Административное право в условиях рыночной экономики - Pravohelp24.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Административное право в условиях рыночной экономики

Административно-правовое регулирование в сфере экономики

Государственное регулирование в области экономики представляет собой государственное управление в широком социально-политическом смысле как любое государственно-властное воздействие, направленное на упорядочение всей системы общественных экономических отношений жизнедеятельности гражданского государственно-организованного общества.

Субъектами государственного регулирования области экономики являются государственные органы всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), действующие в установленном законом порядке и формах присущим им методом регулирующего воздействия.

Государственное правовое регулирование различных секторов рыночной экономики, многочисленных отраслей и сфер экономической деятельности, осуществляемое в федеральных и субъектов Федерации законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и актах высших органов государственной власти субъектов РФ, нередко бывает комплексным, объединяющим нормы различных отраслей права (гражданского, административного, финансового и других).

На основе этой общности конкретного объекта государственного экономико-правового регулирования формируются и выделяются целые отрасли законодательства (не путать с системными отраслями права, имеющими свой собственный предмет и метод правового регулирования!): предпринимательское право, корпоративное право, кооперативное право, таможенное право, банковское право, экологическое право и другие.

Важнейшей по своему объему и значимости составной частью всей системы государственного регулирования является административно-правовое регулирование, предметом которого является организация любых разновидностей экономической предпринимательской деятельности.

Административно-правовое регулирование в области экономики представляет собой государственное управление в более узком, организационно-правовом смысле как деятельность органов управления и их должностных лиц по реализации в области экономики функций и полномочий государственной исполнительной власти, целью и сутью которой является организация исполнения законов и других общих норм и предписаний полномочных государственных органов.

В зависимости от конкретных объектов и используемых экономических инструментов и организационно-правовых средств межотраслевого административно-правового регулирования в области экономики можно выделить несколько сложившихся к настоящему времени основных направлений надотраслевого экономико-правового регулирования.

Наше современное хозяйство представляет собой экономику смешанного типа. В ней есть государственный, муниципальный и частный секторы. Рыночный механизм дополняется государственным вмешательством. Помимо непосредственного участия в общественном производстве, государство осуществляет правовое регулирование всей экономической жизни общества. Значительная нагрузка при этом приходится на административно-правовое воздействие.

Важную роль в управлении экономикой играет Правительство РФ. Оно обладает следующими полномочиями:

— осуществляет регулирование экономических процессов;

— обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

— прогнозирует социально-экономическое развитие страны, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;

— вырабатывает структурную государственную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;

— разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового и инвестиционного сотрудничества;

— осуществляет общее руководство таможенным делом;

— принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

— обеспечивает функционирование оборонного производства.

Помимо Правительства РФ, государственное управление хозяйственно-экономической деятельностью на федеральном уровне теперь осуществляют семь федеральных министерств с подведомственными им федеральными службами и агентствами, а также несколько самостоятельных федеральных служб и агентств, руководство которыми осуществляется непосредственно Правительством РФ.

Ведущими федеральными министерствами хозяйственно-экономического блока выступают Министерство экономического развития и торговли, Министерство промышленности и энергетики и Министерство сельского хозяйства РФ. К ним примыкают Министерство транспорта, информационных технологий и связи, Министерство природных ресурсов РФ. В последнее время немаловажную роль в государственном управлении экономикой начинает играть Министерство регионального развития РФ.

Существенную роль в этом блоке, несомненно, играет Министерство финансов РФ. Из самостоятельных федеральных служб и агентств к этому блоку в первую очередь следует отнести Федеральную антимонопольную службу, Федеральную службу по тарифам, Федеральную службу по финансовому мониторингу и Федеральную службу по финансовым рынкам, Федеральное агентство по атомной энергии.

Министерство экономического развития и торговли РФ остается ключевым федеральным органом исполнительным власти в разработке экономической политики и решении экономических проблем. Положение о Министерстве экономического развития и торговли РФ было утверждено Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2004 г. № 443. Согласно Положению (в действ. ред.) вышеназванное министерство осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности, торговли, имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления организаций, оценочной деятельности, земельных отношений, инвестиционной деятельности, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ, разработки и реализации ведомственных целевых программ, подготовки сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства РФ на 2006-2008 годы, создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации, управления государственным материальным резервом, закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд.

