Автономное учреждение изменения учетной политики 2018 - Pravohelp24.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Автономное учреждение изменения учетной политики 2018

Автономное учреждение изменения учетной политики 2018

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

С 01.01.2018 автономное учреждение здравоохранения будет вести учет по новому Федеральному стандарту «Основные средства», утвержденному приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н. Какие изменения следует внести в учетную политику по нефинансовым активам?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При внесении изменений в учетную политику автономному учреждению следует учесть положения СГС, применяемых организациями государственного сектора с 01.01.2018, изменения, вносимые в Инструкции N 157н и 183н, а также методические рекомендации Минфина России по вопросам применения СГС.

Обоснование вывода:
Начиная с 2018 года автономные учреждения переходят на ведение бухгалтерского учета с применением федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (далее — СГС). Так, с 1 января применяются пять стандартов:
— федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н;
— федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н (далее — СГС «Основные средства»);
— федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 258н;
— федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Обесценение активов», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 259н;
— федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 260н.
Все СГС применяются во взаимосвязи друг с другом.
Обратите внимание, что в связи с переходом на стандарты Минфином России подготовлены проекты приказов о внесении изменений в Инструкции N 157н и N 183н, утвержденные приказами Минфина России от 01.12.2010 и 23.12.2010 соответственно (далее — Инструкция N 157н, Инструкция N 183н). Соответствующие проекты размещены на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (http://regulation.gov.ru).
Отметим, что положения СГС по некоторым позициям существенно отличаются от положений действующих в настоящее время инструкций по ведению бухгалтерского учета, в частности, Инструкции N 157н и N 183н. В свою очередь, введение новых правил бухгалтерского учета требует внесения соответствующих изменений в учетную политику учреждения государственного сектора (п. 1 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ). В связи с этим автономному учреждению необходимо провести сравнительный анализ действующих норм Инструкций NN 157н, 183н и применяемыми с 01.01.2018 СГС, в том числе и СГС «Основные средства», а также с изменениями, вносимыми в указанные инструкции.
СГС «Основные средства» устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету активов, классифицируемых как основные средства, а также требования к информации об основных средствах (результатах операций с ними), раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Первое применение СГС «Основные средства» при учете основных средств разъяснено системным письмом Минфина России от 30.11.2017 N 02-07-07/79257. Данные разъяснения рекомендуется учитывать при разработке своей учетной политики.
Рассмотрим некоторые изменения, которые следует учесть при формировании учетной политики автономного учреждения на 2018 год, например:
1. Входящие остатки на 01.01.2018 должны быть сформированы в учете автономного учреждения уже с учетом положений СГС «Основные средства». В учетной политике следует предусмотреть конкретный порядок формирования входящих остатков. При этом помимо требований самого стандарта следует также учитывать и разъяснения Минфина России, в частности, данные в письмах от 15.12.2017 N 02-07-07/84237, от 30.11.2017 N 02-07-07/79257.
Так, например, формирование входящего остатка на 01.01.2018 осуществляется операциями в межотчетный период через счет 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833).
2. Уточнено само понятие «основные средства». Так, ранее в соответствии с п. 38, 41 Инструкции N 157н под основными средствами понимались материальные объекты имущества независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования, а также объекты со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы. Пунктом 7 СГС «Основные средства» данное понятие было расширено и дополнено, указанные материальные ценности признаются основными средствами при их нахождении не только в эксплуатации, в запасе, на консервации, но также при их передаче субъектом учета, в том числе инвестиционной недвижимости, во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования.
Кроме того, теперь материальная ценность подлежит признанию в бухгалтерском учете в составе основных средств при условии, что субъектом учета прогнозируется получение от ее использования экономических выгод или полезного потенциала и первоначальную стоимость материальной ценности, как объекта бухгалтерского учета, можно надежно оценить (п. 8 СГС «Основные средства»).
Соответственно, в своей учетной политике автономному учреждению следует определить, в частности, критерии признания объекта основных средств, порядок учета объектов, которые не могут быть учтены в качестве основных средств, и порядок их перевода на забалансовые счета. Например, оценка соответствия объектов имущества понятию «основные средства» может проводиться:
— в рамках годовой инвентаризации, проводимой в целях составления годовой отчетности;
— при проведении инвентаризации по любым основаниям;
— в течение года — по мере необходимости.
3. Поменялась группировка основных средств (смотрите п. 7 СГС «Основные средства», проект внесения изменений в Инструкции NN 157н и 183н). В частности, нежилые помещения и сооружения объединены в одну группу, для библиотечного фонда отдельная группа теперь не предусмотрена. Для учета библиотечного фонда, за исключением периодических изданий, теперь предназначен счет 0 101 08 000 «Прочие основные средства».
Подобные изменения также следует учесть при корректировке учетной политики, в том числе рабочего плана счетов.
4. Применяемые способы начисления амортизации также являются вопросом, который следует урегулировать в учетной политике автономного учреждения в 2018 году. В соответствии с п. 36 СГС «Основные средства» амортизацию можно начислять не только линейным методом, но и методами «уменьшаемого остатка» и «пропорционально объему продукции». Согласно п. 37 СГС «Основные средства» учреждение не может выбирать метод начисления амортизации произвольно. Выбор метода амортизации надо обосновать — он должен наиболее точно отражать предполагаемый способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала. При этом нет запрета применять разные способы амортизации по группам основных средств, но обязательно выбранные способы амортизации относительно групп объектов основных средств должны быть закреплены в учетной политике.
5. Порядок группового учета основных средств и порядок учета операций по замене частей в ходе эксплуатации основного средства.
На основании п. 10 СГС «Основные средства» в один инвентарный объект объединяются объекты имущества, если:
— срок их полезного использования одинаков;
— стоимость не существенна.
Порядок применения этого пункта следует определить в учетной политике.
Кроме того, в своей учетной политике необходимо предусмотреть:
— особенности применения первичных (сводных) учетных документов при отражении операций по объектам основных средств, в том числе при изменении их стоимостных оценок в бухгалтерском учете;
— порядок проведения инвентаризации объектов основных средств;
— особенности ведения учета отдельных объектов основных средств, учитываемых на балансовых счетах вне зависимости от их стоимости, например: объектов особого хранения (оружия, специальных средств (оборудования), особо ценного имущества и т.п.);
— порядок определения стоимостных оценок объектов имущества, полученных в рамках необменных операций (дарения, принятия выморочного имущества, безвозмездного получения имущества, получения объектов имущества по распоряжению его собственника без указания стоимостных оценок), а также при выявлении объектов, созданных в рамках проведения ремонтных работ, соответствующих критериям признания объектов основных средств.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Учетная политика (для госсектора).
— Энциклопедия решений. Установление критериев существенности в учетной политике (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

12 января 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Учетная политика — 2018: обзор изменений

В ПБУ 1/2008 внесен ряд изменений, чтобы упорядочить процедуры формирования учетной политики организации, активизировать применение МСФО, привести нормы ПБУ в соответствие с Законом о бухучете. Проверьте, отразились ли эти поправки на вашей работе и нужно ли вам менять учетную политику.

Изменения в ПБУ 1/2008 внесены с 06.08.2017 Приказом Минфина России от 28.04.2017 № 69н. Дополнительно Минфин России выпустил информационное сообщение от 02.08.2017 № ИС-учет-9 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии», в котором перечислены изменения и даны пояснения по их применению. С текстом документа, на наш взгляд, полезно ознакомиться бухгалтерам и аудиторам.

Независимость учетной политики относительна

В п. 2 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — 402-ФЗ) определено, что экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухучете, федеральными и отраслевыми стандартами. В то же время в п. 14 ст. 21 Закона № 402-ФЗ установлено, что материнская компания вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению дочерними обществами.

Поэтому в п. 5 ПБУ 1/2008 добавлен п. 5.1 с указанием на то, что организация выбирает способы ведения бухучета независимо от выбора способов ведения бухгалтерского учета другими организациями. При этом дочерняя компания формирует свою учетную политику исходя из стандартов головной компании.

Ранее в ПБУ 1/2008 такого положения не было.

Алгоритм формирования учетной политики уточнен

ПБУ № 1/2008–24/2011 признаны федеральными стандартами бухучета (далее — ФСБУ). Такие изменения в 402-ФЗ внесены Федеральным законом от 18.07.2017 № 160-ФЗ, они действуют с 19.07.2017.

В п. 3 ст. 8 Закона № 402-ФЗ определено, что при формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухучета организация делает выбор из числа способов, допускаемых ФСБУ. В обновленном ПБУ также термин «положения по бухгалтерскому учету» заменен термином «ФСБУ», а в п. 24 ПБУ 1/2008 термин «бухгалтерская отчетность» заменен на термин «бухгалтерская (финансовая) отчетность».

В п. 7 ПБУ 1/2008 более четко прописаны правила, по которым компания должна выбирать способ учета того или иного объекта. Как и раньше, применять нужно способ, установленный ФСБУ. Если стандарты допускают несколько альтернативных способов, организация по-прежнему вправе выбрать один из них с учетом общих требований (п. 5, 5.1 и 6 ПБУ 1/2008).

Если в ФСБУ ни одного способа нет, действовать в общем случае нужно по обновленному алгоритму. Разработать свой способ, последовательно применяя сначала МСФО, затем федеральные и отраслевые стандарты по аналогичным или связанным вопросам, и только потом — рекомендации в области бухучета. В прежней редакции подобная последовательность не была закреплена.

Читайте также:  Затоп квартиры оценка ущерба пример отчета

Контур.Норматив — справочно-правовая база для бухгалтера

Положение об учетной политике организации на 2018 год:

  • Общие положения: рабочий план счетов и аналитический учет, формы первичных документов, ПБУ 18/02 и др.
  • Учетная политика для целей бухучета и налогообложения
  • Типовые учетные политики организаций на ОСНО, на упрощенке, арендодателя, лизинговой, строительной компаний и т.д.

Чтобы начать работать в Нормативе, просто зарегистрируйтесь

Появилось понятие несущественной информации

В ПБУ 1/2008 появилось новое понятие — несущественная информация. Это такая информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой не зависят экономические решения пользователей этой отчетности. Каждая компания должна самостоятельно решить, какая информация является несущественной, исходя из ее величины и характера (новый п. 7.4 ПБУ 1/2008).

При формировании такой информации бухгалтеру разрешено выбирать способы учета, руководствуясь только требованием рациональности, то есть без применения стандартов.

Если применяется упрощенный учет

Отдельные правила предусмотрены для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать упрощенную отчетность (п. 7.2 ПБУ 1/2008). В частности, к ним относятся некоммерческие организации, участники проекта «Сколково», а также субъекты малого предпринимательства независимо от выбранной ими системы налогообложения.

Такие компании, как и все прочие, обязаны применять способы учета, установленные ФСБУ, а при наличии нескольких способов выбирать один из них. Однако если в ФСБУ ни одного способа нет, тем, кто ведет упрощенный бухучет, разрешено формировать учетную политику исходя только из требования рациональности. Другими словами, тот, кто применяет упрощенный способ бухучета, может отказаться от последовательного применения МСФО, стандартов по аналогичным вопросам и рекомендаций в области бухучета.

Когда от ФСБУ можно отступить

В ПБУ 1/2008 добавлены специальные нормы о том, как поступать организациям в случае, если применение общего порядка не позволяет достоверно отразить всю финансовую деятельность компании. В п. 7.3 ПБУ 1/2008 уточняется, что нормы применяются только в исключительных случаях. Компания, которая оказалась в такой ситуации, вправе отступить от стандартов. Однако при этом должны выполняться следующие условия:

  • установлены причины, которые мешают отражению в учете и отчетности объективной информации;
  • существует альтернативный вариант, который снимет проблему;
  • такой вариант исключает возникновение новых обстоятельств, которые приведут к искажению отчетности;
  • экономический субъект надлежащим образом раскрыл информацию о том, что отступил от правил и применяет альтернативный способ ведения бухучета.

Новый п. 20.2 ПБУ 1/2008 содержит требования к раскрытию информации об отступлении от общих правил. Компания должна указать наименование и краткое описание ФСБУ, от которого она отступила, причины, по которым его применение искажает финансовую картину, содержание альтернативного способа и пояснения, как он ликвидирует недостоверность представления информации. Плюс к тому она должна привести значение каждого показателя бухотчетности в таком виде, как если бы она не отступала от стандартов, и указать величину корректировки по каждому показателю.

Если отчетность составляется по правилам МСФО

Ряд организаций обязан вести учет и составлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО. К ним, в частности, относятся все компании, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Также финансовую отчетность по правилам МСФО могут формировать компании, не создающие группы (п. 1 ст. 1, п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.07.10 № 208-ФЗ).

В обновленной редакции п. 7 ПБУ 1/2008 появилось правило, согласно которому такие организации в своей учетной политике вправе учитывать не только ФСБУ, но и МСФО. И если какой-либо способ учета, установленный федеральным стандартом, идет вразрез с требованиями МСФО, данный способ можно не применять. Но при этом компания должна описать этот способ, раскрыть соответствующее требование МСФО и пояснить, как оно будет нарушено при взятии на вооружение российского способа ведения бухучета (новый п. 20.1 ПБУ 1/2008).

Требование рациональности уточнено

Учетная политика организации должна гарантировать рациональность при ведении бухучета. Этот критерий основывается на хозяйственной деятельности компании, на ее размерах, на соотношении ее расходов, понесенных при формировании данных о том или ином объекте бухучета, и ценности таких сведений, а теперь еще и на соотношении затрат на формирование информации и полезности этой информации. Такое дополнение появилось в новой редакции п. 6 ПБУ 1/2008.

Ретроспективное отражение изменения учетной политики уточнено

В п. 15 ПБУ 1/2008 определено, что последствия изменения учетной политики отражаются в бухучете, как правило, ретроспективно. Изменениями уточнено, что ретроспективное отражение заключается в корректировке входящего остатка не только по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», но и (или) остатка по другим статьям бухгалтерского баланса, на которые повлияли изменения. Корректировка производится на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату.

Изменения связаны с тем, что нераспределенная прибыль в процессе корректировок задействуется не всегда.

Досрочное применение ФСБУ

Ранее необходимо было раскрыть неприменение опубликованного, но не вступившего в силу нормативного акта, а также дать оценку влияния этого акта на показатели периода, в котором начнется его применение. Сейчас указанное правило отменено. Когда нормативный документ по бухучету допускает свое досрочное применение, при использовании такой возможности нужно отразить данный факт в отчетности (обновленный п. 23 ПБУ 1/2008).

Пояснительную записку составлять не нужно

В старой редакции ПБУ 1/2008 было упоминание о пояснительной записке. Ее полагалось сдавать в составе бухотчетности и раскрывать в ней существенные способы ведения учета. Кроме того, в пояснительной записке следовало объявлять изменения ученой политики на год, следующий за отчетным.

Понятие «пояснительная записка» в обновленном ПБУ 1/2008 не используется.

Сведения об изменениях учетной политики и о существенных способах ведения учета по-прежнему необходимо раскрывать, но не в пояснительной записке, а в бухотчетности. В каком именно документе и в каком виде будет раскрываться эта информация, компании решают сами. Например, это может быть текстовая часть Пояснений к бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах, где на положения соответствующих пунктов должны быть даны ссылки в перечисленных формах бухотчетности.

Воспользуйтесь мастером учетной политики для различных отраслей деятельности и систем налогообложения. Просто выберите параметры вашей организации

Учетку можно закрепить стандартами

Ряд норм ПБУ приведен в соответствие с 402-ФЗ. Так, в п. 8 примеры организационно-распорядительной документации, которой оформляется принятая организацией учетная политика, дополнены таким видом документов, как стандарты организации. Ранее были упомянуты только приказы и распоряжения.

Также напоминаем, что учетной политикой необходимо утвердить форму путевого листа. Которая изменилась в 2017 году. Читайте об этом подробнее в статье «Составляем путевые листы по-новому: инструкция для бухгалтера».

Если изменения ПБУ 1/2008 на вашей работе никак не отразились, проверьте свою учетную политику на предмет выбора допустимых способов учета с помощью нашей шпаргалки.

Людмила Фомина, аттестованный аудитор

Автономное учреждение изменения учетной политики 2018

Дата документа16.10.2019
МеткиМетодика

ТИПОВАЯ УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Автономные учреждения, как и все остальные российские организации, обязаны вести бухгалтерский учет и платить законно установленные налоги. Обеспечить грамотное ведение бухгалтерского учета и правильно исчислить свои налоговые обязательства невозможно без такого инструмента, как учетная политика. О типовой учетной политике автономного учреждения пойдет речь в этой статье.

Согласно пункту 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) одной из возможных организационно-правовых форм некоммерческих организаций являются учреждения, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения.
При этом государственные (муниципальные) учреждения могут быть казенными, бюджетными или автономными.
Правовое положение автономных учреждений регулируется ГК РФ, Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также Федеральным законом от 03.11.2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон N 174-ФЗ).
Автономным учреждением (далее — АУ) признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) (статья 2 Закона N 174-ФЗ).
Таким образом, учредителем автономного учреждения может выступать государство в лице Российской Федерации или ее субъекта, а также муниципальное образование. В первом случае АУ создается на базе имущества, находящегося в федеральной или региональной собственности, во втором — на базе муниципального имущества. Поскольку пункт 2 статьи 123.21 ГК РФ запрещает при создании учреждения соучредительство нескольких лиц, то автономное учреждение может иметь только одного учредителя в лице органа государственной (муниципальной) власти, наделенного соответствующими функциями и полномочиями.
Основной деятельностью АУ признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано, и в рамках этой деятельности учредитель АУ устанавливает государственное (муниципальное) задание, от выполнения которого учреждение отказаться не вправе.
Наряду с этим АУ наделено правом выполнения (оказания) профильных работ (услуг) для граждан и организаций на платной основе (статья 4 Закона N 174-ФЗ), то есть уставная деятельность АУ может быть коммерческой и некоммерческой.
Условия и порядок формирования государственного (муниципального) задания, а также порядок финансового обеспечения его выполнения определяются:
— Правительством Российской Федерации в отношении автономных учреждений, созданных на базе федерального имущества;
— высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении АУ, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации;
— местной администрацией в отношении автономных учреждений, созданных на базе муниципального имущества.

Финансово-хозяйственная деятельность (далее — ФХД) автономного учреждения осуществляется на основании Плана ФХД, составленного в соответствии с требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
Обратите внимание!
При формировании плана ФХД на 2020 г. АУ должно руководствоваться требованиями к Плану ФХД, утвержденными Приказом Минфина России от 31.08.2018 г. N 186н «О Требованиях к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения».
При этом плановые показатели Плана ФХД формируются учреждением не только по выплатам, но и по поступлениям.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляет учредитель АУ (пункт 3 статьи 4 Закона N 174-ФЗ). При этом указанное обеспечение осуществляется последним с учетом расходов:
— на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных за АУ учредителем или приобретенных АУ за счет средств, выделенных на эти цели учредителем (за исключением сдачи указанного имущества в аренду с согласия учредителя).
— на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
В обязанности учредителя АУ входит и финансирование мероприятий, направленных на развитие АУ. Перечень таких мероприятий определяет учредитель и финансирует их проведение за счет субсидий, выделяемых из соответствующего бюджета.
Закон не запрещает АУ, помимо основной, осуществлять иные виды деятельности, приносящие доход, но при этом выдвигает требование о соблюдении следующих условий (пункт 7 статьи 4 Закона N 174-ФЗ):
— иная деятельность служит достижению целей, ради которых создано АУ и соответствует им;
— иная деятельность прямо предусмотрена Уставом АУ.
Кроме того, автономное учреждение должно иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (сейчас 10 000 руб.) (пункт 5 статьи 50 ГК РФ).

Читайте также:  Составить письменную жалобу на водителя маршрутки

Если АУ ведет приносящую доход деятельность, то на него в части осуществления «доходной» деятельности распространяются положения законодательства, применимые к коммерческим компаниям (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6 ГК РФ, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Автономные учреждения обязаны вести бухгалтерский учет, представлять бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 11 статьи 2 Закона N 174-ФЗ).
Согласно пункту 12 статьи 2 Закона N 174-ФЗ АУ предоставляют информацию о своей деятельности в органы государственной статистики, налоговые органы, иные органы и лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и своим уставом.

Бухгалтерский учет АУ ведут, руководствуясь Федеральным законом от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ). Согласно Закону N 402-ФЗ АУ относятся к организациям бюджетной сферы, где основными нормативными документами, подлежащими обязательному применению, являются федеральные стандарты бухгалтерского учета государственных финансов, которые на практике чаще именуют стандартами государственного сектора (далее — СГС).

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Учётная политика организаций госсектора: важные изменения

эксперт по бюджетному учёту и налогообложению компании «Что делать Консалт»

Жизнь бухгалтера в нашей стране трудна, но интересна: серьёзных усилий стоит попытка уследить за всеми изменениями в налоговом законодательстве, а также в положениях, регламентирующих бухучёт учреждения. Чтобы удержаться на плаву, не допустить фатальных ошибок и не пострадать от этого, бухгалтеру придётся успевать за всем новым. И к тому, что нас ждёт в 2019 году, непременно стоит подготовиться заранее.

Строим бухучёт не по инструкции, а по федеральным стандартам

В законе № 402-ФЗ федеральные стандарты стоят на первом месте в списке регламентирующих бухучёт документов. Потребность в систематизации единых требований к организации учёта в госсекторе ощущается и бухгалтерами, и контролирующими органами. Существующие инструкции по применению планов счетов и другие документы не дают исчерпывающих разъяснений по многим вопросам. Поэтому в апреле 2015 года Минфином была разработана Программа подготовки федеральных стандартов для госучреждений.

С тех пор сроки подготовки и принятия регламентирующих документов неоднократно корректировались. На сегодня актуален Приказ Минфина России от 28.02.2018 № 36н. Всего бухучёт в госсекторе будут регулировать 28 стандартов, 5 из которых действуют с 01.01.2018, 5 вступают в силу с 01.01.2019, 10 будут введены в 2020 году, 8 планируется применять с 2021 года.

Все федеральные стандарты, которыми нужно будет руководствоваться в работе бухгалтерским службам организаций государственного сектора экономики с 01.01.2019, уже опубликованы:

  1. Федеральный стандарт «Учётная политика, оценочные значения и ошибки», утверждённый Приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н (далее – Стандарт «Учётная политика»).
  2. Федеральный стандарт «События после отчётной даты», утверждённый Приказом Минфина России от 30.12.2017 № 275н (далее – Стандарт «События после отчётной даты»).
  3. Федеральный стандарт «Доходы», утверждённый Приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н (далее – Стандарт «Доходы»).
  4. Федеральный стандарт «Отчёт о движении денежных средств», утверждённый Приказом Минфина России от 30.12.2017 № 278 (далее – Стандарт «Отчёт о движении денежных средств»).
  5. Федеральный стандарт «Влияние изменений курсов иностранных валют», утверждённый Приказом Минфина России от 30.05.2018 № 122 (далее – Стандарт «Влияние изменений курсов иностранных валют»).

Положения этих федеральных стандартов применяются одновременно с положениями СГС «Концептуальные основы бухгалтерского учёта и отчётности организаций государственного сектора», который, как известно, применяется в госсекторе начиная с 01.01.2018.

Новый порядок применения КОСГУ в 2019 году

С 1 января 2019 года учреждения госсектора будут применять Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утверждённый Приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н. Данный документ устанавливает единые правила применения кодов КОСГУ для ведения бухгалтерского учёта и составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчётности. Он разработан для гармонизации КОСГУ с требованиями международных стандартов (рекомендаций) по статистике государственных финансов (СГФ-2014) и системе национальных счетов (СНС-2008), а также федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора.

Письмом Минфина России от 29.06.2018 № 02-05-10/45153 направлены методические рекомендации по применению порядка. Также Минфином России доведены:

— сопоставительная таблица порядка применения КОСГУ, установленного Приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (2018 г.), и порядка применения КОСГУ, установленного Приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (2019 г.);

— таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, применяемая начиная с 1 января 2019 года.

Правила составления учётной политики и её структура

Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», пунктом 6 Инструкции № 157н предусмотрено, что учреждения самостоятельно формируют учётную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учёте, федеральными и отраслевыми стандартами.

В декабре 2018 года главные бухгалтеры организаций госсектора должны будут снова сопоставить свою учётную политику и положения нормативно-правовых актов, вступающих в силу в 2019 году. Все нововведения бухгалтерского бюджетного учёта, налогового учёта должны найти своё отражение в данном локальном акте.

Учреждения при составлении учётной политики должны учитывать особенности своей структуры, отраслевые и иные особенности деятельности, выполняемые в соответствии с законодательством РФ полномочия и (или) функции и руководствоваться:

— Федеральным стандартом «Учётная политика»;

— иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учёта и составление бухгалтерской (финансовой) отчётности;

— учётной политикой органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя (п. 7 Стандарта «Учётная политика»).

Состав учётной политики должен соответствовать требованиям пункта 9 ФСБУ «Учётная политика». Здесь же отметим, что пункт 9 Стандарта сопоставим с пунктом 6 Инструкции № 157н[1], поэтому состав разделов учётной политики пересматривать не требуется. По-прежнему учётная политика должна содержать:

а) методы оценки объектов бухгалтерского учёта, порядок признания и прекращения признания объектов учёта;

б) рабочий план счетов бухгалтерского (бюджетного) учёта;

в) порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учёта;

г) формы первичных (сводных) учётных документов, регистров бухгалтерского учёта, иных документов бухгалтерского учёта, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учёта;

д) правила документооборота и технология обработки учётной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учётных документов для отражения в бухгалтерском учёте в соответствии с утверждённым графиком документооборота;

е) порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля;

ж) порядок признания в бухгалтерском учёте и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчётности событий после отчётной даты;

Отметим, что учётная политика может быть сформирована путём утверждения как одного нормативного акта, так и совокупности отдельных нормативных актов (Письмо Минфина России от 17.08.2016 3 02-07-10/48198).

В качестве приложений к учётной политике или отдельных ЛНА учреждение может также закрепить, например:

— положение о комиссии по поступлению и выбытию активов;

— порядок передачи документов бухгалтерского учёта при смене руководителя и (или) главного бухгалтера (п. 14 Инструкции 3 157н);

— порядок формирования и использования резервов предстоящих расходов (п. 302.1 Инструкции № 157н);

— определение существенности ошибок (искажений) в целях достоверного представления бухгалтерской (финансовой) отчётности (п. 17 Федерального стандарта № 256н);

— порядок выдачи денежных средств, денежных документов под отчёт, составление и представление авансовых отчётов подотчётными лицами (ч. 3, 4 ст. 8 Закона № 402-ФЗ, п. 87 Инструкции № 174н, п. 90 Инструкции № 183н, Письмо Минфина России от 31.03.2016 № 02-03-09/18115);

— порядок приёмки, хранения, выдачи и списания бланков строгой отчётности;

В случаях, указанных в пункте 12 Стандарта[2], в учётную политику, применяемую в учреждении, вносятся изменения. Среди случаев, являющихся основанием для корректировки учётной политики, названы:

а) изменение законодательства РФ о бухгалтерском учёте, нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учёта и составление бухгалтерской (финансовой) отчётности;

б) формирование или утверждение субъектом учёта новых правил (способов) ведения бухгалтерского учёта, применение которых позволит представить в бухгалтерской (финансовой) отчётности релевантную и достоверную информацию;

в) существенное изменение условий деятельности субъекта учёта, включая его реорганизацию, изменение возложенных на него полномочий и (или) выполняемых им функций.

Важно отметить, что изменения, вносимые в учётную политику, в отдельных случаях оказывают существенное влияние на показатели, отражающие финансовое положение, финансовые результаты деятельности субъекта учёта (субъекта консолидированной отчётности) и (или) движение его денежных средств. Поэтому последствия внесения поправок в учётную политику подлежат оценке в денежном измерении (стоимостном выражении). Оценка в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий изменения учётной политики производится на дату, с которой применяются такие изменения.

Какие основные изменения внести в учётную политику в 2019 году?

  1. Особенности признания событий после отчётной даты в учёте

Пунктом 9 ФСБУ «Учётная политика, оценочные значения и ошибки» установлено, что порядок признания в бухучёте и раскрытия в отчётности событий после отчётной даты устанавливается субъектом учёта в рамках формирования учётной политики. Аналогичная норма содержится в пункте 6 Инструкции № 157н.

Эти нормы применяются в отношении фактов хозяйственной жизни, которые оказали существенное влияние на финансовый результат деятельности учреждения.

В учётной политике нужно установить критерий существенности ошибки в виде любых отклонений по величине активов и обязательств, полученного финансового результата.

Пример установления критерия

В целях достоверного представления в бухгалтерской (финансовой) отчётности ошибки, которые повлекли за собой отклонения по величине активов и обязательств полученного финансового результата, считаются существенными и подлежат исправлению в бухгалтерском (бюджетном) учёте и бухгалтерской (финансовой) отчётности.

Ошибки, которые не влекут за собой отклонения по величине активов и обязательств полученного финансового результата, не существенны и не подлежат исправлению в представленной бухгалтерской (финансовой) отчётности. Исключение: случаи, когда об исправлении таких ошибок принято решение уполномоченным органом (учредителем, органом внутреннего и внешнего финансового контроля).

  1. Особенности признания доходов субъектом учёта

Поскольку доходы у учреждения могут быть из разных источников финансирования, порядок их признания различается. Как правило, учреждения предусматривают в учётной политике в отношении некоторых видов доходов особенности их учёта.

Критерии признания доходов, установленные СГС «Доходы», применяются отдельно к каждому факту хозяйственной жизни (операции, событию), в результате которого возникает доход.

В случае возникновения доходов в рамках операций (событий), состоящих из отдельно выделяемых по экономическому содержанию операций (событий), доходы ним для целей бухучёта классифицируются исходя из их экономического содержания и критериев признания доходов, предусмотренных стандартом для соответствующей учётной группы доходов.

Читайте также:  Ндфл с отпускных

В случае, когда не представляется возможным отнести доход, возникающий по отдельной операции (событию), к отдельной учётной группе доходов (квалифицировать операцию (событие) по её экономическому содержанию), критерии признания доходов применяются одновременно к двум или более взаимосвязанным операциям (событиям).

Доходы, полученные в результате обмена продукцией. В отношении них необходимо обратить внимание на следующие положения:

1) при реализации продукции (работ, услуг) в обмен на иную продукцию (работы, услуги) обмен признаётся операцией, формирующей доход учреждения (п. 9 Стандарта «Доходы»);

2) если продукция (работы, услуги) обменивается в соответствии с законодательством РФ на продукцию (работы, услуги), аналогичную по характеру и стоимости без осуществления денежных расчётов, обмен не считается операцией, формирующей доход учреждения (п. 10 Стандарта «Доходы»).

Сомнительная дебиторская задолженность по доходам. Согласно пункту 11 Стандарта «Доходы» сумма признанного дохода, по которому выявлена дебиторская задолженность, не исполненная должником (плательщиком) в срок и не соответствующая критериям признания актива (далее – сомнительная задолженность), корректируется с формированием резерва по сомнительной задолженности. При этом учёт сомнительной задолженности осуществляется учреждением на забалансовых счетах утверждённого им рабочего плана счетов.

  1. Изменения рабочего плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учёта

Рабочий план счетов организаций госсектора, а также требования к структуре аналитического учёта, утверждённые в рамках формирования учётной политики, применяются непрерывно и изменяются при условии обеспечения сопоставимости показателей бухучёта и отчётности за отчётный текущий и очередной финансовый годы (п. 3 Инструкции № 157н).

С 1 января 2019 года учреждения при отражении операций в бухучёте и отчётности применяют Порядок № 209н. Однако в настоящее время изменения в Инструкции по бюджетному учёту не внесены. Полагаем, единый план счетов претерпит значительные изменения: некоторые счета могут быть исключены, некоторые изложены в новой редакции, также введены новые счета.

Но до тех пор, пока Минфином будут приняты соответствующие изменения, учреждениям следует при необходимости внести изменения в рабочий план счетов учреждения аналитические счета, соответствующие новым КОСГУ.

[1] Инструкциия по применению единого плана счетов бухгалтерского учёта для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утверждённая Приказом Министерства финансов России от 01.12.2010 № 157н.

[2] Федеральный стандарт «Учётная политика, оценочные значения и ошибки», утверждённый Приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н.

Учетная политика 2018 – проверь, чтобы не забыть

На что нужно обратить внимание при настройке учетной политики в 2018 году, как ее актуализировать и какие изменения вступили в силу – разберемся со всеми вопросами по порядку.

Учетная политика для целей бухгалтерский учета

Все требования по составлению учетной политики для бухгалтерского учета можно найти в ПБУ 1/2008. Данное положение претерпело серьезные изменения еще 6 августа 2017 г. (Приказ Минфина РФ от 28.04.2017 № 69н). Изменения коснулись правил выбора способов учета, трактовке определения «несущественная информация» и отмены обязанности составления пояснительной записки. Начнем по порядку.

Выбор корректного способа учета

В обновленной редакции ПБУ 1/2008 более конкретно установлены правила для выбора способа учета: следовать, как и прежде, нужно федеральным стандартам бухучета, а если существуют альтернативные способы – организация вправе выбрать один из существующих.

Что же делать, если ни одного подходящего способа в федеральных стандартах нет? Ответ весьма логичен – разработать свой, новый способ, руководствуясь следующими документами: международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), потом федеральные и отраслевые стандарты, а в самом крайнем случае — рекомендации в области бухучета. Данные положения содержатся в новом, специально созданном пункте 7.1 ПБУ 1/2008, потому как до этого данный перечень действий официально не был закреплен.

Когда же эти коррективы нужны? Во-первых, когда меняются сами стандарты законодательства РФ. Во-вторых, если вы разработали новый, более эффективный, повышающий качество предоставляемой информации способ ведения учета. И, конечно, если весьма сильно изменилась деятельность вашей организации. Как правило, любые планируемые изменения на грядущий год утверждаются в декабре.

Упрощенный способ ведения учета

Пояснения также предусмотрены и для организаций, применяющих УСН и сдающих упрощенную отчетность. К таковым относятся некоммерческие организации, субъекты малого предпринимательства (независимо от выбранной ими системы налогообложения) и участники проекта «Сколково». Вышеперечисленные организации обязаны применять установленные федеральными стандартами способы учета и в случае, если таких несколько – выбрать один из существующих. Опять же, как говорилось выше, если подходящего способа нет – можно разработать свой, более подходящий и более рациональный.

Хочется дополнительно упомянуть, что само по себе понятие «требование рациональности» тоже претерпело изменения! Ранее данный термин означал, что бухучет надо вести, ориентируясь на условия хозяйствования и величину организации. Сейчас же разработано дополнение, уточняющее, что требование рациональности помимо этого — еще и соотношение затрат на формирование информации и ее полезности (новая редакция п. 6 ПБУ 1/2008).

Дочерние компании

Допустим, «материнское» предприятие приняло стандарты бухгалтерского учета, в том числе и для всех дочерних структур – это значит, что дочерние структуры выбирают способ учета, опираясь именно на эти стандарты. В остальных случаях способы учета выбираются в независимости от того, каким конкретно способам следуют другие компании (новый пункт 5.1 ПБУ 1/2008).

Консолидированная отчетность

Пункт 7 ПБУ 1/2008 описывает правило, согласно которому организации, ведущие учет и составляющие отчетность в соответствии с МСФО, вправе учитывать помимо стандартов федеральных еще и стандарты МСФО.

Но вдобавок к этому, если какой-либо способ учета, установленный федеральным стандартом, противоречит требованиям МСФО, то его организация вправе не применять. Тем не менее компания должна разъяснить, почему данные способы не соответствуют друг другу, подробно их описав.

Несущественная информация

Теперь в ПБУ 1/2008 введено новое определение — несущественная информация. Что оно значит? Это информация, существование, отсутствие или способ отражения которой никак не влияет на экономические решения, теперь и называется «несущественной». Организация сама устанавливает, что за информация является несущественной на основании ее величины и характера. Пункт 7.4 ПБУ 1/2008 содержит указания на случай, когда руководство федеральными стандартами или же создание новых стандартов ведет к появлению несущественной информации. В такой ситуации бухгалтер сам выбирает способы учета, то есть без применения стандартов. И да, обращаем ваше внимание: данное правило подходит для всех организаций.

Пояснительную записку составлять больше не нужно

Пояснительная записка, согласно предыдущим редакциям ПБУ 1/2008, сдавалась в составе бухгалтерской отчетности и раскрывала способы ведения учета.Теперь данное понятие в ПБУ 1/2008 не применяется – все сведения об учетной политике, способах ведения учета содержатся в бухгалтерской отчетности.

Учетная политика для целей налогового учета

Для целей налогового учета все правила составления учетной политики закреплены и прописаны в НК РФ.

Перед тем, как перейти к нововведениям текущего года, давайте разберем изменения, вступившие в силу еще в 2017 г.:

  1. Появилась возможность выбора базы, на основании которой определяется максимально возможная сумма резерва по сомнительным долгам. При этом объем резерва по сомнительному долгу при наличии встречного обязательства не превышает суммы, большей, чем данное встречное обязательство.
  2. Больше не действует 10-летнее ограничение на перенос убытков на будущий период, но сумма не должна превышать 50% текущей налоговой базы (пп. 2, 2.1 ст. 283 НК РФ).
  3. Для периода с 2017 по 2020 гг. суммы налога распределяются по бюджетам в пропорции: 17% – в региональный, 3% – в федеральный (п. 1 ст. 284 НК РФ).
  4. Расширен список энергоэффективных объектов, в отношении которых возможно применение ускоренной амортизации (постановление Правительства РФ от 25.08.2017 № 1006).
  5. Вступил в действие новый классификатор ОКОФ (ОК 013-2014), что, в свою очередь, отразилось на отнесении основных средств, введенных в эксплуатацию после 2016 г., по амортизационным группам.

Если говорить о 2018 г. – гл. 25 НК РФ в очередной раз обновилась. При этом данные нововведения не требуют принятия решений о выборе способа учета – они преимущественно уточняют уже существующие правила, которые коснулись не всех налогоплательщиков и сводятся к следующему:

  1. Дополнен перечень доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы, и поступлениями в виде (подп. 3.6 и 3.7 п. 1 ст. 251 НК РФ):
  • выявленных при инвентаризации имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
  • полученных как вклад в имущество юридического лица имущественных объектов или прав (имущественных либо неимущественных).
  1. Доходы некоммерческих организаций, осуществляющих финансовую поддержку капремонта многоквартирных домов, от временного размещения свободных денежных средств (подп. 38 п. 1 ст. 251 НК РФ) теперь не являются доходами, которые при определении налоговой базы не берутся в расчет.
  2. Услуги по предоставлению поручительств юридическими лицами, не являющимися банками, относятся к доходам, которые не учитываются при определении налоговой базы, но только в случае, если они являются безвозмездными (подп. 55 п. 1 ст. 251 НК РФ).
  3. В период с 2018 по 2022 гг. объектами водоснабжения и водоотведения, включенными в специальный перечень, теперь дополнен список объектов, в отношении которых возможно применение ускоренной амортизации (подп. 4 п. 2 ст. 259.3 НК РФ).
  4. Учет расходов на НИОКР претерпел некоторые изменения:
  • На промежуток 2018–2021 гг. разрешается включать расходы по приобретению исключительных прав на новые разработки и прав на их использование в целях НИОКР (подп. 3.1 п. 2 ст. 262 НК РФ);
  • Затраты на НИОКР, разрешенные к списанию на прочие расходы с коэффициентом 1,5 теперь могут с таким же условием включаться в стоимость созданных с исключительным правом на них амортизируемых нематериальных активов (п. 7 ст. 262 НК РФ).
  • Средства, которые безвозмездно перечисляются в бюджет РФ по соглашению целевых взносов на электроэнергетику (подп. 48.9 п. 1 ст. 264 НК РФ), теперь включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Также с текущего года изменения коснулись организации, применяющие «правило 5 процентов». С 1 января 2018 г. компаниям необходимо вести раздельный учет НДС по-новому – к вычету НДС заявить можно по покупкам, относящимся одновременно и к облагаемым, и к необлагаемым операциям в том случае, если доля расходов на необлагаемые операции составляет не более 5 % (п. 4 ст. 170 НК). Помимо этого, организации не смогут принять к вычету входной НДС с покупок только необлагаемых операций независимо от доли расходов на эти сделки. Теперь в НК РФ закреплено правило: если расходы по необлагаемой деятельности менее 5 %, то НДС по смешанным расходам можно полностью принимать к вычету (Федеральный закон от 27.11.17 № 335-ФЗ). Если траты относятся лишь к необлагаемой деятельности, то НДС надо учитывать в счет расходов компании (п. 4 ст. 170 НК).

Где настроить учетную политику в «1С:Бухгалтерии 8»

В «1С:Бухгалтерии 8» Настройки учетной политики для целей бухгалтерского учета можно выполнить в разделе «Главное» – «Учетная политика».

Для целей налогового учета учетную политику также нужно проверить в разделе «Главное» – «Налоги и отчеты».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector