К зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся - Pravohelp24.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

К зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся

уровень ответственности зданий и сооружений по ФЗ № 384

Страница 1 из 7123>7 »
13.10.2010, 15:25#1
новый проектировщик
Посмотреть профиль
Найти ещё сообщения от новый проектировщик

13.10.2010, 15:29#2

13.10.2010, 17:07#3

13.10.2010, 17:22#4

Статья 48.1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты

(введена Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

1. К особо опасным и технически сложным объектам относятся:

1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ);

2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;

3) линейно-кабельные сооружения связи и сооружения связи, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;

5) объекты космической инфраструктуры;

6) аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры;

7) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

9) морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов;

10) утратил силу. — Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

10.1) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;

(п. 10.1 введен Федеральным законом от 04.12.2007 N 324-ФЗ)

11) опасные производственные объекты, на которых:

а) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, превышающих предельные. Такие вещества и предельные количества опасных веществ соответственно указаны в приложениях 1 и 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»). Не относятся к особо опасным и технически сложным объектам газораспределительные системы, на которых используется, хранится, транспортируется природный газ под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженный углеводородный газ под давлением до 1,6 мегапаскаля включительно;

(в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 324-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) утратил силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 04.12.2007 N 324-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

в) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

г) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях;

д) используются стационарно установленные канатные дороги и фуникулеры.

2. К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:

1) высота более чем 100 метров;

2) пролеты более чем 100 метров;

3) наличие консоли более чем 20 метров;

4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 10 метров;

5) наличие конструкций и конструкционных систем, в отношении которых применяются нестандартные методы расчета с учетом физических или геометрических нелинейных свойств либо разрабатываются специальные методы расчета.

13.10.2010, 17:294 | 1#5

У нас сделали такую рассылку.

Обращаю Ваше внимание, что с 01.07.2010 г. вступил в силу «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ).
В соответствии со статьей 4. «Идентификация зданий и сооружений» данного закона, п.8:
8. К зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.
В соответствии со статьей 16. «Требования к обеспечению механической безопасности здания или сооружения» данного закона, п.6 и п.7:
6. При проектировании здания или сооружения повышенного уровня ответственности должна быть учтена также аварийная расчетная ситуация, имеющая малую вероятность возникновения и небольшую продолжительность, но являющаяся важной с точки зрения последствий достижения предельных состояний, которые могут возникнуть при этой ситуации (в том числе предельных состояний при ситуации, возникающей в связи со взрывом, столкновением, с аварией, пожаром, а также непосредственно после отказа одной из несущих строительных конструкций).
7. Расчеты, обосновывающие безопасность принятых конструктивных решений здания или сооружения, должны быть проведены с учетом уровня ответственности проектируемого здания или сооружения. С этой целью расчетные значения усилий в элементах строительных конструкций и основании здания или сооружения должны быть определены с учетом коэффициента надежности по ответственности, принятое значение которого не должно быть ниже:
1) 1,1 — в отношении здания и сооружения повышенного уровня ответственности;
2) 1,0 — в отношении здания и сооружения нормального уровня ответственности;
3) 0,8 — в отношении здания и сооружения пониженного уровня ответственности.
Таким образом, данные коэффициенты ИЗМЕНЕНЫ по отношению к ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения по расчету (с Изменением 1)», раздел 5.

Также, при определении уровня ответственности прошу Вас учесть следующий комментарий:
———————————————————————————
О классификации зданий и сооружений по уровню опасности

Вопрос:
Следует ли все здания и сооружения нормального (II) уровня ответственности на особо опасных объектах по ГОСТ 27751-88 в соответствии со ст.4 п.п.7-9 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» относить к повышенному (I) уровню?

Ответ:
В пункте 7 статьи 4 Федерального закона от 23.12.2009 N 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — ФЗ-384) указано, что в результате идентификации здания или сооружения по признаку, предусмотренному пунктом 7 части 1 настоящей статьи, здание или сооружение должны быть отнесены к одному из следующих уровней ответственности:
1) повышенный;
2) нормальный;
3) пониженный.

В соответствии с п.8 статьи 4 ФЗ-384 «К зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам».
Согласно п.11 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к особо опасным и технически сложным объектам относятся опасные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, превышающих предельные. Такие вещества и предельные количества опасных веществ соответственно указаны в приложениях 1 и 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
В соответствии с утвержденным приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 N 606 «Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов» (п.10 приложения 8 «Критерии идентификации»):
«Если на территории организации эксплуатируется несколько объектов и лишь один из них обладает признаками опасности, то рассматривается в качестве опасного производственного этот объект, а не все территория организации в целом».
Таким образом, здания и сооружения нормального (II) уровня ответственности на особо опасных объектах не надо относить к повышенному (I) уровню.
Шеянов А.П.,
Северо-Западный филиал
ООО «ИКЦ «Промтехбезопасность»
11 июня 2010 года

К зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся

Одним из важнейших параметров при проектировании и возведении объектов строительства является уровень ответственности зданий и сооружений.

Иногда специалисты сталкиваются с небольшими трудностями в подготовке исполнительной документации. Напомним, что в ее состав также входят документы и акты, касающиеся доказательств безопасности зданий и сооружений и соответствия определенным критериям. А именно: проверки работ, влияющих на безопасность здания, проверки строительных конструкций с последующим устранением недостатков, рабочие документы, касающиеся возведения строительства, акты, подтверждающие проведение опробований и испытаний, акты, подтверждающие исполнение проектных решений и т.д.

Эти процессы должны быть эффективны и безопасны для жизни и здоровья людей. В начале проектирования заказчик и исполнитель определяют ряд важнейших параметров, влияющих на проектирование и расчет строительных конструкций. Со временем происходят изменения климатических условий, меняется окружающая среда, модернизируются строительные процессы, все эти факторы отражаются в регулярно обновляющихся нормативных документах, за которыми заказчику и исполнителю необходимо следить.

В 2017 году был выпущен и утвержден ряд нормативных актов, касающихся данного вопроса. Это «Инженерные системы высотных зданий», «Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения», «Здания и комплексы высотные. Правила проектирования», «Объекты строительные повышенной ответственности. Правила сейсмического микрорайонирования» и «Объекты строительные повышенной ответственности. Правила детального сейсмического районирования», разрабатывается свод правил «Здания и комплексы высотные. Требования пожарной безопасности».

На сегодняшний момент уровень ответственности определяется «Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений РФ» Федерального закона №384-ФЗ от 30 декабря 2009 года, вступивший в силу 01.07.2010г. Последние изменения в данный нормативный акт были внесены 02.07.2013 г.

Уровень ответственности является характеристикой здания или сооружения, определяющей насколько сильно будет нанесен урон гражданам, социальной сфере, экономике и экологии, в случае его разрушения. Эта характеристика в обязательном порядке определяется и указывается в исходных данных на проектирование.

В зависимости от выбранного уровня ответственности определяется коэффициент надежности по ответственности, используемый при расчетах и проектировании.

До вступления в силу вышеуказанного Федерального закона уровень ответственности определялся по ГОСТ Р 54257-2010, который был отменен 11.12.2014. В новом законодательном акте были изменены обозначения уровней ответственности и некоторые, соответствующие им коэффициенты. Для наглядного сравнения эти данные собраны в таблице 1.

Федеральный закон 384-ФЗ, Ст.4 п.7 (действующий)ГОСТ Р 54257-2010 (п.9.1) (отменен)
Уровень ответственностиКоэффициент надежностиУровень ответственностиКоэффициент надежности
Повышенный1,11а; 1б1,2; 1,1
Нормальный1,021,0
Пониженный0,830,8
Примечание — Для зданий высотой более 250 м и большепролетных сооружений (без промежуточных опор) с пролетом более 120 м коэффициент надежности по ответственности следует принимать не менее 1,2 (γn = 1,2).

Одной из главных задач заказчика и проектировщика является корректное определение этих характеристик, по 384-фз часть 1, ст.4, п 8-10 в которых говорится, о том, что:

  • повышенный уровень ответственности — это здания и сооружения являющиеся особо опасными, технически сложными или уникальными объектами в соответствии со Ст.48.1 Градостроительного кодекса Российской федерации (к ним можно отнести объекты, отказ которых может повлечь за собой тяжелые последствия социального, экономического и экологического характера. Это магистральные трубопроводы, нефтяные резервуары, здания с пролетами от 100 и более метров и технически сложные сооружения);
  • нормальный уровень ответственности у зданий и сооружений, не относящиеся к повышенному или пониженному уровню ответственности (под эту категорию подпадают производственные, жилые, общественные здания и т.п.);
  • пониженный уровень ответственности – это здания и сооружения временного (сезонного) назначения, вспомогательного использования при строительстве или реконструкции, а также расположенные на земельных участках, предоставленных для ИЖС (то есть гаражи, теплицы, склады и павильоны).

Автор: Елена Чернышева, конструктор, г. Красноярск

К зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся

Проектируется жилой комплекс, состоящий из двух многоэтажных корпусов с общей подземной частью. Подземная часть разделена деформационным швом на две части, т.е. два корпуса конструктивно отделены друг от друга.

Можно ли назначать для каждого здания свой уровень ответственности?

Один из корпусов имеет высоту более 100 м (повышенный уровень ответственности), другой — менее 100 м (нормальный уровень ответственности). В 384-ФЗ нет прямых указаний о возможности или невозможности назначения разных уровней ответственности для корпусов одного комплекса. В п. 10.2 ГОСТ 27751-2014 указано, что допускается устанавливать различные уровни ответственности для разных конструктивных элементов сооружений (данный пункт входит в перечень обязательных в соответствии с постановлением 1521).

В соответствии с пунктом 12.4 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 452, разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются федеральными органами исполнительной власти в случаях, когда на них возложена соответствующая обязанность.

Согласно Положению о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в том числе по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства. Обязанности по разъяснению законодательства Российской Федерации и толкованию понятий, терминов и норм на Минстрой России не возложены.

Одновременно с этим сообщаем, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Федеральный закон № 384-ФЗ) для целей Федерального закона № 384-ФЗ используются основные понятия, установленные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.

С учётом изложенного понятие объекта капитального строительства, приведенное в пунктах 10, 10.1 Кодекса, используется в Федеральном законе № 384-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона № 384-ФЗ здания и сооружения идентифицируются по следующим признакам:

  1. назначение;
  2. принадлежность к объектам транспортной инфраструктуры и к другим объектам, функционально-технологические особенности которых влияют на их безопасность;
  3. возможность опасных природных процессов и явлений и техногенных воздействий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения;
  4. принадлежность к опасным производственным объектам;
  5. пожарная и взрывопожарная опасность;
  6. наличие помещений с постоянным пребыванием людей;
  7. уровень ответственности.

В соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона № 384-ФЗ в результате идентификации здания или сооружения по признаку, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 4 Федерального закона № 384-ФЗ, здание или сооружение должно быть отнесено к одному из следующих уровней ответственности:

В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона № 384-ФЗ к зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Кодексом к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.

Статья 48.1 Кодекса содержит перечень особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства.

С учётом изложенного статья 4 Федерального закона № 384-ФЗ определяет правила идентификации зданий и сооружений по соответствующим критериям, а статья 48.1 Кодекса определяет перечень объектов, относящихся к опасным, технически сложным и уникальным.

Критерии учета уровня ответственности для зданий и сооружений приведены в ГОСТ 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения» (далее — ГОСТ 27751-2014).

Данный стандарт устанавливает общие принципы обеспечения надежности строительных конструкций и оснований. ГОСТ 27751-2014 следует применять при проектировании, расчете, возведении, реконструкции, изготовлении и эксплуатации строительных объектов, а также при разработке нормативных документов и стандартов.

В соответствии с пунктом 10.2 ГОСТ 27751-2014 для разных конструктивных элементов сооружений допускается устанавливать различные уровни ответственности и соответственно назначать различные значения коэффициента надежности по ответственности.

С учётом изложенного если надземные части указанных вами зданий конструктивно не связаны между собой, то, учитывая, что их подземные части разделены деформационным швом, в соответствии с пунктом 10.2 ГОСТ 27751- 2014 допускается устанавливать различные уровни ответственности для указанных зданий.

Уровни ответственности зданий и сооружений на опасных производственных объектах. Д. О. Рапанович (№4, 2015)

Д.О. Рапанович, специалист НК с действующим удостоверением по: УК (ультразвуковому контролю), МК (магнитному контролю), ВИК (визуальному и измерительному контролю)

D. O. Rapanovich

Specialist with valid certificate on ultrasonic, magnetic, visual and measuring control, Krasnoyarsk

Safety levels of buildings and structures at hazardous production facilities

The paper deals with establishing safety levels in the project docu-mentation for the construction of hazardous production facilities. It shows relationship of the legislation in the field of industrial safety, urban development activities and technical regulation. The author points at base errors, causes and consequences while establishing safety levels.

Как известно к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта (далее – ОПО).

Всоответствии со ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», документация на консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов, а также за редким исключением и на техническое перевооружение, подлежит экспертизе промышленной безопасности. Остальная документация, включая строительство или реконструкцию ОПО, подпадает под действие Градостроительного кодекса Российской Федерации. Состав, содержание, а также требования к порядку прохождения экспертизы такой проектной документации полностью определяет законодательство в области градостроительной деятельности. В данном случае опасные производственные объекты, с точки зрения градостроительного кодекса, являются объектами капитального строительства. А в свою очередь,часть опасных производственных объектов по тому же кодексу являются особо опасными и технически сложными объектами:

— опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;

— опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;

— опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.

Какие же тогда последствия наступают в случае отнесения ОПО к особо опасным и технически сложным объектам?

Термин «особо опасный и технически сложный объект» используется не только в градостроительном законодательстве, но и также в нормах технического регулирования, а именно в Техническом регламенте «О безопасности зданий и сооружений». Статья 7 указанного Технического регламента определяет идентификацию зданий и сооружений, в том числе уровни ответственности. В соответствии с Технически регламентом всем зданиям и сооружениям присваиваются следующие уровни ответственности:

Здесь стоит отметить, что рассматриваемые здания и сооружения сами по себе не являются особо опасными и технически сложными объектами (опасными производственными объектами). Как мы знаем,опасные производственные объекты — это предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».Поэтому только зданиям и сооружениямрасположенных в границах опасной зоны ОПО присваивается повышенный уровень ответственности.

В соответствии с ГОСТ 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения» уровни ответственности учитываются при проектировании зданий и сооружений. Уровни ответственности позволяют определять класс сооружения: КС-3, КС-2 или КС-1, которые в свою очередь влияют на выбор минимального значения коэффициента надежности по ответственности Un. В случае с повышенным уровнем ответственности класс сооружений будет КС-3 и соответственно минимальное значение коэффициента составит 1,1.

Классы, уровни ответственности и коэффициенты надежности сооружений, в том числе проектируемых на опасных производственных объектах, устанавливаются генпроектировщиком по согласованию с заказчиком в задании на проектирование, но не ниже тех, которые указаны в ГОСТ 27751-2014.

Особо стоит отметить возможность для некоторых ОПО снизить класс сооружений, а соответственно и обоснованно снизить стоимость технических решений, направленных на обеспечение надежности конструкций и оснований. Для отдельных зданий и сооружений опасных производственных объектов допускается устанавливать класс КС-2 в том случае, если одновременно соблюдаются следующие условия:

— на них не предусматривается постоянных рабочих мест;

— они не относятся к классу КС-3 по другим критериям, перечисленным в пунктах 1,2 статьи 48.1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.

Какие ошибки допускают проектные организации при проектировании опасных производственных объектов в части определения уровней ответственности? Ошибки, которые могут допустить проектировщик, могут быть весьма разноплановые, начиная от недостаточной компетенции и опыта работ с опасными производственными объектами и заканчивая элементарной невнимательностью как самого проектировщика, так и заказчика проекта.

К сожалению, очень часто окончательная характеристика нового объекта становится известная в процессе непосредственного проектирования, например, общее количество опасных веществ будет определяться в зависимости от выбора емкостного оборудования, а также его расположения. Либо может быть произведена замена технических устройств на другие с отличающимися характеристиками, которые могут оказать влияние на отнесение их в дальнейшем к какому-либо классу опасности опасного производственного объекта. В результате чего, фактический уровень ответственности может быть выше чем определённый в задании на проектирование. Данная ошибка может проявиться как на стадии проектирования, так и во время прохождения экспертизы. Последствия ошибочного решения могут повлиять на пересмотр следующих проектных решений:

— оценка долговечности сооружений;

— разработка номенклатуры и объема проектных работ, а также проводимых инженерных изысканий и экспериментальных исследований;

— разработка конструктивных решений надземной и подземной частей сооружений;

— разработкапрограмм научно-технического сопровождения, при проектировании, изготовлении и монтаже конструкций;

— разработка правил приемки, испытаний, эксплуатации и технической диагностики строительных объектов.

А также стоит учитывать, что для сооружений класса КС-3, имеющих повышенный уровень ответственности необходимо предусматривать научно-техническое сопровождение при проектировании, изготовлении и монтаже конструкций, а также их технический мониторинг при возведении и эксплуатации.

Самыми затратными и продолжительными изменениями в этом случае становятся инженерные изыскания. Поскольку объем работ по изысканиям под здания и сооружения разных уровней ответственности отличаются, то это влечет за собой заказ новых изысканий под повышенный уровень ответственности.

Получить замечание от эксперта о неправильном определении уровней ответственности на стадии прохождения экспертизы, пожалуй, самый не желательный результат проделанной работы, тем более что это влечет за собой скорее всего отрицательное заключение. Ведь десяти дней отведенных на устранение замечаний явно недостаточно чтобы провести новые геологические изыскания и соловеющую корректировку проектной документации.

При проектировании новых ОПО или их реконструкции еще на стадии обще технических решений (ОТР), перед проведением изыскательских работ необходимо внимательно относится к определению уровней ответственности зданий и сооружений, располагаемых в границах опасных производственных объектов. Требования нормативны актов распределяют ответственность за определение уровней ответственности между генпроектировщиком и заказчиком, но как показывает практика в конечном итоге все проблемы приходится решать проектной организации за свой счет.

Литература:

1.Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасныхпроизводственных объектов»;

2.Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ;

3.Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;

4.ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения.

Потенциально опасный объект

Потенциально опасный объект – это объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек.

Объекты, на которых возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек определяются на основании их проектной документации.

Согласно п. 8 ст. 4 Федерального закона РФ № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.

Ст. 48.1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты (Градостроительный кодекс РФ № 190-ФЗ от 29.12.2004).

  1. К особо опасным и технически сложным объектам относятся:

1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);

2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;

3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;

4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;

5) объекты космической инфраструктуры;

6) объекты авиационной инфраструктуры;

7) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

9) морские порты, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов;

10) утратил силу. – Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ;

10.1) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;

10.2) подвесные канатные дороги;

11) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:

а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;

б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;

в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.

  1. К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства (за исключением указанных в части 1 настоящей статьи), в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:

1) высота более чем 100 метров;

2) пролеты более чем 100 метров;

3) наличие консоли более чем 20 метров;

4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров.

Классы потенциально опасных объектов

В соответствии с приказом МЧС России от 28.02.2003 № 105 «Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения» потенциально опасные объекты подразделяются по степени опасности в зависимости от масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций на пять классов:

  • 1 класс – потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения федеральных и/или трансграничных чрезвычайных ситуаций;
  • 2 класс – потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения региональных чрезвычайных ситуаций;
  • 3 класс – потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения территориальных чрезвычайных ситуаций;
  • 4 класс – потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения местных чрезвычайных ситуаций;
  • 5 класс – потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения локальных чрезвычайных ситуаций.

Перечень потенциально опасных объектов

Во исполнение требований этого же приказа МЧС России отнесение потенциально опасных объектов к классам опасности, т.е. составление перечня потенциально опасных объектов, осуществляется комиссиями, формируемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и специально уполномоченных органов в области промышленной, экологической, санитарно-эпидемиологической безопасности, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, специализированных организаций. Перечень потенциально опасных объектов, сформированный комиссией утверждается отдельно для каждого субъекта РФ, как правило это делает КЧС и ПБ органа исполнительной власти субъекта РФ.

Сведения о классификации представляются комиссиями в МЧС России и в иные федеральные органы исполнительной власти с учетом их компетенции. МЧС России, региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям осуществляют учет потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения в установленном порядке.

Работа комиссии по корректировке перечня потенциально опасных объектов на примере Мурманской области