В частности, Министерство осуществляет:

— мониторинг и анализ социально-экономических процессов, сводных финансовых балансов по Российской Федерации, субъектам и регионам Российской Федерации, отраслям и секторам экономики, разработку годовых, ежеквартальных и ежемесячных докладов о состоянии экономики;

— разработку государственных прогнозов социально-экономического развития РФ, субъектов и регионов РФ, муниципальных образований, отраслей и секторов экономики на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, прогнозных расчетов общеэкономических показателей системы национальных счетов;

— подготовку заключений по проектам нормативных актов, регулирующих отношения субъектов предпринимательской деятельности или их отношения с государством, а также оказывающих влияние на макроэкономические показатели развития страны, в которых дается оценка влияния соответствующих решений на макроэкономические показатели и их последствий для субъектов предпринимательской деятельности;

— регистрацию проектов и программ технической помощи, ведение единого реестра проектов и программ технической помощи, а также в установленном порядке контроль за целевым использованием технической помощи на этапе организационных мероприятий;

— функции национального координационного бюро по использованию консультационно-технического содействия Европейского союза;

— координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций;

— подготовку в установленном порядке заключений по проектам федеральных целевых программ, а при необходимости организацию экспертизы указанных проектов;

— проведение проверки инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств федерального бюджета, за исключением инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации;

— проведение расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер в отношении импорта товаров, подготовку и представление в установленном порядке предложений о целесообразности введения, применения, пересмотра или отмены указанных мер;

— руководство деятельностью торговых представительств РФ в иностранных государствах (Указом Президента РФ от 11.01.2008 г. № 39 «О передаче в оперативное управление Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации расположенного за пределами Российской Федерации федерального недвижимого имущества» определено, что Министерство экономического развития и торговли РФ в пределах своей компетенции является полномочным представителем Российской Федерации в отношении расположенного за пределами РФ федерального недвижимого имущества, необходимого для обеспечения функционирования торговых представительств РФ);

— выдачу лицензий и других разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров, паспортов бартерных сделок, а также формирование и ведение федерального банка выданных лицензий и другие полномочия.

Очень четко определяются рамки ведомственного нормотворчества. В нормативных правовых актах Министерства экономического развития и торговли РФ, в частности, устанавливаются:

— перечень и порядок определения показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности;

— федеральные стандарты оценки, порядок ведения реестра членов саморегулируемой организации оценщиков и состав включаемых в него сведений, порядок размещения в информационных системах общего пользования информации, содержащейся в указанном реестре, порядок ее представления заинтересованным лицам, методические указания по государственной кадастровой оценке земель;

— порядок подготовки решений об условиях приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий;

— критерии оценки бизнес-плана, прилагаемого к заявке на заключение соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности на территории особой экономической зоны, проводимой экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам;

— нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральных агентств, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федерального агентства по государственным резервам, Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами, а также координацию деятельности Российского фонда федерального имущества.

Министерство экономического развития и торговли РФ осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Контроль и надзор за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и рынках финансовых услуг, о естественных монополиях и рекламе осуществляет Федеральная антимонопольная служба, находящаяся в ведении Правительства РФ.

Немаловажную роль в государственном управлении экономикой играет Министерство регионального развития Российской Федерации, Положение о котором утверждено Постановлением Правительства РФ от 26 января 2005 г. № 40 (в действ. ред.).

Министерство регионального развития РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим следующие функции:

— выработка государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований, в том числе районов Крайнего Севера и Арктики, административно-территориального устройства РФ;

— разграничение полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

— осуществление приграничного и межрегионального сотрудничества, строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства, государственной национальной политики и межнациональных отношений в РФ;

— защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов РФ;

— предоставление государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (в установленной сфере деятельности Министерства);

— согласование федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ в части, касающейся комплексного территориального развития, осуществление прав государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) федеральных целевых программ, связанных с экономическим развитием субъектов РФ и муниципальных образований;

— разработка и согласование методик выделения средств государственной поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям и внесение их в Правительство РФ на утверждение;

Читайте также:  Возможно продать земельный участок который в аренде

— координация деятельности государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Министерство регионального развития России осуществляет координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Административное право в условиях рыночной экономики

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Административное право в условиях рыночной экономики». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Например, хозяйственным министерствам предстоит освободиться от функций директивного управления в отношении рыночных структур и перейти к роли государственных регуляторов, вырабатывающих политику формирования конкурентной среды и соответствующей инфраструктуры на том рынке, который они «курируют».

Благодарим преподавателя Никонорова Валентина Михайловича и сотрудников Университета за организацию и проведение данного курса.

Определение постоянной и переменной составляющей затрат. Распределение затрат (по единому тарифу, двухэтапное распределение, АВС). Затраты научно-технической продукции (НТП).

Нормирование научно-исследовательских работ в условиях рыночной экономики

Актуальность темы исследования — это вопросы воздействия административного права на процессы, происходящие в сфере экономики Эти процессы традиционно привлекали внимание юридической и экономической науки и практики.

Регистрация на сайте дает вам доступ к уникальным карьерным сервисам, не имеющим аналогов в мире: Гранты на обучение, Деньги на обучение EduMoney, скидки на курсы до 80%, участие в акциях, удобные инструменты выбора и сравнения курсов, Зарплатный калькулятор и многое другое.’); $(‘#layer_msg_text’).val(‘Я хочу участвовать в вашем мероприятии и получить скидку 3%.

Наиболее отчетливо это стало проявляться с начала XVIII столетия, когда начала складываться покровительственная система, определяющая в конечном счете судьбу предпринимательства. Именно государство, а не частный капитал, выступало главным инициатором развития большинства направлений предпринимательской деятельности.

В-четвертых, здоровая финансово-денежная система в стране, показателем чего служит прежде всего отсутствие чрезмерной инфляции. Годовая инфляция 2—5%, как правило, присуща развитым рыночным странам, но чрезмерная или даже галопирующая инфляция требует принятия специальных мер со стороны государства для оздоровления финансово-денежной системы.

Но сегодня административное право, в то же время, взяло на вооружение инструменты, не свойственные ему, по большей части заимствованные из гражданского права. Государству в современном мире, где сложны и диверсифицированы экономические отношения, приходится прибегать по разным причинам к присущим гражданско-правовым отношениям, более мягким формам регулирования экономической деятельности.

Финансовый менеджмент. Контроллинг. Оптимизация затрат. Цены и ценообразование. Экономика предприятия. Теория игр.

Изучение административного права предполагает анализ и исследование ее сущности, специальных правовых норм, правотворчества и применения правовых норм, которые обеспечивают удовлетворение публичных интересов, регулируют деятельность субъектов, обладающих властными полномочиями, а также определяют взаимоотношения государственных органов и граждан.

Неотвратимо осуществляются экономические реформы, хотя не всегда последовательно и обоснованно. Результатом реформ является становление и развитие новых экономических, финансовых, социальных и других отношений, базирующихся на формировании рыночной экономики, в которой ведущим субъектом хозяйствования являются предприниматели (коллективные и индивидуальные).

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Нормативно-правовые акты 1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года (изм. от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета.-№237.- 1993. 25 декабря. 2.

Свои истоки наука административного права берет в недрах науки камералистики, сформировавшейся в XVI-ХVII веках в Германии, Франции и некоторых других странах Европы. Камералистика (или камеральная наука) — это наука об управлении, соединившая в себе представления ученых того времени о правилах управления в государстве, государственных финансах, экономике, хозяйстве. Интеллектуальные права на материал — Костькова О.В. Административное право принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот.

В советский период получила дальнейшее развитие теория административного права — понятие государственного управления как подзаконной исполнительно-распорядительной деятельности государственного аппарата. Ученые-административисты И. Н. Ананов, В. А. Власов, С. Берцинский, Ю. М. Козлов, Б. М. Лазарев, А. Е. Лунев, Г. И. Петров, С. С. Студеникин, Ц. А.

Административно-правовые основы регулирования отношений в сфере экономики

Она является независимым товаропроизводителем, экономическое пространство для которого практически неограниченно, но всецело зависит от умения работать безубыточно, адаптируясь к условиям изменяющейся экономической среды.

Как правило, установление и реализация мер материаль­ной ответственности являются прежде всего областью регули­рования отношений гражданского и трудового права.

Многие вопросы в экономической сфере осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации (по предметам совместного ведения), например использование водных биологических ресурсов.

Как правило, установление и реализация мер материаль­ной ответственности являются прежде всего областью регули­рования отношений гражданского и трудового права.

По действующему законодательству федеральные органы исполнительной власти при необходимости могут создавать свои территориальные органы и назначать должностных лиц.

В целях регулирования экономической сферы Правительство РФ издает соответствующие постановления и распоряжения, также имеющие подзаконный характер.

Вы хотите повысить зарплату, сделать успешной карьеру? Тогда этот карьерный сервис для вас! Узнаете правду о зарплате ваших коллег и получите консультацию по увеличению зарплаты. Мы поощряем карьеристов!

Регистрация на сайте дает вам доступ к уникальным карьерным сервисам, не имеющим аналогов в мире: Гранты на обучение, Деньги на обучение EduMoney, скидки на курсы до 80%, участие в акциях, удобные инструменты выбора и сравнения курсов, Зарплатный калькулятор и многое другое.’); $(‘#layer_msg_text’).val(‘Я хочу участвовать в вашем мероприятии.

Административное право. Учебник / Под ред. Попова Л. Л. — М.: Юристъ. — 2008. — С. 402, 460-464. 7. Бахрах Д. Н. Административное право России. — М.: Норма. — 2007. — С. 65 8. Беляев И.Д. История русского законодательства. СПб., 1999. с. 193–195 9. Журавлева Т.Ю., Искра В.В.

Определяющая роль государства в стимулировании и регулировании предпринимательства является традиционной для страны. Государства всегда активно вмешиваются в деятельность предпринимателя, иногда выступая в качестве постороннего наблюдателя или арбитра. При этом используется достаточно разнообразный инструментарий, включающий широкий набор как экономических, так и административных рычагов.

В процессе осуществления экономической деятельности физические и юридические лица вступают в различные экономические отношения.

БИЗНЕС-ПЛАН МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В то же время наиболее развит диспозитивный метод административно-правового регулирования экономических отношений.

Оценка трудовых затрат НИР. Микроэлементное нормирование, экспертная оценка (двухточечная, трехточечная). Ранжирование сложности НИР по трудозатратам. Ранжирование эффективности НИР по оформленным патентам.

В XVII—XVIII вв. в европейских государствах усиливается центральная власть и создается многочисленный полицейский аппарат, призванный оперативно и профессионально осуществлять борьбу с преступностью и охранять от нарушений общественный порядок. Рост и усложнение административных дел и развитие полицейского законодательства сделали необходимой создание управленческой теории.

Федеральное агентство по государственным резервам осуществляет функции по оказанию государственных услуг по управлению государственным имуществом, а также правоприме­нительные функции в своей сфере деятельности.

Сейчас вся российская наука права находится в состоянии коренной перестройки, пересмотра многих методологических и концептуальных положений, решительного обновления нормативного материала. Особо остро стоит вопрос об объективности науки и адекватной практике освещения реальностей, не взирая на то, какие социально-политические силы находятся у власти.

Во-первых, достаточная экономическая и юридическая самостоятельность хозяйственных систем, особенно коммерческих организаций.

При этом, определяя задачи административного права в условиях перехода к рыночным отношениям, надо правильно отграничивать нормы этой отрасли права от других смежных отраслей (например, гражданского, трудового, финансового права).

Образование — целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства.

Серьезным шагом на пути развития административно-правового статуса органов управления экономикой является намеченный руководством страны курс по комплексной оптимизации государственных и муниципальных услуг.

Предприниматель не антиобщественная фигура. Действуя в собственных интересах, он удовлетворяет наши запросы, облагораживает нашу жизнь, делает ее более комфортной. Да, у наших предпринимателей больше денег, чем у представителей других профессий. Но, ведь именно деньги выступают профессиональным инструментом предпринимателя и показателем эффективности его деятельности.
Админинистративно-правовой статус органов исполнительной власти по управлению экономической сферой характеризуется прежде всего исполнением ими государственных функций, предоставлением государственных услуг в пределах полномочий.

Саморегулирование в предпринимательском праве

Ведущей целью многогранной работы органов исполнительной власти является укрепление российской государственности. Именно это служит основой продолжения реформы, преодоления кризиса, структурной перестройки экономики, создания условий для экономической, политической и социальной стабилизации.

Магазин готовых работ — площадка на которой можно купить готовую работу, размещенную другим пользователем системы.

Административно-правовое регулирование отличается вертикальным, принудительным характером в силу своего властного характера и реализуется оно в основном посредством обязательных предписаний. Для административного регулирования экономики есть целый арсенал административно-правовых методов, оказывающих влияние на экономические отношения.

Данная работа состоит из введения, заключения, двух глав и списка литературы. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты, во второй главе – практические аспекты.

В его ведении находятся Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральное казначейство. П. 3. Установить: предельную численность работников центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации в количестве 642 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и фонд оплаты труда указанных работников (в расчете на квартал) в размере 39 229,7 тыс. рублей. Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 «Вопросы Министерства Юстиции Российской Федерации».

Публичное право и экономика

Роль административного права в регулировании экономики

Одной из функций публичного права называют обеспечение управления публичным сектором 1 См.: Тихомиров Ю.А. Современное публичное право. С. 112. . При этом среди отраслей публичного права именно административное право играет ведущую роль. В системе публичного права административное право «занимает, пожалуй, место своего рода опорной конструкции, несущей основную нагрузку публично-правового регулирования» 2 Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. Полный курс. М.. 2006. С. 59. .

В советском административном праве было сосредоточено практически все управление экономикой. Но и до сих пор в Особенной части административного права остается раздел по экономическому регулированию. О необходимости реформирования структуры административного права в современных условиях, в частности, касательно экономической сферы, не раз говорилось на научных конференциях, но это мало повлияло на содержание традиционных учебников по административному праву. «Управление предпринимательством практически отсутствует в исследованиях по административному праву и в учебных программах» 3 Орлов В.И. Стимулирование как метод повышения эффективности государственного управления в сфере экономики // Административное право: теория и практика. Укрепление государства и динамика социально-экономического развития. Материалы научной конференции (Москва, 28 ноября 2001 г.). С. 264. .

Провозглашенная в стране административная реформа возвращает нас к этому же вопросу, поскольку «в условиях административной реформы происходит уточнение пределов регулирования исполнительной властью экономики и социальной сферы». Указом Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003—2004 годах» определены следующие приоритетные направления:

  • ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
  • исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти;
  • развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики;
  • организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам;
  • завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Читайте также:  Сколько стоит замена прав в гаи

Результатом этого этапа стало принятие целого ряда нормативных правовых актов, направленных на ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов 4 См.: Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я. Административная реформа в России: некоторые итоги и задачи юридической науки // Журнал российского права. 2006. №11. .

Ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства остается целью административной реформы согласно Концепции административной реформы в РФ в 2006-2010 гг. (одобренной распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р). В числе способов достижения этой цели называются оптимизация функций органов исполнительной власти и формирование эффективных механизмов противодействия коррупции. Именно политика, проводимая в сфере государственного регулирования в экономике, оказывает влияние на качество государственного регулирования.

Представляется, что роль административного права в регулировании экономики на современном этапе охватывает следующие вопросы, мало или вовсе не освещенные в курсе традиционного административного права:

  • регулирование и оптимизация функций органов публичной власти в области экономики;
  • адекватный контроль за экономическими субъектами (в том числе антимонопольный, отраслевой);
  • оказание публичных услуг в экономической сфере;
  • организация управления публичным сектором экономики;
  • совместные механизмы управления — публично-частное партнерство, публичные функции саморегулируемых организаций;
  • административно-правовые методы противодействия коррупции;
  • прогнозирование экономического развития страны.

Соответственно требуют научной разработки концепции публичных услуг, юридического лица публичного права, делегирования осуществления публичных функций, а также применения новых способов разрешения споров и методов противодействия коррупции.

Известно, что, помимо позитивного регулирования административное право устанавливает административную ответственность за экономические нарушения.

Глава 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности» — новелла Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Условно правонарушения в области предпринимательской деятельности можно сгруппировать вокруг нарушений трех видов:

  1. отсутствие специальных разрешений или нарушение содержащихся в них условий (осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации, продажа товаров без сертификата соответствия);
  2. нарушение требований федерального законодательства в определенной сфере деятельности, контролируемой государством (нарушение порядка ценообразования, нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения, нарушение антимонопольного законодательства);
  3. недобросовестное или неправильное ведение предпринимательской деятельности (обман потребителей, незаконное использование товарного знака).

Правонарушения в области предпринимательской деятельности отличают некоторые особенности.

Во-первых, в силу понятных причин их субъектами часто становятся юридические лица. Юридическое лицо как субъект административного правонарушения — это, с одной стороны, новшество в КоАП РФ. С другой стороны — давняя история нашего законодательства, которое санкционировало двоякий статус административной ответственности юридических лиц. Имеется в виду довольно долгий период времени, когда административная ответственность юридических лиц существовала в тематических законах (например. Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках») или специальных законах (Федеральный закон от 8 июля 1999 г. «Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»), но при этом не признавалась КоАП РФ.

Во-вторых, и это связано с первой особенностью, дела об этих правонарушениях часто рассматривает арбитражный суд. Участие арбитражного суда в рассмотрении дел об административных правонарушениях в КоАП РФ предусмотрено впервые.

В-третьих, многие составы правонарушений сами по себе новые, они впервые кодифицированы в законодательстве об административной ответственности, что обеспечивает действие норм гражданского законодательства, — так было с составом статьи «Совершение сделок, выходящих за пределы установленных полномочий» (ст. 14.22 КоАП РФ, ныне утратила силу), таков состав ст. 14.36 КоАП РФ «Непредставление или несвоевременное представление документов о споре, связанном с созданием юридического лица, управлением им или участием в нем».

Таким образом, современный этап развития доказывает необходимость переосмысления роли административного права в регулировании экономических отношений, обогащения его новыми инструментами, возможно заимствованными из частного права с их обязательной адаптацией к специфике осуществления власти.

Административное право в условиях рыночной экономики

Join the Discussion. Тогда заходи и мы обязательно поможем! В связи с большим количеством обрашений мы переехали на новый VIP сервер. Пожалуйста, подождите

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Раздел V. Административно-правовое регулирование в области экономики

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Административное право

Административное право Соотношение понятий управление, государственное управление и исполнительная власть. Исполнительная власть — вид государственной власти.

Органы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти. Правительство в системе исполнительной власти. Проблемы реформы местного самоуправления. Исполнительная власть и государственное управление в их соотношении. Локк и Монтескье об исполнительной власти. Государственное управление: право, мораль, стиль управления. Договорные отношения в деятельности органов исполнительной власти. Административное право и государственное управление.

Соотношение административного и государственного права. Административное право в условиях рыночной экономики. Административно-правовые и гражданско-правовые отношения: сравнительный анализ. Субъекты административного права.

Административная деликтология. Административно-процессуальное право: понятие и место в системе административного права. История развития административного права: основные этапы развития.

Государственная служба Российской Федерации: понятие и принципы. Правовой статус государственных служащих. Понятие и виды государственных служащих. Понятие должностного лица, его правовой статус. Служебная дисциплина и дисциплинарный проступок. Государственная конституционная ответственность должностных лиц — вид юридической ответственности. Прохождение государственной службы: понятие, основные стадии, административно-правовое регулирование.

Правовые акты государственного управления: понятие и их виды. Понятие и виды административно-правовых отношений. Правоотношение «должностное лицо-гражданин» в юридической литературе.

Понятие «право жалобы» в работах М. Загряцкова и В. Право граждан на возмещение ущерба, причинённого незаконными действиями должностного лица. Административная ответственность — вид юридической ответственности. Гарантии законности в государственном управлении. Предложения, заявления и жалобы граждан в системе государственного контроля. Судебный контроль в государственном управлении. Судебный порядок обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.

Административная юстиция: понятие, история развития института, современное состояние в Российской Федерации. Административная юстиция и право жалобы.

Жалоба в административном процессе западно-европейских стран. Исследование проблем административной юстиции в работах русских государствоведов и административистов: И. Тарасова, Н. Коркунова, С. Корфа, Д. Загряцкова, Н. Селищевой, В. Ремнёва и др. Прокурорский надзор за исполнением законов в государственном управлении. Исследование вопросов административного процесса в трдах М. Загряцкого, И. Сорокина, Н. Селищевой и др. Административно-правовой статус граждан, иностранцев и лиц без гражданства.

Исследование проблем общественного порядка в работах М. Еропкина, А. Серёгина, И. Веремеенко, В. Власова, А. Шергина и др. Государство и православная церковь в их взаимоотношениях: административно-правовой аспект.

Общественные объединения:понятие, виды, административно-правовое регулирование. Государственный контроль и надзор за деятельностью общественных объединений.

Административное правонарушение — основание административной ответственности. Административный проступок и преступление: сравнительно-правовой анализ. Административно-процессуальный кодекс: исторический и теоретический аспект.

Исследование проблем законности в государственном управлении в трудах отечественных административистов: А. Елистратова, С. Студеникина, А. Лунёва, В. Проблемы государственного управления в трудах В. Лазарева, А. Лунёва, С. Студеникина, Л. Пискотина, Ю. Козлова, Ю. Тихомирова и др. Административно-правовые проблемы в работах Н. Коркунова, Н. Лазаревского, В. Развитие науки административного права в трудах С. Лунёва, Г. Петрова, Ц. Ямпольской, Ю. Козлова, И. Бачило и др. Разработка проблем государственной службы в работах С.

Студеникина и В. Гражданская служба Великобритании или Германии. Наука административного права во Франции вторая половина ХХ века. Наука административного права в Англии: современные тенденции. Здесь может быть Ваша реклама!

Навигация по сайту. Административное право Административное право Соотношение понятий управление, государственное управление и исполнительная власть. Последнее обновление См.

Правовое регулирование в области промышленной безопасности 1. Правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Понятие и система государственного регулирования и управления административно-правового регулирования в области экономики Государственное регулирование в области экономики представляет собой государственное управление в широком социально-политическом смысле. Тема Межотраслевое административно-правовое регулирование в области экономики: основные направления экономико-правового регулирования и сферы государственного управления 1.

Тема 2. Государственное управление: понятие, сущность, место в системе разделения властей

Административное право Овсянко Д. Особенно важно это в современных условиях, когда при переходе к рыночным отношениям значительно корректируются все отрасли отечественного права , включая и административное. Наука административного права — это система научных представлений, знаний и теоретических положений о закономерностях, действующих в сфере административного права как совокупности соответствующих правовых норм и их применения органами и должностными лицами исполнительной власти. Деятельность по накоплению, систематизации и развитию знаний в данной области осуществляют прежде всего ученые-административисты.

Связь экономической деятельности и административного права (Попова Н.Ф.)

Социальное управление: понятие и основные свойства. Государственное управление как разновидность социального управления. Государственное управление и исполнительная власть. Содержание государственного управления. Юридические и неюридические элементы государственного управления. Государственное управление в системе разделения властей. Взаимодействие государственного управления с представительной и судебной властью.

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Всё административное право за 42 минуты

Законопроект «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» призван устранить сложившуюся правовую неопределенность в сфере бюджетного законодательства, предусматривающего зачисление конфискованных денежных средств, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений. Между тем, само понятие «коррупционное правонарушение» в настоящее время отсутствует в законодательстве. Принятие законопроект «О внесении изменений в статью 2. Целью законопроекта является устранение правовой коллизии между Федеральным законом «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и бюджетным законодательством. Его реализация позволит избежать споров о необходимости использования специального банковского счета в соответствии с Федеральным законом. Все статьи Связь экономической деятельности и административного права Попова Н. Вся история человечества — это непрерывный процесс удовлетворения возрастающих потребностей посредством экономической деятельности. В сфере экономики создаются материальные и духовные ценности.

Читайте также:  Что делать если у счетчика на воду вышел срок поверки

Административное право в условиях рыночной экономики

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Административное право в условиях рыночной экономики». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Необходимо отметить, что органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В отличие от товарного рынка, специфической особенностью рынка ценных бумаг является то, что обращающиеся на нем ценности представляют собой некоторую совокупность прав и возможных экономических притязаний к тем или иным субъектам экономической деятельности. При всей своей важности и возрастающем значении в нынешних условиях становления и развития рыночной экономики экономическая предпринимательская деятельность всех типов посредников на финансовом рынке и рынке ценных бумаг носит вторичный и производный от производственно-хозяйственной деятельности предприятий и их объединений характер.
Уведомительный порядок имеет место, в частности, при начале осуществления таких видов деятельности, как розничная и оптовая торговля потребительскими товарами, бытовое обслуживание, гостиничные услуги, перевозка грузов свыше 2,5 т и др. (ст. 8 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля 2009 г.; Постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности»).

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ РОССИЙСКОГО ПРАВА

В сегодняшнем понимании»экономика»- это системный хозяйственный комплекс, который включает в себя взаимосвязанные и взаимосвязанные звенья, во-первых общественного производства, во-вторых, распределения и, в-третьих,, обмена произведенного продукта в масштабах всей государствєї держави.

Страна принимает активное участие в финансовой деятельности предприятий, но только посредством контроля налогообложения, банковской и финансово-кредитной системы. При этом административное давление со стороны государственных структур является минимальным.

Так что же такое Административное право? Существует две разные трактовки термина административное право. Поэтому в данном разделе мы Вам расскажем что такое административное право как отрасль права и что такое административное право как наука. Данная тема весьма актуальна, потому, что административное право является базовой, ключевой отраслью наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом. Оно составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений, повседневно возникающих в различных сферах общественной и государственной жизни.

Многообразие продукции товаров и услуг предполагает соблюдение общих параметров. Так как очень сложно определить качество того или иного продукта, услуги. Поэтому столь важное значение, в условиях рыночной экономики, приобретают такие государственно-правовые регуляторы, как сертификация, стандартизация и единство измерений. Работа в таких условиях подразумевает ориентацию на товарно-денежные отношения, уважение к частной собственности, формированию рыночной цены на товар, ведение договорных отношений, минимального вмешательства государственных структур в дела частных компаний.

Объектом государственного регулирования и управления в области экономики выступают различные составляющие ее структурные элементы: 1) отдельные отрасли народного хозяйства и комплексы взаимосвязанных отраслей (в систему области экономики входят промышленный, строительный, агропромышленный комплексы и комплекс хозяйственно-обслуживающих отраслей); 2) функционально специализированные сферы межотраслевой экономической деятельности субъектов финансового рынка и рынка ценных бумаг; 3) вся область экономики в целом как единый народно-хозяйственный комплекс.

Чтобы стать высококвалифицированным юристом, необходимо знать не одну отрасль права, в т.ч. необходимо знать и основные понятия административного права. Чтобы помочь начинающим юристам и студентам юридического факультета, мы скомпоновали всю необходимую информацию об (всё об) административном праве, рассмотрим: понятия, виды, нормы, особенности, признаки, субъекты, источники, функции, принципы и многое другое об административном праве, что называется «От и До».

Инновационной (внедренческой) считается деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового рыночного товара. Сферами инновационной (внедренческой) деятельности являются: 1) организация экспертиз; 2) внедрение и тиражирование изобретений «ноу-хау»; 3) создание и передача новых образцов техники, технологий и научно-технической документации; 4) патентно-лицензионная деятельность и многие другие направления научно-технических и посреднических работ. Наряду с этим рынком в области экономики существует также финансовый рынок.
В данном разделе мы Вам объясним что означает термин нормы административного права и подробно опишем виды административного права, а точнее виды норм административного права. Также, детально распишем структуру норм административного права и особенности норм административного права.

Свои истоки наука административного права берет в недрах науки камералистики, сформировавшейся в XVI-ХVII веках в Германии, Франции и некоторых других странах Европы. Камералистика (или камеральная наука) — это наука об управлении, соединившая в себе представления ученых того времени о правилах управления в государстве, государственных финансах, экономике, хозяйстве. Ее виднейшими представителями были Г. Обрехт, М.
Стоимость продукции формируется на основе текущего спроса и предложения, а также с учетом торга двух участников сделки – продавца и покупателя.

Общим выступает статистический учет (см. Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ»; Федеральный закон от 25 января 2002 г. № 8-ФЗ «О всероссийской переписи населения»). Особыми видами учета является ведение различных реестров, кадастров, каталогов, балансов и иных перечней: уже назывались реестры саморегулируемых организаций, объектов культурного наследия, прибавим сюда реестр недобросовестных поставщиков (ст. 19 Закона о размещении заказов на поставки товаров), перечень юридических лиц, в собственности которых могут находиться ядерные материалы (ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании ядерной энергии»).

Крупнейшими составляющими экономической системы Украины являются: промышленность; энергетический комплекс; агропромышленный комплекс; строительный комплекс; транспорт и дорожное хозяйство, связь; торговый комп плекс; жилищное хозяйство; бытовое обслуживание населения; сфера использования и охраны природных ресурсе. Термин»экономика»образовался вол греческих слов»oikos»что означает в переводе дом, хозяйство и»nomos»- правило, закон. Совокупность этих слов в буквальном смысле означает»правила ведения домашней шнього хозяйстваила ведення домашнього господарства».

СТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА КАК НАУКИ

Технический регламент – документ, который принят международным договором РФ или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) (регламенты Президента и Правительства действуют до принятия соответствующего закона). Один из примеров таких актов – Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Одновременно был введен более строгий порядок взаимоотношений хозяйствующих субъектов с налоговыми органами (постановка на учет, наложение штрафов, информация о всех открытых счетах).

Изучение административного права предполагает анализ и исследование ее сущности, специальных правовых норм, правотворчества и применения правовых норм, которые обеспечивают удовлетворение публичных интересов, регулируют деятельность субъектов, обладающих властными полномочиями, а также определяют взаимоотношения государственных органов и граждан.
Сектор финансового рынка охватывает экономическую предпринимательскую деятельность кредитных организаций, связанную с кредитованием и предоставлением иных видов услуг финансового характера с целью извлечения прибыли как основной цели своей деятельности. Это может быть банковская, инвестиционная, страховая, аудиторская, оценочная деятельность и некоторые другие виды деятельности банковских и небанковских кредитных организаций.

Современное российское административное право призвано регулировать государственно-управленческую деятельность, возникающие в ее процессе многообразные управленческие отношения в различных сферах — хозяйственной, социально-культурной и административно-политической.

Нормы административного права в Российской Федерации определяют порядок создания, реорганизации и упразднения органов исполнительной власти, их перечень, цели и задачи их деятельности, компетенцию и другие стороны правового статуса этих органов, их структуру и процедуру деятельности. Распространяются они и на организацию местного самоуправления, и порядок взаимодействия его органов с органами государственной власти.

Федеральный закон «О техническом регулировании»). Подтверждение соответствия – это документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Подтверждение соответствия в России может носить добровольный или обязательный характер. Обязательная сертификация проводится только в случаях, установленных техническими регламентами (общими и специальными) (п. 1 ст. 23 Закона).
Современные экономические словари определяют»экономику»как хозяйство, совокупность средств, объектов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни удовлетворения потребностей путем создания необходи их человеку благ, условий и средств существования с применением рабнням праці.

Экономика сложная полиструктурная система общественных взаимосвязей, которая функционирует с целью удовлетворения материальных потребностей общества. Основными составляющими системы экономики являются отрасли, подотрасли и ихн ни комплекси.

Все взаимоотношения осуществляются путем заключения контрактов, где прописываются условия сотрудничества, права и обязанности сторон. Такой подход позволяет защититься, как покупателю, так и продавцу от непредвиденных ситуаций в период острудничества. Это обусловлено специфическим предметом данной отрасли права, широтой и глубиной отношений, которые регулируются его нормами. Административное право, будучи неотъемлемой частью системы российского права, соотносится с ней как часть и целое и тесно связано с другими отраслями российского права, такими как конституционное, гражданское, трудовое, финансовое, уголовное и др.

Различные типы коммерческих организаций в структуре секторов финансового рынка и рынка ценных бумаг специализируются по рыночным функциональным сферам экономической деятельности: в банковской; страховой; аудиторской; инвестиционной деятельности на финансовом рынке; в брокерских, дилерских и других видах профессиональной предпринимательской экономической деятельности на рынке ценных бумаг. В рыночной экономике у производителя появляется особый вид ответственности. Потенциальный покупатель может диктовать свои желания, волю и вкус продавцу, а последний для повышения собственной прибыли и роста продаж должен выполнять эти «прихоти».

Нормы административного права устанавливают, кроме того, порядок создания, реорганизации и упразднения управляемых объектов – предприятий, учреждений и организаций и регулируют многие стороны их деятельности независимо от форм собственности, их взаимоотношения с органами государственной администрации. Нормы административного права закрепляют также порядок прогнозирования, планирования и ценообразования, распределения материальных ресурсов, регулирования заработной платы.
Закон «О сертификации продуктов и услуг» регулирует деятельность по подтверждению качества продукции установленным требованиям. «Сертификат – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям»[12]. Госстандарт России определил номенклатуру товаров подлежащих обязательной сертификации, центры стандартизации постоянно информируют торгующие организации об изменениях в данном перечне.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector