее 01.01.2014. Применение подобной нормы запрещено для объектов ОС 1, 2 и 3-й амортизационных групп при использовании нелинейного метода.

Под агрессивной средой понимают природные или техногенные факторы внешней среды, ускоряющие износ основного средства (абз. 3 подп. 1 п. 1 ст. 259.3 НК РФ):

      • климатические условия Крайнего Севера;
      • контакт ОС со взрывоопасными или токсичными материалами и т. д.

Согласно позиции чиновников, использовать повышающие коэффициенты можно при соблюдении следующих требований:

      • в сопроводительной документации не указано, что они предназначены для работы в агрессивной среде;
      • если такое упоминание имеется, то пользоваться льготой можно, если условия эксплуатации не соответствуют указанным в прилагаемых к активу документах.

В Минфине считают, что если в документах указано на возможность работы в агрессивной среде, то применение ускоренной амортизации не оправдано.

Судьи, напротив, указывают на то, что для применения повышающих коэффициентов достаточно самого факта наличия агрессивной среды (постановление ФАС Поволжского округа от 13.02.2014 № А65-9516/2013).

Применение коэффициентов распространяется только на объекты, подверженные влиянию агрессивной среды. Остальные ОС предприятия, если они при этом находятся в условиях нормальной эксплуатации, не могут амортизироваться быстрее (письма Минфина России от 14.10.2009 № 03-03-05/182, ФНС России от 17.11.2009 № ШС-17-3/205@).

Ускоренная амортизация объектов лизинга

Организации, имеющие на балансе объект лизинга, могут начислять амортизацию ускоренными темпами с коэффициентом не более 3. Исключение составляют объекты 1, 2 и 3-й амортизационных групп.

Когда объектом лизинга является все предприятие как единый имущественный комплекс, ускоренная амортизация начисляется по всем ОС, кроме относящихся к 1, 2 и 3-й амортизационным группам (письмо Минфина России от 24.09.2007 № 03-03-06/1/692).

Чиновники Минфина России указывают на то, что лизингодатель имеет право продолжать начисление ускоренными темпами даже в случае, если произошла смена лизингополучателя (письмо от 14.07.2009 № 03-03-06/1/463).

Новый лизингополучатель может применять повышающие значения в пределах 3 при получении объекта лизинга, находящегося ранее в аренде у другого пользователя. Новый владелец может самостоятельно устанавливать размер увеличения, не ориентируясь на прошлые данные (письмо Минфина России от 09.09.2013 № 03-03-06/1/37022).

Если объект лизинга используется по договору, заключенному ранее 01.01.2002, то на него начисляется ускоренная амортизация по следующим правилам (п. 3 ст. 259.3 НК РФ):

      • начисления соответствуют методу, использовавшемуся на момент передачи имущества;
      • начисление происходит с использованием коэффициента не более 3;
      • имущество, амортизируемое нелинейным способом, должно быть выделено в отдельную подгруппу.

Амортизация ОС, участвующих в научно-технической деятельности

Ускоренная амортизация предусмотрена для всех предприятий в части использования основных средств для научно-технической деятельности. Размер коэффициента не должен превышать 3 (подп. 2 п. 2 ст. 259.3 НК РФ).

Под научно-технической деятельностью понимается деятельность по получению новых знаний в любой из отраслей наук при обеспечении единства науки, техники и производства. (ст.2 закона «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ).

Минфин отмечает, что к этой категории относятся также научно-исследовательская и опытно-конструкторская деятельность (письмо от 28.08.2009 № 03-03-06/1/554).

Итоги

Списывая амортизацию ускоренным методом, налогоплательщик уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. А поскольку согласно ст. 252 НК РФ все расходы должны быть экономически обоснованы и документально оправданы, налогоплательщику следует очень внимательно отнестись к вопросу списания амортизации ускоренными темпами.

Амортизация автомобиля.Тонкие моменты

Автомобиль уже давно не роскошь. Потребности в этом средстве передвижения возникают практически у каждой организации. Одним необходим грузовик для доставки продукции покупателям или в магазины со склада. Другим – микроавтобус для сотрудников. Третьих устроит подержанная легковушка для курьера. Ну а кому-то нужен дорогой автомобиль представительского класса для директора. Ситуаций, когда без железного коня никак не обойтись, множество. Поэтому все больше организаций решает купить автомобиль. Как известно, его стоимость будет списываться на расходы постепенно через амортизацию. Наша статья поможет правильно ее рассчитать.

Например, перед бухгалтером практически каждого предприятия, купившего автомобиль, встает дилемма: можно амортизировать автомобиль до его регистрации в ГИБДД или нет?

Другая проблема – определение срока службы машины. Особенно если речь идет о подержанном автомобиле.

Читайте также:  Куда направить жалобу на сотрудника сбербанка

Ну и, конечно, особого внимания заслуживает вопрос о применении специальных коэффициентов. В частности, при амортизации дорогих микроавтобусов и автомобилей.

Амортизация и регистрация в ГИБДД

Итак, компания купила автомобиль. Обязательно ли дожидаться регистрации машины в ГИБДД, чтобы начать ее амортизировать?

Требования закона…

Сразу скажем, что прямой зависимости между регистрацией и амортизацией не содержит ни налоговое, ни бухгалтерское законодательство.

Для целей главы 25 НК РФ амортизацию по основным средствам нужно начислять «с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию» (п. 2 ст. 259 НК РФ).

Правда, в пункте 8 статьи 258 НК РФ сказано, что основные средства, права на которые требуют госрегистрации, включаются в состав той или иной амортизационной группы только после подачи документов на регистрацию. Многие фирмы-автовладельцы ошибочно считают, что в этой норме содержится запрет на амортизацию транспорта до его регистрации в ГИБДД. Надо сказать, что подобные разъяснения некогда давали и налоговики. Например, в письмах УФНС России по г. Москве от 12 мая 2004 г. № 26-12/32341 и от 20 декабря 2002 г. № 26-12/63114. Более свежих разъяснений налогового ведомства нет. А вот финансисты недавно высказались на этот счет.

Так, по мнению Минфина России, положения пункта 8 статьи 258 НК РФ вовсе не относятся к регистрации автомобиля в ГИБДД. Ведь она не является регистрацией прав на транспортное средство. Фактически это просто постановка автомобиля на учет. То есть начинать амортизировать автомобили нужно в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию (письмо Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 03-03-06/1/816).

Регистрация автомобиля в ГИБДД не является регистрацией прав на транспортное средство. А значит, начинать амортизировать автомобили, по мнению финансистов, нужно в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию

Что же касается бухучета, то здесь основное средство амортизируют «с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету» (п. 21 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н). Критерии отнесения активов к числу основных средств приведены в пункте 4 ПБУ 6/01. В частности, необходимо, чтобы объект был предназначен для использования в производстве. Факт же ввода в эксплуатацию не имеет никакого значения. Как пояснил Минфин России в письме от 18 апреля 2007 г. № 03-05-06-01/33, объект нужно принимать к учету в качестве основного средства, как только он «приведен в состояние, пригодное для использования». Что же касается регистрации в ГИБДД, то в пункте 4 ПБУ 6/01 она не упоминается.

…и здравый смысл

Получается, для того чтобы ответить на вопрос, можно ли в бухгалтерском и налоговом учете амортизировать автомобиль, не зарегистрированный в ГИБДД, нужно решить, является ли такое транспортное средство пригодным для использования и можно ли его вводить в эксплуатацию. На этот счет есть две точки зрения.

В пункте 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» о регистрации в ГИБДД говорится как о допуске автомобиля к участию в дорожном движении. На основании этого налоговики довольно часто заключают, что до момента постановки на учет в ГИБДД еще рано говорить о вводе автомобиля в эксплуатацию и пригодности его к использованию, а следовательно, и о начислении амортизации. Зачастую такой же позиции предпочитают придерживаться и организации.

Регистрация в ГИБДД – это допуск автомобиля к участию в дорожном движении. Поэтому налоговики считают, что до момента регистрации говорить о вводе автомобиля в эксплуатацию преждевременно

ООО «Сатурн» купило в марте 2008 года легковой автомобиль за 236 000 рублей (в том числе НДС – 36 000 рублей). На учет в ГИБДД он был поставлен только в апреле. При этом были перечислены регистрационные пошлины в размере 500 рублей.

ООО «Сатурн» ввело в эксплуатацию автомобиль в марте, не дожидаясь регистрации. Ежемесячная норма амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета составила 2 процента.

Бухгалтер ООО «Сатурн» сделал следующие проводки.

В марте 2008 года:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

– 200 000 руб. (236 000 – 36 000) – отражены расходы на приобретение автомобиля;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 36 000 руб. – учтен НДС;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

– 36 000 руб. – принят к вычету НДС;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

– 200 000 руб. – автомобиль включен в состав основных средств.

В апреле 2008 года:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по госпошлине» КРЕДИТ 51

– 500 руб. – перечислены пошлины за регистрацию автомобиля в ГИБДД;

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по госпошлине»

– 500 руб. – учтены пошлины.

Ежемесячно, начиная с апреля 2008 года:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 02

– 4000 руб. (200 000 руб. Х 2%) – начислена амортизация.

В налоговом учете в апреле 2008 года (месяце, следующем за месяцем ввода автомобиля в эксплуатацию) ООО «Сатурн» включило в состав прочих затрат 10-процентную амортизационную премию в сумме 20 000 руб. (200 000 руб. Х 10%).

Также фирма отнесла на расходы амортизационные отчисления в размере 3600 руб. ((200 000 руб. – 20 000 руб.) Х 2%). Эту же сумму (3600 рублей) организация будет ежемесячно включать в состав затрат в течение периода амортизации автомобиля.

Регистрационные пошлины для целей расчета налога на прибыль компания списала как прочие расходы (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Период, в течение которого фирма будет через амортизационные отчисления списывать стоимость автомобиля, определяется сроком его полезного использования. Этот срок как в бухгалтерском, так и в налоговом учете компании устанавливают самостоятельно. Причем для целей главы 25 НК РФ фирмы обязаны руководствоваться Классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Этот же документ можно взять за основу и в бухучете.

В зависимости от технических характеристик автомобили (легковые и грузовые) и автобусы в соответствии с Классификацией относятся к третьей, четвертой или пятой группе. То есть срок их полезного использования может варьироваться от трех до пяти лет, от пяти до семи лет или же от семи до десяти лет.

Так, например, легковые автомобили высшего и большого класса относятся к пятой амортизационной группе. А значит, организации могут установить для них срок службы в пределах от 85 до 120 месяцев. Все же остальные легковые автомобили (кроме машин малого класса для инвалидов, которые относятся к четвертой группе) попадают в третью амортизационную группу. А значит, их стоимость может быть полностью списана в течение 37–60 месяцев. К третьей амортизационной группе относятся и микроавтобусы.

Если компания приобрела подержанный автомобиль, то срок полезного использования, определенный по Классификации, она может уменьшить на число месяцев эксплуатации машины прежними владельцами (п. 12 ст. 259 НК РФ). Но лишь при условии документального подтверждения времени службы у бывших собственников.

Срок полезного использования подержанного автомобиля можно определить с учетом времени службы у предыдущих владельцев. Период, в течение которого автомобиль эксплуатировали до вас, можно узнать из паспорта транспортного средства

Однако часто фактическое время службы подержанного автомобиля оказывается равным максимальному сроку полезного использования, предусмотренному в Классификации для той амортизационной группы, к которой относится машина. Или даже превышающим его. Как сказано в пункте 12 статьи 259 НК РФ, в таком случае новый собственник автомобиля может определять срок полезного использования самостоятельно «с учетом требований техники безопасности и других факторов».

ООО «Юпитер» купило у ЗАО «Луна» легковой автомобиль среднего класса с рабочим объемом двигателя 2 литра. Такие транспортные средства (код по ОКОФ – 15 3410120) относятся к третьей амортизационной группе (срок полезного использования – от трех до пяти лет).

Из акта приема-передачи (форма № ОС-1) следует, что ЗАО «Луна» использовало автомобиль в течение трех лет и десяти месяцев. Организация получила его в качестве вклада в уставный капитал от учредителя – физического лица. Из паспорта транспортного средства видно, что общее время эксплуатации автомобиля составляет пять лет и семь месяцев. То есть оно превышает максимальный срок полезного использования, предусмотренный для основных средств, включаемых в третью амортизационную группу.

Учитывая техническое состояние автомобиля, ООО «Юпитер» решило установить срок полезного использования равным 24 месяцам.

Дорогое авто

Если фирма приобрела дорогой легковой автомобиль или микроавтобус, она должна амортизировать их с применением специального понижающего коэффициента. Основную норму амортизации, которая рассчитана исходя из срока службы машины, определенного по Классификации, нужно умножать на 0,5. То есть фактически компания будет списывать стоимость покупки вдвое дольше. Ведь в результате применения коэффициента уменьшится сумма ежемесячных амортизационных отчислений.

Важно помнить, что такой порядок действует только в налоговом учете. ПБУ 6/01 использование каких-либо понижающих коэффициентов не предусмотрено.

Применение коэффициента 0,5 – не право, а обязанность фирмы – владельца легкового автомобиля, первоначальная стоимость которого превышает 600 000 рублей, или же микроавтобуса, стоящего более 800 000 рублей (п. 9 ст. 259 НК РФ). Заметим, что до 2008 года понижающий коэффициент следовало применять к автомобилям дороже 300 000 рублей и микроавтобусам стоимостью свыше 400 000 рублей.

В связи с повышением лимитов у всех владельцев дорогого транспорта возник закономерный вопрос: можно ли прекратить применять коэффициент 0,5, если первоначальная стоимость автомобиля (микроавтобуса) меньше новых значений? Финансисты ответили на этот вопрос отрицательно. В письме от 18 января 2008 г. № 03-03-06/1/11 Минфин России аргументировал свою позицию тем, что «выбранный налогоплательщиком метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации».

Финансисты считают, что организация должна продолжать амортизировать с понижающим коэффициентом легковые автомобили и микроавтобусы, которые до 2008 года считались дорогостоящими. Даже если теперь их первоначальная стоимость не превышает новых лимитов

В налоговом учете компании могут начислять амортизацию одним из двух способов: линейным или нелинейным. Каждый метод предусматривает свою формулу для расчета основной нормы амортизации. Именно ее владельцы дорогих машин должны умножать на 0,5. Если же фирма перестанет применять понижающий коэффициент, то метод амортизации все равно останется прежним (как, впрочем, и основная норма). То есть требование, установленное пунктом 3 статьи 259 НК РФ, никоим образом не нарушится. А значит, компании, по нашему мнению, имеют полное право с января 2008 года не учитывать коэффициент 0,5 при амортизации легковых автомобилей стоимостью от 300 000 до 600 000 рублей и микроавтобусов стоимостью от 400 000 до 800 000 рублей.

Читайте также:  До сколько кубов не нужны права

Упомянутое письмо Минфина России – ответ на частный запрос. Фирмы не обязаны руководствоваться этими разъяснениями. Однако не исключено, что их возьмут на вооружение налоговики. В таком случае компаниям, которые отказались от применения понижающего коэффициента, по всей видимости, придется отстаивать свою позицию в суде.

В 2007 году ООО «Меркурий» купило микроавтобус, первоначальная стоимость которого составила 750 000 рублей. Срок полезного использования машины как в налоговом, так и в бухгалтерском учете установлен равным 40 месяцам. А амортизация начисляется линейным методом. Основная норма амортизации составила 2,5% (1 : 40 Х 100%).

Поскольку микроавтобус стоит больше 400 000 рублей, в 2007 году ООО «Меркурий» должно было амортизировать это основное средство с учетом понижающего коэффициента. Учетной политикой компании предусмотрено применение амортизационной премии в размере 10 процентов капитальных вложений. Таким образом, ежемесячная сумма налоговых амортизационных отчислений в 2007 году составляла:

(750 000 руб. – 750 000 руб. Х 10%) Х 2,5% Х 0,5 = 8437 руб. 50 коп.

В бухгалтерском учете в течение 2007 года бухгалтер ООО «Меркурий» ежемесячно начислял амортизацию в сумме:

750 000 руб. Х 2,5% = 18 750 руб.

В 2008 году организация приняла решение не применять понижающий коэффициент. Ведь теперь первоначальная стоимость микроавтобуса уже не превышает установленного кодексом ограничения (750 000 руб.

Списание недоамортизированного основного средства

Что важно помнить бухгалтеру при списании недоамортизированного основного средства? Убыток от списания принимается и в бухгалтерском и в налоговом учетах. Причем, единовременно. А стоимость оставшихся от ликвидации материалов в обоих учетах увеличивает доходы предприятия. При списании нужно быть готовым к тому, что налоговики потребуют восстановить НДС с остаточной стоимости объекта. Однако с этим можно и нужно спорить.

Рассмотрим такую распространенную ситуацию. По причине морального или физического износа организация списывает основное средство, срок полезного использования которого еще не истек. Для наглядности особенности бухгалтерского учета и налогообложения этой операции разберем на конкретном примере.

Тонкости бухучета

Организация в феврале 2004 года ликвидирует физически изношенный и не использующийся в производстве автомобиль. Ликвидация производится силами ремонтного цеха, стоимость работ составила 3000 руб. Первоначальная стоимость автомобиля по данным бухгалтерского и налогового учета – 200 000 руб., сумма начисленной амортизации (по февраль 2004 года включительно) – 150 000 руб.

В результате ликвидации оприходованы запасные части рыночной стоимостью на дату ликвидации 2000 руб. и металлолом на сумму 800 руб.

Согласно учетной политике организации доходы и расходы для целей налогообложения прибыли определяются по методу начисления.

Для учета движения основных средств организация использует субсчета:

01-1 «Основные средства в эксплуатации»;

01-2 «Выбытие основных средств».

В бухгалтерском учете сделаны проводки:

— 200 000 руб. – отражена первоначальная стоимость выбывающего автомобиля;

— 150 000 руб. – списана начисленная за время эксплуатации амортизация.

В бухгалтерском учете доходы и расходы от списания недоамортизированного основного средства, отражаются в качестве операционных доходов и расходов (п. 31 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»):

— 50 000 руб. (200 000 – 150 000) – учтена в составе операционных расходов остаточная стоимость выбывающего автомобиля;

— 3000 руб. – отражены расходы ремонтного цена по разборке автомобиля (эти расходы относятся к операционным, так как связаны с выбытием основного средства).

Материалы и иное имущество, полученное при демонтаже и утилизации основного средства, оцениваются по рыночной стоимости и включаются в состав операционных доходов (п. 9 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации»).

Дебет 10-5 «Запасные части» Кредит 91-1

— 2000 руб. — оприходованы на складе запасные части, пригодные к использованию.

По мере отпуска запчастей со склада в ремонтный цех для ремонта автомобилей бухгалтер будет делать проводку. Например, отпущены запчасти на сумму 300 руб.:

— 300 руб. — отпущены со склада в ремонтный цех запчасти.

Металлолом бухгалтер оприходует проводкой:

— 800 руб. – оприходован на склад металлолом;

— 50 200 руб. (50 000 + 3000 – 2000 — 800) – списано сальдо прочих доходов и расходов заключительными оборотами месяца.

Если выбывшее основное средство ранее дооценивалось, не забудьте списать сумму его дооценки проводкой: Дебет 83 Кредит 84. Такой порядок списания дооценки закреплен в пункте 15 ПБУ 6/01. Если же объект ранее был уценен, никаких записей делать не нужно.

Расходы и доходы для налога на прибыль

Что происходит в налоговом учете? В целях налогообложения прибыли расходы по ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств — суммы недоначисленной амортизации, расходы на ликвидацию (демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества) учитываются в составе внереализационных расходов (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). Убыток от списания основных средств по причине морального или физического износа можно признать единовременно, поскольку особый порядок признания убытка установлен только для реализации основных средств (п. 3 ст. 268 НК РФ).

Материалы и иное имущество, полученное при демонтаже и утилизации основного средства, увеличивают внереализационные доходы организации (п. 13 ст. 250 НК РФ). Оценивать их налоговики рекомендуют по рыночной стоимости (раздел 9 Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль, утвержденной приказом МНС России от 29.12.01 № БГ-3-02/585). Дата отражения дохода — дата составления акта ликвидации амортизируемого имущества, оформленного в соответствии с требованиями бухгалтерского учета (подп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Таким образом, в рассматриваемом примере сумму недоначисленной амортизации (50 000 руб.) и расходы на разборку автомобиля (3000 руб.) бухгалтер учтет во внереализационных расходах единовременно в феврале. Тогда же он отразит внереализационный доход по рыночной стоимости полученных при разборке материалов (2000 руб.) и стоимость металлолома (800 руб.). По мере использования материалов их стоимость будет включаться в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль.

Разницы по ПБУ 18/02

Мы рассмотрели пример, в котором остаточная стоимость основного средства в бухгалтерском и налоговом учете одинакова. Но это не всегда так. Например, суммы начисленной амортизации по данным бухгалтерского и налогового учета, а соответственно и убыток от списания могут различаться. Если по данному основному средству организация не формировала в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» вычитаемых временных разниц и налогооблагаемых временных разниц, а соответственно и не отражала ОНА и ОНО, то разница в убытках даст постоянные разницы. Когда в бухгалтерском учете расходов больше, чем в налоговом, нужно отразить постоянное налоговое обязательство, когда меньше – постоянный налоговый актив.

Если же по выбывшему основному средству в учете числились суммы ОНА и ОНО, скорректируйте за счет них расхождение убытков в обоих видах учета.

Споры с НДС

Особое внимание следует уделить НДС. Нужно или нет восстанавливать суммы НДС, принятые к вычету при вводе основного средства в эксплуатацию, если оно полностью не самортизировано?

Позиция налоговиков по данному вопросу такова – НДС, приходящийся на остаточную стоимость основного средства надо восстановить, поскольку оно больше не используется для облагаемых НДС операций. Причем, восстановленный налог не учитывается при определении облагаемой базы по налогу на прибыль.

На наш взгляд, этого делать не нужно. Прежде всего, потому, что налоговым законодательством не предусмотрена обязанность организации по восстановлению и уплате в бюджет сумм НДС на остаточную стоимость имущества. Организация использовала основное средство для облагаемых НДС операций. Налог она приняла к вычету в полном объеме правомерно. А дальнейшее изменение в использовании имущества значения не имеет. К такому же выводу пришел и Высший арбитражный суд (постановление ВАС от 11.11.03 № 7473/03).

Еще один вопрос связан с вычетом суммы НДС, уплаченной за демонтаж и утилизацию основных средств. По общему правилу вычетам подлежат суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления облагаемых НДС операций (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ). Если основное средство ликвидируется, объект налогообложения по НДС отсутствует (ст. 146 НК РФ). Поэтому у фирмы отсутствуют основания для принятия к вычету входного НДС по услугам демонтажа и утилизации. Включить его в расходы в целях налогообложения также проблематично. Налоговики принимают НДС, в случаях, предусмотренных статьей 170 НК РФ, а наш случай под эту статью не подпадает.

Не забудьте про транспортный налог

Обратите внимание, согласно статье 357 НК РФ лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаются плательщиками транспортного налога. Даже если вы в налоговом периоде ликвидируете автомобиль, надо начислить налог за те месяцы, в течение которых он был зарегистрирован на организацию, включая месяц снятия с учета (п. 3 ст. 362 НК РФ). Уплатить налог в бюджет надо будет в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находился этот автомобиль (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Оформление первички

При списании основных средств оформляется акт унифицированной формы № ОС-4 или № ОС-4а (при списании транспортного средства).

В нашем примере оформлен акт (2 экз.) на списание автомобиля (по форме № ОС-4а). Первый экземпляр вместе с документом, подтверждающим снятие автомобиля с учета в ГИБДД, передают в бухгалтерию. Второй экземпляр остается у материально ответственного работника. На его основании он сдает на склад запчасти и материалы, полученные при ликвидации.

Бухгалтер делает в инвентарной карточке (форма № ОС-6) отметку о выбытии объекта. Инвентарные карточки по выбывшим объектам надлежит хранить отдельно в течение срока, определенного приказом руководителя организации. При ликвидации автотранспортного средства в бухгалтерии должны быть документы об утилизации лома или утиля (сдача в металлолом, вывоз на свалку и т.п.).

Запчасти, пригодные к дальнейшему употреблению сдаются на склад с оформлением приходного ордера по форме № М-4. Передача указанных запчастей со склада в производство (например, в ремонтный цех) оформляется требованием-накладной по форме № М-11. Если запчасти продаются на сторону, то заведующий складом (кладовщик) оформляет накладную на отпуск материалов на сторону по форме № М-15.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector