Издавать нормативные правовые акты по охране труда имеет право - Pravohelp24.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Издавать нормативные правовые акты по охране труда имеет право

Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 1160
«Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда»

С изменениями и дополнениями от:

25 марта 2013 г., 30 июля 2014 г.

В соответствии со статьей 211 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 22, ст. 2314).

Председатель Правительства
Российской Федерации

27 декабря 2010 г.

Положение
о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда
(утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 1160)

С изменениями и дополнениями от:

25 марта 2013 г., 30 июля 2014 г.

ГАРАНТ:

См. Рекомендации по разработке и оформлению Правил по охране труда, одобренные Учёным советом ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Министерства труда и социальной защиты РФ, протокол от 20 мая 2015 г. N 2, п. 3

См. Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 17 декабря 2002 г. N 80

1. Настоящее Положение определяет порядок разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. N 726 в пункт 2 внесены изменения

2. К нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса) (далее — акты, содержащие требования охраны труда).

3. Проекты актов, содержащих требования охраны труда, разрабатываются:

организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами;

федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, с участием представителей отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2013 г. N 257 в пункт 4 внесены изменения

4. Проекты актов, содержащих требования охраны труда, разработанные в соответствии с абзацем вторым пункта 3 настоящего Положения, направляются организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности (при отсутствии такого федерального органа исполнительной власти — в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации).

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2013 г. N 257 в пункт 5 внесены изменения

5. Проекты актов, содержащих требования охраны труда, представляются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в бумажном и электронном виде (федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, — с приложением заключений отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей).

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2013 г. N 257 в пункт 6 внесены изменения

6. Акты, содержащие требования охраны труда, издаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации после рассмотрения проектов указанных актов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2013 г. N 257 в пункт 7 внесены изменения

7. Внесение изменений в акты, содержащие требования охраны труда, осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в порядке, определенном настоящим Положением для их разработки и утверждения:

а) при изменении законодательства Российской Федерации об охране труда;

б) по результатам комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

в) по результатам изучения российского и международного опыта работы по улучшению условий труда;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. N 726 в подпункт «г» пункта 7 внесены изменения

г) на основании анализа результатов проведения специальной оценки условий труда, результатов внедрения новой техники и технологий;

д) по предложениям (с обоснованием) федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе о гармонизации актов, содержащих требования охраны труда, с нормами международного права в области охраны труда.

Установлен новый порядок разработки, утверждения и изменения нормативно-правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда.

К таким актам относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса).

Проекты актов разрабатываются соответствующими федеральными органами исполнительной власти с участием представителей отраслевых объединений профсоюзов и работодателей. Также они могут быть подготовлены государственными внебюджетными фондами и иными организациями и переданы в указанные органы.

Проект рассматривается на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. После этого акт издается Минздравсоцразвития России.

В аналогичном порядке вносят изменения в акты, содержащие требования охраны труда. Основаниями для корректировки могут быть результаты исследований состояния и причин производственного травматизма и профзаболеваний; внедрение новой техники и технологий; итоги аттестации рабочих мест по условиям труда; изменение законодательства об охране труда. Федеральные и региональные органы исполнительной власти вправе вносить предложения о гармонизации актов с нормами международного права в области охраны труда.

Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда»

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 10 января 2011 г. N 2 ст. 342

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 30 июля 2014 г. N 726

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 25 марта 2013 г. N 257

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Законодательные и нормативные правовые акты по охране труда.

Все вопросы, связанные с организацией системы охраны труда на предприятиях и в организациях, требования по безопасности труда регулируются законами, законодательными и нормативными правовыми актами.

Законодательный акт по охране труда — это акт, устанавливающий право работников на охрану труда в процессе трудовой деятельности, принятый или утвержденный законодательным органом.

Нормативный правовой акт по охране труда — это акт, устанавливающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденный уполномоченным компетентным органом.

Основными законодательными актами, регулирующими охрану труда в Российской Федерации, являются:

— Конституция Российской Федерации;

— Трудовой кодекс Российской Федерации;

В соответствии со ст. 7 Конституции РФв Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. В ст.37 Конституции РФ сказано:

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск».

Читайте также:  Апелляция в верховный суд по уголовному делу

Одним из важнейших положений Конституции РФ является запрещение принудительного труда. Принудительный труд – это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия). К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии законом он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с: а) нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере; б) возникновением опасности для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности не обеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами, либо выполнением тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором. Не является принудительным труд, выполняемый в чрезвычайных ситуациях(пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), когда существует угроза жизни населению или его части. Не относится к принудительному труд, выполняемый по приговору суда в качестве уголовного наказания (отбывание наказания в виде обязательных работ и в виде ограничения свободы).

К федеральным законам, содержащим нормы охраны труда и регулирующим связанные с ней отношения, относятся Трудовой кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федераций, Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональ­ных заболеваний» и др. Законодательные положения в области охраны труда реализуются через постановления Правительства, приказы, постановления и иные акты федеральных органов исполнительной власти. Регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляет трудовое законодательство (включая законодательство об охране труда) и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права:

— указы Президента Российской Федерации:

— конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

— акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в законах, должны соответствовать трудовому кодексу. В трудовом кодексе вид источников и их юридическая сила определены в зависимости от иерархии государственных органов и их компетенции. В случае противоречий между трудовым кодексом и иными федеральными законами,содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс.

ГК РФ устанавливает ответственность работодателей вследствие причинения вреда работнику на производстве (ст. 1064-1083), а также определяет формы и размер возме­щения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина (ст. 1083-1101).

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1160 от 27.12.2010г. «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих гос. норм. требования по охране труда» установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая включает:

— межотраслевые (ПОТ РМ) и отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО);

— межотраслевые (ТИ РМ) и типовые инструкции по охране труда (ТИ РО) правила безопасности (ПБ);

— правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ)

— государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ)

— строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН).

Официальными изданиями в соответствии с «Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» являются только публикации в «Российской газете» и в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов Администрации Президента Российской Федерации». Все остальные издания официальными не являются.

Акты, признанные Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в порядке, который определяет федеральный орган исполнительной власти, утвердивший акт. При этом порядок вступления данного акта в силу определяет федеральный орган исполнительной власти, издавший акт. При издании такого акта должно быть указано, каким документом Минюст России признал документ, не требующим государственной регистрации. Государственной регистрации в Минюсте России подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, а также акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Государственную регистрацию нормативных правовых актов осуществляет Минюст России, который ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Нормативные правовые акты, которые не прошли государственную регистрацию или у которых закончился срок действия, следует рассматривать только как рекомендательный материал. Их рекомендуется использовать при составлении стандартов организации, причем только ту часть, которая не противоречит современному законодательству. Изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежат регистрации. Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации государственной регистрации в Минюсте России не подлежат.

Конвенция — международный договор на уровне правительств государств по вопросам трудовых отношений (включая охрану труда), предусматривающий соблюдение общепризнанных, согласованных правил. Конвенция принимается на ежегодной Международной конференции труда, которая является высшим органом Международной организации труда. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы нашей страны. Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора (ст. 10 ТК РФ). Международные рекомендации в сфере труда рассматриваются в качестве международных инструментов и являются важными источниками для разработки политики. Однако они не подлежат ратификации странами — членами Международной организации труда. Основные Конвенции МОТ:

-Конвенция «Об инспекции труда» 1947 год

-Конвенции «О регулировании вопросов труда» 1978 год

-Конвенция МОТ № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» 1981 г.

-Конвенция МОТ от 31.05.2006 г. «О содействии в создании национальной системы и национальных программ в области охраны труда» и др.

Работодатель имеет право принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. В случаях, предусмотренных Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного органа работников. Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников. Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного ТК порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Стандарт организации рекомендуется вводить в действие приказом руководителя организации и согласовывать с представительным органом трудового коллектива. Учет и хранение стандартов организации по безопасности труда осуществляет служба охраны труда. Пересмотр стандартов организации следует производить не реже одного раза в пять лет.

Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права и законодательства об охране труда распространяется:

— на работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;

— на членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном участии;

— на студентов образовательных учреждений, проходящих производственную практику;

— на военнослужащих, направляемых на работы в организации;

— на граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях.

Нормативные правовые акты по охране труда

Нормативные правовые акты, содержащие государственные требования охраны труда, являются неотъемлемой частью всей правовой системы государства и выступают гарантом нерушимости основных прав и свобод граждан при осуществлении своей трудовой деятельности. Монополией на издание федеральных документов в полной мере обладает государство и никто иной кроме него.

Из чего состоит законодательство Российской Федерации об охране труда

Законодательная база страны формируется посредством издания соответствующих нормативных документов, в которых содержатся как императивные, так и диспозитивные нормы и требования. Законодательный акт имеет установленный вид в соответствии с определенными стандартами делопроизводства, и распространяет свое действие на определенный вид правоотношений в части своего поля регулирования. Нормативы об охране труда действуют в отношении всех учреждений и компаний на территории страны.

Читайте также:  Через сколько опозданий можно уволить сотрудника

Обратите внимание! Такие акты должны устанавливать ответственность субъектов правоотношений, меры наказания за несоблюдение меры безопасности трудовой деятельности, меры поощрения в случае соблюдения и следования нормам безопасности, содержание основных требований и обязательств сторон трудовых отношений.

Законодательство России в данной сфере состоит из нескольких основных групп нормативных документов, которые регулируют деятельность всех учреждений в таком виде отношений:

  • федеральные законы и приравненные к ним документы государственного регулирования издаются Государственной Думой и ратифицируются Правительством страны. Разрешают фундаментальные вопросы в отрасли и устанавливают единые для всей территории нормативы, понятие и требования в части регулирования безопасности трудовых отношений;
  • отраслевой документ, разработка которого осуществляется министерством или ведомством, конкретизирует нормы права в отношении отдельно взятой отрасли экономики, и также обязателен для исполнения всеми участниками правоотношений;
  • локальные документы, назначение которых состоит в регулировании отдельных вопросов в рамках одного предприятия или структурного подразделения. Соответственно издаются специальными органами самих компаний.

Важно! Все документы вне зависимости от их уровня должны следовать единой цели и содержать сходные задачи по улучшению общего состояния безопасности в рамках трудовой деятельности.

Разделение внутренних локальных актов учреждения

Кто могут быть разработчиками нормативных правовых актов по охране труда

В зависимости от уровня документа, его разработкой занимаются различные органы и структуры в данной сфере. Они подразделяются на следующие виды:

  • подразделения Государственной Думы и структур правительства занимаются созданием массива федеральных законов в сфере регулирования трудовых отношений и могут относиться в части Правительства к разным министерствам;
  • отраслевые нормативы принимают ведомства, которые регулируют деятельность в отраслях экономики. Также к таким структурам в части полномочий на принятие документа относятся инспектирующие и надзорные государственные организации;
  • штатные подразделения и отдельные сотрудники предприятия, которые наделены специальными полномочиями в области локального нормотворчества вправе издавать соответствующие приказы, регламенты и инструкции в отношении определенного круга персонала.

Определение государственных структур ответственных за издание определенных документов

Перечень нормативно-правовых актов по охране труда

В соответствии с системой построения нормативной базы в стране распределяются и основные документы в текущей сфере деятельности на отдельные группы:

  • трудовой кодекс и иные федеральные законы, в частности закон об основах охраны труда;
  • отраслевые нормативы и регламенты о безопасности в промышленности, о мерах по обеспечению контроля производства, об использовании средств защиты, стандарты и ГОСТ в части наличия определенных средств защиты и их характеристики, в соответствии с которыми отдельные предприятия отрасли регламентируют свою внутреннюю деятельность;
  • локальные акты в виде установления системы охраны туда, соблюдения требований по медицинскому обеспечению служащих и иные документы внутреннего содержания.

Международные договоры (Конвенции)

На международном уровне также осуществляется активное взаимодействие в выработке новых концепций и методик по улучшению законодательной базы стран в части сохранения безопасности производственного процесса. Главным международным органом в данной сфере выступает международная организация труда, действующая под эгидой ООН. Она отвечает за издание международных конвенций, пактов и соглашений между государствами-членами. Основным документом в данной области является конвенция об охране труда, которую обязаны соблюдать все участники организации.

Схема системы актов, которые содержат типовые нормы и гост

Кроме того, раз в несколько лет такая структура собирает стран-участниц на конференции по вопросу рассмотрения самых острых проблем отрасли и поиску пути их решения. По окончанию заседаний издаются специальные протоколы, которые затем ратифицируются государственными органами стран-участниц, соответственно изменяя внутреннее законодательство.

В итоге нормативные правовые акты по охране труда осуществляют не только регулирование и нормирование основных прав и обязанностей субъектов данных правоотношений, но и выступают в качестве эффективного инструментария в части совершенствования общей безопасности в трудовой деятельности. Следование таким актам позволяет не только повышать общую эффективность работы отдельной компании, но также снижает и минимизирует риски проявления негативных или нештатных ситуаций.

Государственное управление охраной труда

В соответствии с ч. 1 ст. 216 ТК РФ государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти по труду и другими федеральными органами исполнительной власти. Следовательно, Правительство РФ вправе издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в сфере охраны труда, а также поручать их издание федеральным органам исполнительной власти. Однако нормативные правовые акты Правительства РФ не должны вступать в противоречие с федеральными законами. Наличие подобных противоречий позволяет заинтересованным лицам требовать признания нормативного правового акта Правительства РФ недействующим в части, противоречащей федеральному закону.

Правительство РФ распределяет полномочия между федеральными органами исполнительной власти в области охраны труда. Следовательно, федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты только на основании решения, принятого Правительством РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 216 ТК РФ федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти по труду, то есть с Минздравом РФ. Таким образом, Правительство РФ может наделить полномочиями по изданию нормативно-правовых актов в сфере охраны труда федеральные органы исполнительной власти. Сказанное касается и Минздрава РФ. Однако после получения указанных полномочий Минздрав РФ вправе издавать нормативные правовые акты в сфере охраны труда не согласовывая их содержание с другими органами исполнительной власти федерального уровня. Хотя акты Минздрава РФ не должны противоречить федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ. Наличие таких противоречий может стать основанием для обжалования нормативных правовых актов Минздрава РФ в Верховном Суде РФ, который вправе признать эти акты недействующими, если они вступили в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, либо изданы с превышением полномочий, определенных Правительством РФ. Естественно, Минздрав РФ в пределах своей компетенции может издавать нормативные правовые акты, создающие для работников более благоприятные условия труда по сравнению с вышестоящим по юридической силе законодательством. Но при этом Минздрав РФ не имеет полномочий по ограничению прав работников в сфере охраны труда, гарантированных в вышестоящем по юридической силе законодательстве.

Другие федеральные органы исполнительной власти при издании нормативных правовых актов в области охраны труда должны не только получить соответствующие полномочия от Правительства РФ, но и согласовать указанные акты с Минздравом РФ. Из чего следует, что другие федеральные органы исполнительной власти должны принимать свои нормативные правовые акты с учетом действующих актов Минтруда РФ и Минздрава РФ. Отсутствие согласования указанных актов с Минздравом РФ может стать основанием для признания нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти недействующим Верховным Судом РФ. Очевидно, что отсутствие у федерального органа исполнительной власти полномочий по изданию конкретного нормативного правового акта также является основанием для признания его недействующим. Напомним еще раз, что полномочиями по изданию нормативных правовых актов в сфере охраны труда федеральные органы исполнительной власти наделяет Правительство РФ. В связи с изложенным можно сделать вывод о том, что нормативные правовые акты в сфере охраны труда, издаваемые другими органами исполнительной власти федерального уровня, не должны противоречить федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, постановлениям Минздрава РФ. Наличие подобных противоречий позволяет обжаловать нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в Верховном Суде РФ на предмет их признания недействующими. Очевидно, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти не могут ограничивать права работников в сфере охраны труда, гарантированные вышестоящим по юридической силе законодательством. Хотя в этих актах должны появляться дополнительные гарантии защиты жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственное управление охраной труда может происходить и путем издания правоприменительных актов федеральными органами исполнительной власти, например об устранении нарушений законодательства в сфере охраны труда. Подобные акты могут быть обжалованы работодателем в суде по месту нахождения федерального органа исполнительной власти, издавшего данный акт. Признание этого акта судом законным и обоснованным, а также истечение установленного срока на его обжалование влечет возникновение у работодателя обязанности по исполнению содержащихся в нем предписаний. Неисполнение данной обязанности может стать основанием для привлечения представителей работодателя к установленным законодательством мерам ответственности.

Читайте также:  Трудоустройство гражданина казахстана в россии в 2018

В соответствии с ч. 4 ст. 216 ТК РФ в государственном управлении охраной труда участвуют органы исполнительной власти субъектов РФ. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить нормативным правовым актам федерального уровня. Например, органы исполнительной власти субъектов РФ не могут ограничивать права работников в сфере охраны труда, гарантированные федеральным законодательством. Хотя органы исполнительной власти субъектов РФ вправе создавать дополнительные гарантии для работников с целью защиты их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности. Органы исполнительной власти субъектов РФ могут участвовать в государственном управлении охраной труда путем издания правоприменительных актов, обязывающих работодателей устранить нарушения трудовых прав работников. Такие акты могут быть обжалованы заинтересованными лицами либо в вышестоящий орган федеральной исполнительной власти, либо в суд по месту нахождения органа исполнительной власти субъекта РФ, издавшего правоприменительный акт. Признание указанными органами этого акта законным и обоснованным, а также истечение срока на его обжалование влечет возникновение у работодателя обязанности по исполнению предписания данного акта. Невыполнение этой обязанности также является основанием для привлечения представителей работодателя к установленным законодательством мерам ответственности.

Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъекта РФ обжалуются в суд соответствующего субъекта РФ, который имеет полномочия по их признанию недействующими, если они вступают в противоречие с вышестоящим по юридической силе законодательством, в частности, с федеральным законодательством, законами соответствующего субъекта РФ.

Органы местного самоуправления также могут участвовать в управлении охраной труда в пределах имеющейся у них компетенции, например, путем создания за счет собственных средств дополнительных гарантий для защиты жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

dtpstory.ru

ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и иные, а также ранее принятые законы Российской Федерации: от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ), от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 176-ФЗ) и другие. Как правило, каждый из них посвящен отдельным отношениям, возникающим в сфере труда, и конкретизирует некоторые общие положения Кодекса законов о труде РФ. Значение нормативных правовых актов о социальном партнерстве и локальных нормативных актов в регулировании трудовых отношений Особую значимость в 90-е годы приобрели нормативные правовые акты о социальном партнерстве — соглашения, заключаемые на уровне Российской Федерации, субъекта РФ, территории, отрасли, профессии (более подробно см. раздел 5).

Законодательные и нормативные правовые акты по охране труда.

При этом порядок вступления данного акта в силу определяет федеральный орган исполнительной власти, издавший акт. При издании такого акта должно быть указано, каким документом Минюст России признал документ, не требующим государственной регистрации.

Статья 211. государственные нормативные требования охраны труда

По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. При этом в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Нормативные правовые акты об охране труда

Неисполнение данной обязанности может стать основанием для привлечения представителей работодателя к установленным законодательством мерам ответственности. В соответствии с ч. 4 ст. 216 ТК РФ в государственном управлении охраной труда участвуют органы исполнительной власти субъектов РФ.

3. нормативные правовые акты о труде

  • с учетом характера работы (например, Указы Президиума Верховного Совета СССР от 24 сентября 1974 г. № 310-9 «Об условиях труда рабочих и служащих, занятых на сезонных работах», от 24 сентября 1974 г. № 311-9 «Об условиях труда временных работников», Постановление Совета Министров СССР от 22 сентября 1988 г. № 1111 «О работе по совместительству» и Положение об условиях работы по совместительству от 9 марта 1989 г., утвержденное Госкомтрудом СССР, Минюстом СССР и Секретариатом ВЦСПС, и др.);
  • иных особенностей, связанных с условиями работы, ее осуществлением в определенной отрасли экономики, специфики производства и др.
  • Отмечая действие нормативных актов о труде во времени, следует иметь в виду, что они приобретают общеобязательность с момента вступления в действие (как правило, этот момент связан с конкретной датой) и обратной силы не имеют.

Правовые акты по охране труда

Не является принудительным труд, выполняемый в чрезвычайных ситуациях(пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), когда существует угроза жизни населению или его части. Не относится к принудительному труд, выполняемый по приговору суда в качестве уголовного наказания (отбывание наказания в виде обязательных работ и в виде ограничения свободы).

К федеральным законам, содержащим нормы охраны труда и регулирующим связанные с ней отношения, относятся Трудовой кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федераций, Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональ­ных заболеваний» и др. Законодательные положения в области охраны труда реализуются через постановления Правительства, приказы, постановления и иные акты федеральных органов исполнительной власти.

Нормативные правовые акты об охране труда

При изменении законодательства об ОТ, межотраслевых правил и типовых инструкций по ОТ, при внедрении новой техники и технологий, а также по результатам анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в РФ государственные нормативные требования ОТ подлежат пересмотру независимо от установленного срока их действия. При принятии НПА, содержащих государственные нормативные требования ОТ межотраслевого значения, отраслевые акты, содержащие требования ОТ к аналогичным технологическим процессам и видам работ, подлежат корректировке, пересмотру или отмене.
НПА, содержащие государственные нормативные требования ОТ, утверждаются на 5 лет и могут быть продлены не более чем на 2 срока.

1. правовые основы охраны труда

По юридической силе нормативные акты о труде подразделяются на:

  1. законы (федеральные конституционные законы, федеральные законы конституции и законы субъектов РФ);
  2. подзаконные акты (указы Президента РФ, имеющие нормативный характер, постановления Правительства РФ, межведомственные нормативные акты Министерства труда и социального развития, других министерств и ведомств, нормативные акты исполнительных органов власти субъектов России).

В то же время по органам, их издающим, выделяют две группы нормативных правовых актов:

  1. акты органов представительной власти (законы и постановления);
  2. акты органов исполнительной власти (указы, постановления, распоряжения, положения, правила, указания, приказы и т.д.).

Различают действие нормативных актов о труде в пространстве, по кругу лиц, во времени. Поскольку в соответствии со ст.

Издавать нормативные правовые акты по охране труда имеет право

Государственной регистрации в Минюсте России подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, а также акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Государственную регистрацию нормативных правовых актов осуществляет Минюст России, который ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Нормативные правовые акты, которые не прошли государственную регистрацию или у которых закончился срок действия, следует рассматривать только как рекомендательный материал. Их рекомендуется использовать при составлении стандартов организации, причем только ту часть, которая не противоречит современному законодательству.
Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора (ст. 10 ТК РФ). Международные рекомендации в сфере труда рассматриваются в качестве международных инструментов и являются важными источниками для разработки политики.

Однако они не подлежат ратификации странами — членами Международной организации труда. Основные Конвенции МОТ: -Конвенция «Об инспекции труда» 1947 год -Конвенции «О регулировании вопросов труда» 1978 год -Конвенция МОТ № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» 1981 г.

-Конвенция МОТ от 31.05.2006 г. «О содействии в создании национальной системы и национальных программ в области охраны труда» и др.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector